КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модель оценки конкурентоспособности товаров и услуг на мировом рынке
Часто зарубежные филиалы ТНК достигают на рынках принимающих стран более высокого уровня конкурентоспособности за счет больших финансовых возможностей и массированных рекламных компаний. Главный фактор достижения конкурентоспособности на мировом рынке — правильно выбранный ассортимент товаров и услуг на основе квалифицированно проведенного анализа конъюнктуры рынка. В процессе анализа конъюнктуры рынка экономисты международных компаний нередко используют метод, разработанный бостонской консультативной группой «Бостон консалтинг групп» и получивший название бостонской матрицы (рис.). Использование этого метода показывает, что международная компания на мировом рынке находится под влиянием факторов, на которые она не может оказывать прямого влияния. Примерами таких объективных внешних факторов могут являться развитие технологии в данной отрасли, конвенции международных организаций по охране окружающей среды, изменения потребительского спроса (например, бум спроса на биопродукты в 90-е годы). Конкуренция на мировом рынке более жесткая, чем на национальном, так как международная компания встречает на мировом рынке больше сильных соперников. Доля на мировом рынке представляется как основной потенциал успеха того или иного товара или услуги. На бостонской матрице товары или услуги, с которыми международная компания выходит на мировой рынок, располагаются в четырех квадратах в зависимости от занимаемой ими доли на рынке. В левом верхнем квадрате располагаются товары или услуги (их называют «звездами»), характеризующиеся особо высокими темпами роста продаж. Доля в продажах у них выше, чем у основного конкурента, следовательно, они прибыльнее для компании. Они производятся в значительных объемах, издержки их производства и сбыта — одни из самых низких на данном рынке (в том числе и за счет эффекта масштаба). Чтобы не допустить экспансии конкурентов на растущем рынке, следует осуществлять инвестиции и реинвестировать полученные доходы в производство и развитие рынка. В нижнем левом квадрате располагаются товары или услуги, которые продаются на рынке с низкими темпами роста, хотя они вполне конкурентоспособны и доля их в продажах на этом рынке выше, чем у основных конкурентов. Их называют «денежными коровами». Они прибыльны для компании. В то же время, поскольку темпы роста продаж невысоки, производителям не требуются большие инвестиции. Следовательно, эти товары или услуги приносят международной компании на мировом рынке высокую прибыль. Товары или услуги, находящиеся в правом верхнем квадрате, характерны тем, что объемы их продаж растут быстрее, чем в среднем на рынке, однако их доля в продажах ниже, чем у основного конкурента. Их называют «знаками вопроса» или «дикими кошками» (которые гуляют сами по себе). В связи с тем, что темпы роста продаж этих товаров или услуг весьма высоки, но конкурент очень силен, компании придется осуществлять крупные капиталовложения в совершенствование потребительских свойств этих товаров или услуг и повышение их качества, если она хочет сохранить свой уровень конкурентоспособности. В то же время, поскольку доля этих товаров или услуг относительно невелика в общем объеме продаж на рынке, то особой прибыли они не приносят. Они поглощают деньги, но чистый результат от их сбыта невелик. Лучший вариант — добиться их перемещения в категорию «звезд». В правом нижнем квадрате располагаются товары или услуги, объемы продаж которых растут медленнее, чем в среднем на рынке, а их доля в продажах ниже, чем у основного конкурента. Их называют «собаками». На них распространяется правило 20:80, означающее, что эти товары или услуги, приносящие 20% прибыли, поглощают до 80% времени международных менеджеров. Поддержание производства этих товаров или услуг связано с немалыми инвестициями, а приносят они компании только убытки. Выход на мировой рынок с новым товаром или услугами по схеме бостонской матрицы начинается со «знака вопроса», поскольку ассортимент товаров или услуг рационально подбирать для быстро развивающихся рынков. При благоприятной конъюнктуре рынка, когда товар или услуги отвечают запросам основных потребителей, товар или услуги конкурентоспособны, объемы их продаж растут, доля на рынке оказывается больше, чем у основного конкурента, они переходят в квадрат «звезд». Когда спрос на товары или услуги данного типа достигает стадии зрелости, темпы роста объема сбыта сокращаются, эти товары или услуги по схеме матрицы переходят в квадрат «денежной коровы», принося компании значительную прибыль. Когда же покупатели обнаруживают на мировом рынке новые, более привлекательные товары, прежние товары или услуги по схеме матрицы переходят из квадрата «денежной коровы» в квадрат «собаки» и снимаются из системы сбыта международной компании. Построение бостонской матрицы дает глобальному менеджеру возможность наглядно увидеть и осмыслить текущую ситуацию и перспективы сбыта на мировом рынке товаров или услуг, производимых его зарубежным филиалом в принимающей стране. Матрица поможет менеджеру выбрать те товары или услуги для реализации на мировом рынке, повышением конкурентоспособности которых целесообразно заниматься в первую очередь. Кроме того, на основе бостонской матрицы международный менеджер может решить задачу координации усилий предприятий системы ТНК для повышения конкурентоспособности товаров и услуг на мировом рынке и рационального распределения финансовых ресурсов международной компании между ее зарубежными филиалами.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |