Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уроки по системе Шаталова с использованием опорных конспектов

Первый урок:

Шаталов – преподаватель физики и математики. Суть методики: на уроке объясняется сразу достаточно большой объем материала. В начале учитель объясняет весь материал первый раз, делая необходимые записи на доске, используя демонстрационные опыты и наглядный материал. Ученики в это время слушают, наблюдают, никаких записей не делают, т.е. внимание не рассеивается, все направлено на понимание и запоминание.

После первого объяснения учитель демонстрирует ученикам красочный конспект. Конспект представляет собой набор опорных сигналов, и включает в себя основное содержание предыдущего объяснения. Пользуясь конспектом, учитель ещё раз сжато повторяет объяснение. При необходимости повторяет ещё раз, добиваясь полного понимания.

Затем ученикам раздаются или полностью готовые конспекты или незаконченные конспекты, где нужно что-то дописать, дорисовать. Домашнее задание – прочесть учебник, всмотреться в конспект, прокрутить в голове рассказ учителя.

Конспект – это набор определенных символов и рисунков, в которых зашифровывается весь материал. Весь материал разбивается на блоки, каждый блок имеет свою границу и выделен своим цветом. Блоков должно быть не более 7, минимум слов. Конспект должен быть образным и легко запоминаться. Минимум изобразительных средств, максимум информации.

Составление таких конспектов требует большой фантазии и много времени, поэтому первоначально используете их 2-3 раза за год, постепенно они накапливаются, можно привлекать к созданию конспектов старшеклассников. Такой конспект включает в себя материал нескольких уроков.

Освободившееся время используется для тренировки, закрепления, выполнения практических задач, выполнение заданий. Шаталов предлагал развешивать такие конспекты по школе. Когда ребенок постоянно глазами наталкивается, он постепенно это запоминает.

Этапы составления конспекта по Шаталову:

1. Анализ учебной программы по данной теме, отбор основного содержания, структурирование на разделы, т.е. выделение блоков информации.

2. Вычленение опорных понятий и знаний в каждом блоке, изображение их в сжатой образной форме в виде общепринятых или специально придуманных символов или рисунков, с которыми ассоциируется содержание понятия, при этом не следует увлекаться деталями, лучше придать рисунку. Новые термины целесообразно писать полностью.

3. Компоновка закодированных понятий в блоки. Выбор геометрической формы для каждого блока. Отдельные блоки должны быть обведены четким контуром и отличаться друг от друга формой и размерами.

4. Размещение блоков информации на плакате. Между блоками должно оставаться достаточное пространство, чтобы они зрительно не сливались в один блок.

5. Решение цветовой гаммы. Каждый блок должен иметь свой фон (бледных цветов, чтобы цвет не мешал восприятию картинки).

 

Второй урок:

15-20 минут, проверка домашнего задания (пусть в конспекте было 5 блоков) класс на память рисует конспект урока, учитель взывает двух учеников: первый шепотом рассказывает учителю содержание первого блока учителю, второй – на магнитофон, затем они садятся и начинают рисовать со второго блока.

К доске идет следующая пара и рассказывает второй блок, садятся и рисуют на местах с третьего блока и так весь конспект до конца. Оценки выставляются сразу. Конспекты по мере готовности сдаются и сразу же проверяются. Ошибки не исправляются, оценки не ставятся, но раскладываются по стопкам: «5», «4», «3».

После того, как тихий опрос закончен и конспекты сданы, к доске выходят по очереди 5 человек и рассказывают содержание каждого блока. За 20 минут опрошено 15 человек.

Шаталов большое значение придавал нравственной обстановке в классе, ученик не должен бояться отвечать, двойки он вообще не ставил, использовал ведомости открытого типа, где выставлялись «4» и «5», «3» выставлялись карандашом, вместо «2» ставились «дырки» которую ученик может исправить.

При обучении используются одноместные парты (поддерживается дисциплина, и дети не списывают). Вместо экзаменов использовал тест группового контроля, при подготовке к тесту нужно ответить на 70 вопросов, на тесте ребята делятся на группы по 8-10 человек, каждому достаётся 7 вопросов.

Первая группа, которая сдает, получает на бал выше. Если ученик не отвечает на вопросы, он с опроса снимается, но может пересдать тут же с другой группой. Если снова не получилось, то к нему прикрепляют консультанта из тех, кто сдал на 4 и через 1-2 дня пересдача. Если он сдает, то получает оценку, а консультант получает «5», но ответить уже нужно будет на 14 вопросов.

В результате этой методики исчезает деление на сильных и слабых, резко сокращается время на изучение материала и большая разговорная практика.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №12 | Факультативные занятия по химии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.