КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система права, система законодательства, правовая система
Регулятивно-динамическая функция конституционного (государственного) права направлена на формирование и установление компетенции высших органов различных ветвей государственной власти РФ и ее субъектов и др. Существенна и перспективная нацеленность этой функции на формирование правового государства и демократического гражданского общества в современной России. Общая характеристика основных отраслей российского права Автономность различных общественных отношений, их особенность и относительно самостоятельное существование предопределяют и деление права на различные отрасли характеризует его горизонтальное строение. В настоящее время в Росии выделяется значительное число отраслей права. Основные отрасли права следующие: конституционное (государственное), административное, финансовое, гражданское, гражданско-процессуальное, трудовое, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право. Обратим внимание на некоторые особенности наиболее важных отраслей права. Конституционное (государственное) право. Это ведущая отрасль права, что соответствует характеру конституции как основного закона, который оказывает значительное влияние на содержание всех остальных отраслей права, а также в целом на объем и границы правового пространства. Конституционное (государственное) право – это система юридических норм, закрепляющих основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, избирательную систему, систему высших органов государственной власти и управления, судебных и иных органов, порядок их образования и компетенцию, систему и принципы организации местного самоуправления и др. Предмет этой отрасли составляют отношения, возникающие по поводу закрепления основ конституционного строя, формирования государственных органов, закрепления естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, определения правового статуса граждан. В конституционном праве фиксируется федеративное устройство России, система и принципы деятельности федеральных органов государственной власти, порядок их избрания, а также определяются основы построения органов государственной власти в субъектах Российской Федерации и др. Метод правового регулирования конституционного (государственного) права преимущественно императивный, направлен на обеспечение стабильности в обществе, корректирования социально-политических процессов. В силу этого – данная отрасль права выполняет в основном регулятивно-статическую функцию. Ее своеобразие в том, что она закрепляет то, что реально достигнуто и составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства. Основные источники конституционного права России: Конституция РФ; конституции республик; уставы других субъектов Российской Федерации; Федеральные конституционные законы («О Правительстве Российской Федерации» и др.), Федеральные законы РФ («О гражданстве РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», «Об общественных объединениях» и т.д.). Административное право. К конституционному праву непосредственно примыкает административное право, определяющее основы организации и деятельности органов государственного управления (Правительства РФ, министерств, государственных комитетов и др.). Административное право – система юридических норм, регулирующих формирование и функционирование исполнительных органов государственной власти, их отношения между собой, с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами в процессе государственного управления, т.е. осуществления конкретных задач и функций государства на основе и во исполнение законов. Предмет – общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного управления, т.е. определенные организационные отношения, которые имеют несколько разновидностей. Это – собственно государственное управление – исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов на основе исполнения законов, а также другие виды управленческой государственной деятельности в различных сферах жизнедеятельности: оборона, образование, наука, культура, здравоохранение, строительство и др. Особенность регулируемых административным правом отношений в том, что одним из участников непременно является государственный орган или должностное лицо, обладающее властными полномочиями. В административном праве преобладающим является метод императивный, т.е. власти и подчинения, со свойственной ему субординацией субъектов управленческих отношений. Основные источники административного права: Конституция РФ 1993 г.; Кодекс РФ об административных правонарушениях; административно-правовые нормы, содержащиеся в законодательных актах (например, в Законах о милиции, об образовании). Они могут приниматься не только на федеральном и республиканском уровнях, но и представительными органами государственной власти всех субъектов Федерации (край, область и др.); указы Президента РФ, в том числе утверждаемые его указами положения; постановления (правила, положения) Правительства РФ (например, типовые положения об образовательных учреждениях высшего профессионального образования (вуз) РФ); нормативные правовые акты государственных комитетов, министерств, ведомств и служб России, и др. Финансовое право. Извествно, что финансовое право «отпочковалось» от административного права и представляет собой одну из самостоятельных отраслей права. Это связано со значительной, возрастающей ролью финансового права в подъеме экономики и социальной сферы жизни. Эта отрасль права регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государственных органов. Нормы финансового права определяют порядок составления, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджета субъектов РФ, займы, порядок расходования государственных средств, иные финансовые операции. Они устанавливают компетенцию органов исполнительной власти по аккумулированию и распределению государственных денежных средств, регламентируют правила сборов налогов, банковские операции и др. Предмет отрасли финансового права составляют отношения в области финансовой деятельности государства (в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов) в целях обеспечения выполнения его задач и функций. Здесь в силу значимости следует выделить денежно-кредитные отношения, формирование бюджета, взимание налогов и сборов и т.д. Непременная сторона отношений, регулируемых финансовым правом, государственный орган, наделенный властными полномочиями. Основной метод этой отрасли права императивный, свойственный и административному праву. Наиболее значимые источники финансового права: Налоговый и Бюджетный кодексы РФ; Федеральные законы о банках и банковской деятельности; указы Президента РФ и постановления Правительства РФ определенной направленности; нормативные правовые акты республик и других субъектов РФ; приказы и инструкции Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, и др. Гражданское право. По мере развития гражданского общества все более активную роль в современной России стало играть гражданское право. Не случайно его называют правовой базовой основой экономической сферы. Нормы гражданского права регулируют имущественные отношения между гражданами, между гражданами и юридическими лицами, а также некоторые личные неимущественные отношения (например, право на имя, на авторство и отношения в сфере внешней торговли). Предмет – имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Специфическое свойство имущественных отношений, входящих в предмет регулирования гражданского права, проявляется в их стоимостном характере, связанном с имущественным обособлением участников общественных отношений и др. Личные неимущественные отношения возникают по поводу неимущественных благ. Объектами этих отношений являются различные нематериальные блага, в том числе честь, деловая репутация, тот или иной продукт духовного творчества и т.д. Как видно, специфика гражданско-правового регулирования в том, что оно строится на началах равноправия сторон, которым свойственна юридическая самостоятельность в выборе образа своих действий. Метод гражданского права именуется диспозитивным или методом правовой автономии. Его суть в том, что сторонам (участникам) гражданского правоотношения дозволяется свободно, по своему усмотрению решить вопрос о взаимных правах и обязанностях. В ситуации, если они сами не приходят к соглашению, их отношения регулируются посредством императивного метода. Диспозитивный (дозволительный) метод регулирования характеризуется наделением субъектов юридическим равенством, самостоятельностью, инициативой, применением компенсационных и иных специфических способов защиты нарушенных или оспариваемых субъективных прав. Примечательно следующее: согласно ст. 124 ГК РФ, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования «выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений». В составе гражданского права выделяются различные подотрасли: авторское право, жилищное, наследственное, изобретательское, патентное и др. Основной источник гражданского права – Гражданский кодекс РФ. К источникам гражданского законодательства также относятся федеральные законы, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права. Некоторые подотрасли гражданского права систематизированы в виде кодексов (Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и др.). Гражданское процессуальное право. В сфере правового регулирования нередко возникают столкновения интересов субъектов права, споры о праве, заключающиеся в претензии на возникновение, изменение или прекращение того или иного правоотношения. Обращение в суд за разрешением спора о праве порождает ряд отношений, которые регулирует гражданское процессуальное право. Гражданский процесс (гражданское судопроизводство) основывается на системе норм, регулирующих порядок рассмотрения и разрешения судами гражданских дел, т.е. порядок осуществления правосудия по гражданским делам, а также порядок принудительного исполнения судебных актов. Предмет – отношения, складывающиеся при рассмотрении гражданских дел судами в сфере гражданского судопроизводства. Метод регулирования гражданского судопроизводства, его содержание связаны с понятием гражданско-процессуальной формы, т.е. определенным порядком отправления правосудия по рассмотрению и разрешению гражданских дел. Конкретизируя сказанное, заметим: государственная деятельность по защите права в гражданском судопроизводстве характеризуется диспозитивностью. Решающая основа процесса заключается в личном индивидуальном интересе субъекта. Особенности метода регулирования гражданского процесса, кроме изложенного, проявляются в принятии императивных решений – утверждение судом заключенного сторонами мирового соглашения и др. (ст. 220 ГПК РФ). Предельно кратко можно сказать так: метод гражданского процессуального права диспозитивно-императивный. Основной источник – Гражданский процессуальный кодекс РФ. Трудовое право. Эта отрасль объединяет нормы, регулирующие трудовые отношения между работниками (рабочими и служащими) и работодателями (предприятиями всех форм собственности, организациями и учреждениями). Специальное назначение трудового права – создание необходимых правовых условий для достижения согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также регулирование отношений, связанных с трудовыми функциями (ст. 1 ТК РФ). Предмет – общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией гражданами и другими физическими лицами своих способностей к труду. Нормы этой отрасли определяют условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, регламентируют вопросы заработной платы, охраны труда, трудовой дисциплины, регулируют порядок разрешения трудовых споров и т.д. Особенность: эта система юридических норм, регулирующих отношения между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату работы по определенной специальности, квалификации или должности. Метод регулирования трудового права в юридической литературе связывается с уровнем регулирования (сочетание централизованного и локального) и характером (сочетание государственного и договорного) регулирования. Как видим, метод трудового права имеет смешанный характер. Это подтверждает и то, что нормы трудового права могут быть императивными (запрещение труда женщины на тяжелых работах), дозволительными (совместительство), поощрительными, стимулирующими. Субъекты трудовых отношений – рабочие, служащие, государственные, общественные и корпоративные организации, профсоюзы. Как видно, стороны в одних случаях выступают как равноправные субъекты, в других – одна из них подчинена другой. Основной источник трудового права – Трудовой кодекс РФ. Семейное право. Особенность этой отрасли права в регулировании соответствующими нормами семейно-брачных отношений. Семейное право устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращение брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные отношения между членами: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными) и др. Метод регулирования – диспозитивный. Основной нормативный правовой акт – Семейный кодекс РФ. Уголовное право. Данная отрасль права определяет понятие преступления, устанавливает преступность деяний (круг преступлений), уголовную ответственность за их совершение (виды и размер наказаний). Предмет отрасли уголовного права – общественные отношения, складывающиеся в связи с совершением индивидами (гражданами и др.) преступлений (преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, виды наказания и др.). В более обобщенном плане можно сказать, что предмет регулирования уголовного права составляет общественно опасные деяния против личности, общества, государства. Метод регулирования уголовного права – императивный (императивно-запретительный). Его специфика заключается в категорическом запрете совершения определенных преступлений как общественно опасных деяний. Источник уголовного права: в отличие от всех других отраслей права в уголовном действует единственный нормативный правовой акт - – Уголовный кодекс РФ. Уголовно-процессуальное право. Применение норм уголовного права осуществляется посредством уголовного процесса на основе уголовно-процессуальных норм. Уголовный процесс - это тот путь, через который применяется уголовное законодательство страны. И в данной связи – такой вывод: уголовно-процессуальное право – это система правовых норм, определяющих порядок производства по уголовным делам (уголовное судопроизводство). Они регулируют деятельность органов дознания, предварительного расследования, прокуратуры, суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел, устанавливают правовое положение участников уголовного процесса, порядок сбора и оценки доказательств, вынесения приговоров, их обжалования и т.п. Предмет этой отрасли права – система общественных отношений, обеспечивающих производство по уголовному делу: подготовка и назначение судебного заседания; судебное разбирательство и вынесение приговора или иного решения и т.д. Ведущие методы правового регулирования – императивный и метод равенства с сторон. По-видимому, данные методы находят концентрированное выражение в особых процедурных правилах, свойственных этой сфере отношений. Основной нормативный правовой акт - Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Уголовно-исполнительное право. Нормы уголовно-исполнительного права устанавливают порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, определяют средства исправления осужденных, обеспечивают их права, свободы и законные интересы и др. Предельно кратко можно сказать так: уголовно-исполнительное право – система норм, регламентирующих порядок отбывания наказания лицами, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах лишения свободы. Предмет – общественные отношения, возникающие в результате вынесения судом обвинительного приговора и назначения наказания, в процессе его исполнения учреждениями и органами, исполняющими наказание, и отбывания наказания осужденным лицом. Метод регулирования уголовно-исполнительного права – в основном императивный. Вместе с тем, лица, отбывающие наказание, сохраняют в целом (за некоторыми изъятиями) свой правовой статус – статус человека и гражданина. А это значит, что они находятся в сфере правоотношений, регулируемых различными отраслями права. Главный источник – Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Такова общая и краткая характеристика основных отраслей права (понятно, далеко не исчерпывающая). Наряду с названными (основными) в юридической литературе выделяют: земельное, право социального обеспечения, аграрное (сельскохозяйственное), экологическое (природоресурсное), арбитражное процессуальное право, прокурорско-надзорное, военное, торговое, хозяйственное, информационное и т.д. По мнению ученых–юристов в настоящее время сформировались новые отрасли права, такие как налоговое право (выделилось из финансового права), муниципальное право (бывшая подотрасль конституционного права). Следует также признать, что постепенно формируются такие отрасли права, как предпринимательское право, жилищное, административно-процессуальное, конституционно-процессуальное, космическое и другие отрасли, которые ранее существовали в качестве правовых институтов. В определенном соотношении с системой права России находится международное право. Особенность в следующем: нормы международного права не входят непосредственно в систему российского национального права, хотя по этому поводу высказаны и иные суждения[136]. Очевидно, нормы международного права устанавливаются не одним государством, а в силу соглашений между государствами (конвенций, пактов, договоров, уставов международных организаций и т.п.), в соответствии с которыми эти государства принимают определенные взаимные обязательства. Таким образом, складывается особая отрасль надгосударственного права, отдельные нормативные положения которого могут включаться в структуру национального права. В этой связи обратим внимание на то, что Конституция РФ содержит такую норму – в ст. 15 (ч. 4). Здесь констатируется: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются нормы международного договора. К тому же, статья 17 (ч. 1) Конституции РФ гласит, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. А это, по-видимому, предполагает прямое «вхождение» норм международного права не только в конституционное право, но и в содержание других отраслей права, опосредующих социальную сферу, здравоохранение, просвещение, область уголовно-исполнительную и др. Международное право делится на публичное и частное. Международное публичное право регулирует межгосударственные отношения. Его нормы и институты содержатся в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Они закрепляют общие и наиболее важные правила поведения субъектов международного общения, основные начала межгосударственной законности. Международное частное право регулирует гражданско-правовые отношения, а также отношения в сфере семейного, трудового, процессуального права, если в них участвуют иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные и смешанные юридические лица, отдельные государства. Предмет – вопросы права собственности на имущество, находящееся за границей, наследования, авторства, судебные поручения, исполнение иностранных судебных и арбитражных решений внешнеторговый и морской арбитраж и др. Особенность: нормы международного частного права содержатся как во внутреннем законодательстве государств, так и в двусторонних и многосторонних международных документах. Это подтверждает то, что между внутригосударственным и международным правом существует тесная взаимосвязь, построенная на взаимосогласованности норм международного права и национального законодательства. Приведенные положения позволяют подойти к сопоставлению системы права с иными сопредельными юридическими понятиями. Система права и система законодательства. Имеются в виду самостоятельные, но тесно взаимосвязанные категории, характеризующие два аспекта права. Обратим внимание на отдельные моменты, раскрывающие соотношение этих понятий: их единство, различие, взаимосвязь. Общность системы права и системы законодательства выявляются в следующем: 1. Право не существует вне законодательства. Поэтому рассматриваемые понятия выражают содержание и форму позитивного права. Напомним, система права – это внутреннее его строение, соответствующее характеру регулируемых общественных отношений, включающее совокупность и взаимосвязь его норм, институтов и отраслей. Система законодательства - внешняя форма права, выражающая его источники, т.е. систему нормативных правовых актов. 2. Система права и система законодательства – целостные образования, которым свойствен динамизм, процесс развития. Они способны изменять свою внутреннюю организацию под воздействием изменений, происходящих в обществе. К тому же, развитие системы права обусловливает соответствующее преобразование системы законодательства, необходимость ее приведения в соответствие с системой права. 3. В основе системы права лежат социально обусловливающие ее экономические, социально-политические и иные факторы. Законодатель также не может произвольно издавать любые правовые нормы. Они лишь, образно говоря, юридически оформляют познанные наукой потребности общественного развития. 4. Система права и система законодательства выполняют роль стабилизирующего фактора – способствуют созданию нормальных условий для развития общества, обеспечению правомерной деятельности субъектов права. В целом можно сказать, что система права и система законодательства – это две основополагающие стороны одного и того же социального регулятора – объективного права. Различия системы права и системы законодательства. 1. Первичным элементом системы права является правовая норма, состоящая из гипотезы, диспозиции, санкции. Первичный элемент системы законодательства – статья нормативного правового акта, которая может и не содержать все три структурных элемента правовой нормы. 2. Система права носит объективный характер, поскольку отражает состояние общественных отношений и направлена на их упорядочение; в основе системы законодательства, наряду с объективными предпосылками значительное место занимает субъективный фактор, воля законодателя. Субъективность законодательства обусловлена потребностями правовой практики, интересами определенных социальных групп, представленных в законодательном органе, наличием своего рода «социально-политического заказа» и др. 3. Система права в рассматриваемом соотношении первична, в то время как система законодательства производна, возникает на основе системы права. Вместе с тем, имеет место и влияние системы законодательства на систему права, что наиболее отчетливо проявляется в формировании новых отраслей и институтов права. 4. В основе структуры системы права находятся самостоятельные элементы – отрасли права, подотрасли права, правовые институты. Структура системы законодательства иная, строится как по отраслевому признаку, так и в большей степени на основе иерархии правовых актов, предопределяемой их юридической силой, «удельным весом субъектов правотворчества. 5. Система права и система законодательства не совпадают по содержанию. Система права включает нормативные элементы – нормы права, правовые институты и др.; система законодательства включает в свое содержание некоторые положения, которые не содержат правовых предписаний (преамбулы, программные положения, указания на цели издания актов, названия разделов, глав, статей и т.п.). 6. Система права и система законодательства различаются и по объему. Законодательство не охватывает всего разнообразия правовой нормативности. Наряду с законодательством, право представлено и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах. К тому же, один и тот же нормативных правовой акт может регулировать различные по своему содержанию виды отношений, включая нормы как одной отрасли права, так и нескольких. 7. Отрасли законодательства могут не совпадать с отраслями права и в иных аспектах. Например, отрасль законодательства иногда включает в себя нормы различных отраслей права (сельскохозяйственное законодательство, законодательство о здравоохранении). К тому же, в системе законодательства мы находим также и подразделения, которые не соответствуют самостоятельной отрасли права. В качестве примера назовем Устав железных дорог, Таможенный кодекс, Воздушный кодекс, дисциплинарные уставы и др. 8. Система права и система законодательства не совпадают по их системообразующим критериям. В основе деления права на отрасли лежат – предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства строятся только по предметному принципу. В связи с этим количество отраслей законодательства превышает количество отраслей права. Взаимодействие системы права и системы законодательства. 1. Система права, отражая объективные потребности, выступает тем ориентиром, который предопределяет построение и развитие законодательства. 2. Появление новых сфер общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, неизбежно влечет создание не только новых структурных элементов системы права, но и новых законодательных форм (источников). Сказанное выше подтверждает то, что система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные, но не тождественные явления. Рассмотренный материал также дает основания для более четкого отграничения системы права и системы законодательства от других сопредельных правовых понятий, к числу которых относится категория правовая система. Система права и правовая система. Проблема правовой системы российского общества относительно новая в отечественной теории права. Правовая система – сложное комплексное образование, характеризует правовую жизнь общества. Правовая система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих правовых средств и правовых явлений, существующая в отдельной стране (национальная правовая система). С этой точки зрения правовая система как категория охватывает все разнообразие правовых явлений общества. Как видно, правовая система образуется в связи с правом, базируется на нем. Соответственно, частями (элементами) правовой системы признаются: собственно объективное (позитивное) право как совокупность общеобязательных норм, выраженных в законе, иные признаваемые государством формы позитивного права; правовая идеология – активная сторона правосознания; судебная (юридическая) практика. Утверждается также, что понятие «правовая система» отличается от понятия «система права» большой полнотой элементов, поскольку вмещает в себя, наряду с правом, его источники, но и правосознание, юридическую науку, юридическую практику (правотворчество и др.), систематизацию законодательства, правоприменение, толкование норм права, правоприменительный процесс и складывающийся на их основе правопорядок, а также совокупность правовых учреждений в государстве, в первую очередь судебную систему[137]. Таким образом, суть правовой системы в том, что наряду с правом, созданным и выраженным в законах и иных нормативных правовых актах, существуют иные юридические средства, образования, связанные с правом. Именно с их помощью официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей. Можно констатировать, что элементы, составляющие правовую систему, различаются по своему «удельному весу», по роли, по характеру проявления, функциям, степени самостоятельности и т.д. В числе этих элементов, с учетом сказанного выше, можно назвать следующие: – право – совокупность гарантированных государством норм; – законодательство – форма выражения этих норм; – правовые учреждения, определяющие и осуществляющие правовую политику государства (правотворческие и правоприменительные органы); – судебная и иная юридическая практика; – механизм правового регулирования; – правореализационный процесс (правоприменительные и интерпретационные акты); – права, свободы и обязанности граждан (право в субъективном смысле и др.); – система правоотношений; – законность и правопорядок; – правовая идеология (правосознание, правовая культура, правовые теории и доктрины); – субъекты права; – системообразующие связи, обеспечивающие единство правовой системы (например, правовые принципы). С учетом обобщенного подхода, в правовой системе можно выделить три группы основных правовых явлений: юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона); совокупность правовых учреждений (организационная сторона); совокупность правовых взглядов, идей, представлений, свойственных данному обществу (идеологическая сторона). По-видимому, правовую систему нельзя отождествлять и с правовой надстройкой. Правовая надстройка концентрирует внимание на месте правовых явлений по отношению к экономическому базису, в основном, вторичность правовых явлений и первичных базисных. Таким образом, правовую систему можно определить как комплексное образование, объединяющее множество элементов, отличающихся относительно устойчивым единством и автономностью функционирования, взаимосвязанных и взаимодействующих на основе права.
Контрольные вопросы к лекции. Контрольные вопросы 1. Раскройте понятие и признаки системы права как явления объективного порядка. 2. Что означают понятия «отрасль», «подотрасль права», «правовой институт»? 3. Каковы особенности предмета правового регулирования как критерия деления права на отрасли и институты? 4. Что понимается под методом правового регулирования? 5. Из каких отраслей складывается российское право? 6. Что означает система законодательства? 7. Каковы основания деления системы законодательства на определенные структурные части? 8. Выделите общее и различное в соотношении понятий «система права» и «система законодательства». 9. Раскройте особенности категории «правовая система». 10. Каково соотношение системы права и правовой системы?
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |