КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика конкретных методов воспитания
Для формирования необходимых качеств личности важнейшим методом воспитания является упражнение. Чтобы сформировать устойчивые позитивные, социально полезные навыки и привычки, надо начинать упражнение как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки (К.Д. Ушинский). Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позиций интересов других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках. Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Использование метода приучения в гуманистических системах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежно присутствующее в этом методе воспитания, направлено на благо самого человека. Требование – это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств. Одно из главных условий эффективности данного метода – чувство меры: «Приучайте дитя сначала повиноваться 2–3 легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если приводимые вами привычки не будут укореняться...» (К.Д.Ушинский). Хорошие результаты в деле воспитания личности дает метод поручений. С помощью поручений у воспитанника могут развиться необходимые личностные качества. Для формирования позитивных жизненных взглядов, социально значимых установок в процессе индивидуальной работы с воспитанником используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное, строго логичное доказательство какого-либо утверждения, нравственной позиции, оценки происходящего. Убеждаясь в правоте сказанного, воспитанники формируют или корректируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу воспитанника, является внушение. По образному выражению В.М. Бехтерева, внушение входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа - критику. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда подросток пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказали в этой ситуации педагог или родители?». В системе воспитательных методов реабилитации ведущая роль отводится методу созданию ситуации успеха, уменьшению эмоциональной значимости проблемной (конфликтной, кризисной) ситуации. Вместе с тем, важно научить воспитанника определенному поведению и в ситуации неудачи. П. Вайцванг отмечал: «Чтобы ощущать себя свободным в успехе, надо чувствовать себя свободным и в неудаче». Для снятия «комплекса неуспешности» можно использовать следующие способы: создать минигруппу воспитанников, имеющих схожие проблемы; сформировать отношение к ситуации неуспеха как к стимулу для работы над собой с целью достижения успеха; вселить уверенность в позитивные изменения в проблемной ситуации; соотношение самооценки воспитанника с оценкой его личностного потенциала экспертами; организация взаимодействия со значимым другом и «внутри себя» (советы самому себе по выходу их ситуации неудачи, обсуждение способов преодоления трудностей со значимым ровесником); проверка этих способов на основе специально смоделированной или реальной (естественной) ситуации: в случае удачи – пополнение банка индивидуальных способов действия в сложной ситуации, в случае неудачи – повторный поиск системы действий по выходу из проблемной ситуации. С древних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности как поощрение, наказание, соревнование. Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Соревнование – это метод направления естественной потребности человека к соперничеству для развития нужных человеку качеств, которые дают ему преимущества перед другими людьми. Среди древнейших методов воспитания наказание – наиболее известный. В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности его применения, но и по всем специальным вопросам методики – кого, где, когда, сколько и с какой целью наказывать. Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние. Известны следующие виды наказания, связанные с: 1) наложением дополнительных обязанностей; 2) лишением или ограничением определенных прав; 3) выражением морального порицания, осуждения. В реальных условиях воспитательного процесса методы воспитания используются в сложном единстве. На практике в процессе воспитания всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший – оптимальный. Отчего зависит выбор методов воспитания? - от цели и задач воспитания (история методов воспитания в Спарте); - от вида воспитания (эстетическое, физическое; экологическое и др.); - от возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей воспитанников; - от педагогической квалификации воспитателя («парадокс воспитания» по П.П.Блонскому); - от единства или противоречивости в выборе методов воспитания в семье, образовательном учреждении, творчесокм коллективе, группе ровесников; - от уровня сформированности детского коллектива (см. принцип воспитания в коллективе и через коллектив); - от материально-технической оснащенности воспитательного процесса и др. Система средств воспитания. С точки зрения философской средством обычно называют все то, что использует человек в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, заимствуются и извне для реализации деятельности, получения ее наиболее предпочитаемого результата, для усиления и повышения качества деятельности и отдельных ее элементов. Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам относятся: способы коммуникации; материальные средства; культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства и др.); коллективы и социальные группы, членом которых является воспитанник; различные виды деятельности воспитанника (учеба, труд, спорт, организованный досуг), технические средства; природа (живая и неживая). Организованный досуг ребенок может найти в учреждениях дополнительного образования (УДО – Дворцы творчества, досуговые центры, кружки, секции). Ребенок приходит в УДО по ряду причин. Среди них выделяют следующие: творческие ( креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремление детей к самореализации в избранном виде деятельности; познавательные потребности детей и их родителей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в области, выходящих за рамки программ школьного образования; коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами; компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения; профориентационные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку; досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |