Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции процесса обучения: образовательная, развивающая и воспитательная




Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование системы знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности обучающегося. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания должны характеризоваться осознанностью, полнотой, системностью, отражать необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам человеческой деятельности. Обучающийся должен уметь оперировать освоенной системой знаний в учебных и практических ситуациях.

Развивающая функция обучения заключается в том, что в процессе усвоения знаний происходит развитие обучаемого по различным направлениям - развитие речи, мышления, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, сенсорной и двигательной сфер личности.

Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. Воспитывающим фактором является прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал.

Принципы обучения – требования, которые должны реализовываться при организации образовательного процесса. Принцип научности отражает взаимосвязь содержания обучения с современным научным знанием. Требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что обучающийся овладел элементами научного поиска, методами науки, способами научной организации учебного труда.

Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося. Предполагает преподавание и усвоение знаний в опреде­ленном порядке, системе. Он требует логического построения как содер­жа­ния, так и процесса обучения.

Принцип воспитывающего характера обучения направлен на формирование в процессе обучения социально важных качеств личности (воспитание в учебном процессе целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, аккуратности). Принцип развивающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя. В Древней Греции учителя говорили: «Никого ничему нельзя научить, можно лишь помочь научиться чему-либо». В странах Древнего Востока была популярна фраза: «Можно подвести верблюда к водопою, но нельзя заставить его напиться. Можно подвести ученика к морю знаний, но сможет ли он впитать в себя хотя бы каплю?». Данный принцип особенно актуален в современной дидактической системе, т.к. обучение эффективно лишь тогда, когда ученики осознанно проявляют познавательную активность. Это выражается в том, что учащиеся проявляют интерес к знаниям, осознают цели своего учения, планируют и организуют свою учебно-познавательную работу, умеют себя контролировать и проверить, ставят проблемы и умеют искать их решения.

Принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Принцип наглядности обучения сформулировал еще в 17 веке чешский педагог Ян Амос Коменс­кий в своей книге «Великая дидактик». В процессе обучения ученику надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать – через это вести к знанию.

Принцип доступности обучения требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических пере грузок.

Принцип прочности результатов обучения требует, чтобы знания надолго закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения.

Принцип связи обучения с жизнью предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач различных сфер жизнедеятельности; учил анализировать и преобразовывать окружающую действи­тельность, вырабатывая собственные взгляды.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы означает, что учитель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: урок, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах.

2. Основы дидактики. Классификация методов обучения.
Метод обучения (от греч. metodos – путь к чему-либо) – это упорядоченное взаимодействие пе­да­гога и учащихся, направленное на достижение заданной конкретной цели обучения.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. Учитывая, что оснований классификации может быть много, то существует несколько разновидностей классификаций методов обучения. Рассмотрим сущность наиболее известных классификаций методов обучения.

1. Основа классификации – активность ученика в процессе обучения.

Группы методов обучения: а) пассивные методы обучения (лекция, рассказ учителя, просмотр видеофильма и др.); б) активные (лабораторные работы, практикумы, контрольные работы и др.)

2. Основа классификации – последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения.

Выделяют следующие методы: 1) методы приобретения знаний (лекции, работа с научными публикациями, просмотр и анализ видеоматериалов и др.); 2) методы формирования умений и навыков (упражнения, самостоятельная работа, выполнение творческих заданий и др.); 3) методы применения знаний (практикумы, выполнение проектных заданий; курсовых и дипломных работ); 4) методы закрепления знаний (ученические конференции, работа со специализированными компьютерными программами и др.); 5) методы контроля и проверки знаний, умений, навыков (тестирование, контрольные работы, зачеты, экзамены).

 

3. Основа классификации – источник знаний. Таких источников три: слово (словесные методы обучения: «устное слово» – методы обучения: рассказ, лекция, беседа; «письменное слово» - методы обучения: работа с книгой, с Интернет-материалами и др.), наглядность (наглядные методы обучения – экскурсии, просмотр видеофильмов и др.), прак­тика (практические методы обучения – лабораторные работы, практикумы и др.).

Традиционная классификация методов обучения

Методы
Практический Наглядный Словесный Работа с книгой Видеометод
Опыт Упражнение Учебно-произ­водительный труд Иллюстрация Демонстрация Наблюдения учащихся Объяснение Разъяснение Рассказ, беседа Инструктаж, лекция Дискуссия, диспут,   Чтение, конспектиро­вание Реферирование Цитирование Составление плана   Просмотр, анализ увиденного Повторение демонстрируемых действий    

4. Основа классификации – характер познавательной деятельности ученика, уровень его самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. В данной классификации выделяются следующие методы:

1) объяснительно-иллюстративный метод;

2) репродуктивный метод; 3) проблемный метод;

4) частично-поисковый (эвристический) метод;

5) исследовательский метод.

Данная классификация получила поддержку и распространение среди педагогов-практиков. Наиболее сложно реализовать эвристически й метод обучения, который выражается в следующих его характерных признаках: 1) знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно; 2) учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; 3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Выбор методов обучения зависит:

– от ведущих установок дидактики в конкретном историческом временном интервале;

– от особенностей содержания и методов конкретной науки и изучаемого учебного предмета, темы;

– от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

– от цели, задач и содержания материала конкретного урока;

– от времени, отведенного на изучение того или иного материала;

– от возрастных особенностей учащихся; от уровня их реальных познавательных возможностей;

– от уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);

– от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

– от возможностей и особенности учителя, уровня его теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных и профессиональных качеств.

Так, например, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он их приобретение учащимися путем самостоятельной работы. В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала. В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо ин­формационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т. п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.