Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзистенциализм




Можно с полным правом сказать, что экзистенциализм стал одним самых ярких и влиятельных течений в философии ХХ века, под его непосредственным влиянием находились многие сферы современной культуры, особенно литература и театр (произведения Ф.Кафки, Замятина). Представители экзистенциальной философии могут быть обнаружены практически во всех странах Европы ХХ века: М.Хайдеггер и К.Ясперс в Германии, Ж.П.Сартр и А.Камю во Франции, Х.Ортега-и-Гассет в Испании, Абаньяно в Италии, Н.Бердяев и Л.Шестов в России. Но общепризнанным «основателем» данного философского направления считается датский религиозный философ Серен Кьеркегор.

В сущности, философия Кьеркегора ознаменовала переход «философии жизни» на новую ступень, ее превращение в экзистенциальную философию. Поэтому, можно сказать, что Кьеркегор – последний из «философов жизни» и первый экзистенциальный философ.

Кьеркегор основывался на том, что действительность не может быть отождествлена с мышлением, поскольку она немыслима. Единственная действительность – это существование, не имеющее ничего общего с мышлением. «Быть – это, значит, существовать», что для Кьеркегора означает чувствовать, переживать, страдать, стремиться к чему-либо.

Существование, субъективность (по сути, -это страсть), являясь основой бытия, подчиняется законам субъективной (экзистенциальной) диалектики. Последняя рассматривается Кьеркегором как средство, с помощью которого человек проходит три качественно различные стадии жизни: эстетическую, этическую и религиозную.

На эстетической стадии ценой отказа от обретения «истины» своего существования является наслаждение. Это приводит к тому, что человек полностью отдается во власть влечений и страстей. Возникает неудовлетворенность жизнью и отчаяние.

Этическая стадия – стадия добродетели. Самоопределение личности осуществляется на основе морального закона, который обладает статусом категорического императива. Мотивацией поведения здесь является выбор, обусловленный долгом. На этой стадии отчаяние продолжает усугубляться, а человек все больше убеждается, что противоположностью греха является не добродетель, а вера.

На третьей, религиозной стадии развития человек осознает значимость своей личности, принимает страдание как принцип индивидуального бытия и тем самым приобщается к Богу, подлинному существованию, в котором вера, страдание, отречение от мира есть благо. Таким образом, если разум приводит к отчаянию, то вера спасает от него, утешая человека и давая ему надежду.

Кьеркегор первым представил существование человека как проблему, показал как овладевшее человеком отчаяние может определить его жизнь. Эти идеи «упали» на благодатную почву всеобщего кризиса начала ХХ века. Фактически, философия экзистенциализма есть философия кризиса, в основе ее - кризисное восприятие человеком жизни, но, в то же время, именно философы-экзистенциалисты первыми показали и пути преодоления духовного и мировоззренческого кризиса современности (в отличие, скажем, от «философов жизни», которые лишь критически оценивали ситуацию, лишь предугадывали будущий кризис).

Именно экзистенциальные философы, размышляя над сущностью и смыслом человеческой жизни, пришли к парадоксальному выводу, что «жизнь абсурдна», т.е.. бессмысленна. Это означает, что общего для всех смысла жизни нет, или он от нас скрыт. Как же жить человеку с ощущением бессмысленности происходящего? Экзистенциалисты позитивно отвечают: надо самому найти свой смысл жизни, определить главные свое ориентиры и принципы, которые затем не следует нарушат несмотря ни на что. Определить смысл своей жизни – это главное право, и главная трудность для человека, это значит реализовать себя как свободную в духовном плане, творческую личность, осуществиться. Основополагающая установка экзистенциалистов – «личностью не рождается, личностью становятся». Личность реализует свое «свободобытие», ибо, по утверждению Сартра, «для человека бытие и свободобытие – понятия тождественные».

Но свобода может стать и в тягость, и тогда человек сам выбирает несвободное, неподлинное существование, конформизм. Но в этом случае он не реализуется как личность, и по выражению Ортеги-и-Гасета, его жизнь напоминает «кораблекрушение»: крушение надежд, чаяний, человек становится «обломками того, чем он мог бы стать». Кроме того, отказ от своей свободы, признание над собой чужой воли, отказ от себя как личности приводит к тому, что человек не поступает больше личностно, а выступает как часть целого – «винтик», не контролирующий, и значит не отвечающий за свое бытие. Человек становится «одномерным», такие «одномерные» люди создают массовое общество, массовую культуру.

Экзистенциалисты в рамках рассмотрения взаимоотношений человек-общество, выявили и рассмотрели феномен массовости, массовое общество и культуру, показали его губительные для человечества черты. Общество подгоняет человека под определенные рамки, делая его послушным орудием в своих руках. Показатель такого абсолютного подчинения личности обществу – возникновение в ХХ век тоталитарных режимов, стирающих все личностное.

Человек, по мнению экзистенциальных философов, должен противостоять натиску общественных установок, оценивать их самостоятельно, отдавая отчет, что только он определяет свое бытие и отвечает за свое собственное бытие. Личностное, «прочувствованное» бытие человека связано с конкретным временем; оно не имеет модальности, оно осуществляется «здесь и сейчас» (М.Хайдеггер называет его «дазайн» - «тут-вот-есть-бытие»), когда человек должен самостоятельно принять решение, сделать выбор, и затем нести ответственность за принятое решение.

Заслугой экзистенциальных философов было и выявление «экзистенциальных чувств», сопровождающих человека в жизни, чувств,, неотделимых от сущности человека, выражающих его глубинную подлинную суть. Это чувство тревоги («тошноты», по Сартру)- человек каждую секунду перед выбором, но нельзя перебрать все ситуации, поэтому любого человека тревожит: правильно ли он сделал выбор. На пути осуществления своего выбора человеком может овладеть отчаяние, так как не все в жизни человека от самого человека зависит. И наконец. Третье чувство, выражающее суть человеческого существования – «заброщенность» одиночество.

Экзистенциалисты предлагают переживать эти чувства личностно, т.е., не закрывая глаза на происходящее, не «зарываясь головой в песок», нести все тяготы человеческого существования.

В рамках экзистенциальной философии разрабатываются и другие социальные идеи и концепции: проблема человеческого существования как бунта во имя освобождения себя как личности, реализации личностного начала - бунт предстает как единственный способ бытия человека (сущность и возможные последствия бунта исследует А.Камю); проблема отчуждения бытия личности от нее самой, существования от сущности в современной европейской цивилизации (Ж.П.Сартр, Э.Фромм), проблема личностного и неличностного бытия,представленная как взаимоотношение «человека элиты» и «человека массы», проблема массового общества (Х.Ортега-и-Гассет), идея «осевого времени» -времени личностного «пробуждения» человека в истории (К.Ясперс) и другие.

В рамках экзистенциальной философии сосуществуют как религиозные концепции, определяющие критерии личностного существования человека исходя из идеи Бога, и нерелигиозные, стремящиеся определить принципы человеческого бытия безотносительно к божественному. Объединяет все разнообразные экзистенциальные концепции общее обращение к первоначальному сути философии – проблеме поиска смысла жизни, рассмотрение человеческой жизни в контексте социальной- жизни общества, критика социального, уход в индивидуализм, психологизм; существование человека видится как проблема для него самого.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.