Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О предмете пропагандологии




Пропаганда в широком смысле – важнейший вид производства: это формирование субъектов дея­тельности, создание человека в его общественном качестве. Организованные коллективы и воспитанные личности – конечная продукция этого производства.

В антагонистическом классовом обществе оно попадает под контроль эксплуататоров и действует в антинародных целях, в инте­ресах меньшинства против большинства. Пропаганда используется как дезорганизатор, орудие отчуждения, насаждения индиви­дуализма, разрушения общества.

 

Мы рассмотрели пропаганду как вид производства. Его мы описали следующим элементарным образом: «Коллектив и (или) личность при помощи каких-то каналов (материальных носителей) направляет некоторый текст на какой-то коллектив и (или) личность с целью привнести изменение в качество коллектива и (или) личности».

Попытаемся выявить иерархию этих специфических элементов, их взаимосвязь. По-видимому, исходным элементом этой системы можно считать «коллектив» то есть общество людей, связанных некоторой целью или, по-другому, целевой функцией.

Второй элемент – это «личность» (человек, носитель сознания): индивидуальная плоть от общественной плоти «коллектива». «В норме» человек является общественным функционером, выразителем взглядов и "формулировщиком" целей своей общины.

Третий элемент системы - «канал» (материальный носитель текста). Тут разнообразие конкретных видов: от пергамента до сложнейших современных электронных устройств для создания и распространения мультимедийных текстов.

И, наконец, четвёртый элемент в системе коммуникативной цепочки – «текст», («непосредственная действительность мысли и переживания» - по определению замечательного русского философа М.М.Бахтина). Текст в данном смысле – это то, что является чистым «идеальным представлением», что мы ощущаем и мыслим, переживаем, видим и слышим, когда читаем книги, слушаем рассказчиков или глубоко размышляем. Слово «текст» происходит от латинского texo – «ткать», «сплетать», то есть сплетать слова в некоторое целое (этот образ несёт в себе и русское слово «сплетня»).

Итак: «коллектив» - «личность» - «канал» - «текст». Неразрывная связь этих элементов составляет предмет науки «пропагандологии». Этот термин, не получивший распространения, впервые использовал выдающийся русский учёный-библиограф Н.И.Рубакин в своей неопубликованной работе под этим названием [20].

Перед нами цепочка превращения или перетекания сущностей друг в друга: коллектив, этот первоэлемент, порождает (или выдвигает из своей среды) какого-то одного человека (вождя, мыслителя, оратора), обладающего способностью понять и выразить чаяния этого общества. Затем он действует как «проводник» коллективной идеи, как её носитель и, если так можно выразиться, канал распространения идеи. И эта живущая в нём мысль распространяется (тиражируется) в умах других людей, становится всеобщим коллективным представлением, идеей. Так и происходит процесс общественного самопознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.