Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы системного анализа коммуникации




Теперь о прикладном аспекте этой теории.

Что даёт такое понимание предмета для практики исследования информационных процессов, и в частности, системного анализа и конструирования отдельных информационных производств (например, газеты, радиовещательной или телевизионной корпорации)?

Опыт применения такого подхода показал, что в первом приближении удаётся правильно охватить все основные подсистемы системы и составить всеохватный план исследования. А при конструировании будущего издания разработчик моделирует главные подсистемы, также опираясь на эту схему.

Например, системный анализ деятельности какого-то издания начинается с постановки главных вопросов:

1. каковы цели издателя?

2. кто субъект издательской деятельности?

3. какими средствамиа (финансовыми, организационными, техническими) располагает?

4. на какую аудиторию рассчитано издание?

(то есть «цель» - «субъект» - «средство» - «объект»).

А второй шаг анализа – уже рассмотрение каждого из элементов по отдельности.

При выяснении цели издания (напомним, что она двоякая: организационно-воспитательная) нужно осознать, какие у него запланированы организационные мероприятия по отношению к аудитории, какие изменения в сознании отдельных потребителей желательны, то есть каким хотят видеть своего потребителя после его обработки. Эти цели, бывает, не всегда ясно для себя формулируют и сами заказчики и исполнители, или же преднамеренно их скрывают, подменяя какими-нибудь абстракциями вроде «мы только информируем».

Некоторые пропагандисты открыто провозглашают, что их задача – создать нового человека[21]. Таким был, например, вождь пролетарской революции в России В.И.Ленин. Он даёт пример продуманного системного плана организации общероссийской газеты «Искра»[22]. Газета должна была послужить инструментом создания общероссийской революционной партии и выполнить две взаимосвязанные задачи.

Первая – организационная: создать корреспондентскую сеть (она же – сеть партийных ячеек, связанных с центральным комитетом партии). Вторая – воспитательная: подготовить активистов-корреспондентов, которые должны стать руководителями этих низовых организаций.

При выяснении субъекта аналитик выявляет организационную структуру издания. Тут тоже два аспекта – «коллективный» и «личностный». «Коллективный»: какие редакции, какие отделы и службы составляют его, каковы их функции и иерархия. «Личностный»: кто именно возглавляет или определяет их работу – тут многое зависит от личных качеств руководителей, их таланта, образования, опыта…

Очень сложным и кропотливым делом является анализ средств, который также имеет два аспекта. Первый – анализ материальной части, куда входит всё - от редакционных помещений, оргтехники и финансов до средств доставки и распространения издания. Второй аспект – это разбор собственно текстов, создаваемых и распространяемых данным информационным производством. Тут применяется метод, который получил название «контент-анализа», то есть изучения содержания. Контент-аналитики работают с громадными массивами текстов, выявляя степень привлекательности, понятности, соответствия ожиданиям. Часто исследуют с целью узнать о скрытых намерениях издателя, соответствия заявленных и действительных целей и т.п.

И последнее по порядку, но не по важности – изучение объекта издания, то есть аудитории, потребителя. Обычно маркетинговые исследования с этого и начинаются. Есть какая-то группа, имеющая некоторые информационные потребности, есть спрос на какую-то информацию. И задача издателя – найти способ его удовлетворения. Поэтому проводятся социологические исследования будущей целевой аудитории, составляется её портрет. В первом приближении аудитория делится надвое:

Первое – это активисты будущего издания, те, кто будут жадно покупать новый журнал или газету, кто станет слушать все передачи нового канала и отзываться на редакционные затеи: участвовать в конкурсах, викторинах, писать письма, жалобы, собственные корреспонденции и т.д.

Вторая - группа основных читателей, умеренных, уравновешенных без которых никакого издания не бывает. От них зачастую идёт финансовая поддержка издания, их позиция определяет тираж.

Итак, сложный сам по себе предмет предполагает, что для его полного изучения и вынесения оценки эффективности деятельности информационного производства требуется как минимум целая система наук: социология, психология, экономика, менеджмент, риторика… Исходя из такого видения предмета, мы можем обрисовать и контуры системного образования, которое требуется для специалиста по организации современного информационного производства. (О перспективах журналистского образования речь пойдёт в последней главе курса лекций)

Глава 3. Биологические основы коммуникации

 

В этом разделе речь пойдёт о коммуникации как явлении живой природы.

Сам человек, по известному определению Аристотеля, является «общественным животным». Люди, обладая простыми органами чувств (можно сказать – органами коммуникации, общения) – зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием общаются меж собой и как животные, чьё поведение определяется инстинктами, и как запрограммированные обществом функционеры, используя системы знаков и технические средства коммуникации.

Общение есть свойство живой материи. У всех животных имеются простые - не знаковые, а сигнальные способы коммуникации, иногда называемые "языком животных". У человека средств общения гораздо больше и человеческое общение имеет иное качество.

Поговорим о коммуникации как форме биоэнергетических взаимоотношений.

Человеческое общение состоит из двух компонентов:

1. Беззнаковая информация - энергетическая составляющая – это психические сообщения, передаваемые посредством биоэнергетического контакта[23].

2. Знаковая информация – речь, жесты, мимика, позы и т.п., в общем, все то, что является предметом конкретного значения и психологического смысла (об этом достаточно много известно).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.