Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Указанные в УИК РФ цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства отвечают требованиям международных стандартов

Во-первых, они учитывают необходимость проведения мероприятий по подготовке осужденных к освобождению и оказанию им помощи в социальной адаптации.

Во-вторых, целью исправления осужденных является «формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения» (ч. 1 ст. 9). Это соответствует требованиям международных стандартов: сформировать у осужденных установку на законопослушное поведение и выработать способность обеспечивать в его рамках свое нормальное существование в обществе.

В-третьих, установленные в УИК РФ (ч. 2, 3 ст. 9) средства исправления осужденных (порядок исполнения и отбывания наказания – режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие) и правила их применения (необходимость учета вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения) также отвечают требованиям международных стандартов обращения с осужденными.

В духе международных стандартов в УИК РФ впервые сформулированы принципы российского уголовно-исполнительного законодательства:

· законность,

· гуманизм,

· демократизм,

· равенство осужденных перед законом,

· дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний,

· рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения,

· соединение наказания с исправительным воздействием (ст. 8).

Под влиянием международных стандартов в российском уголовно-исполнительном законодательстве впервые подробно определен правовой статус осужденных (ст. 10 УИК РФ). Так, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, что отвечает предписаниям ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом. Данная статья Кодекса гласит, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. Ранее подобной нормы в законодательстве не было, так как государство не брало на себя обязанность защищать права, свободы и интересы осужденных. Кроме того, УИК РФ в отдельных статьях впервые определяет конкретные важнейшие права и обязанности осужденных, отвечающие требованиям международных стандартов, в частности: право на получение информации о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания наказания; право на вежливое обращение со стороны персонала учреждений, исполняющих наказания; право на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами практически в любые инстанции; запрет на проведение с осужденными медицинских и иных опытов, ставящих под угрозу их жизнь и здоровье; право на охрану здоровья, социальное обеспечение, личную безопасность, свободу совести и вероисповедания.

УИК РФ предусмотрел определенные виды контроля и надзора: за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, и прав осужденных: контроль органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 19), судебный контроль (ст. 20), ведомственный контроль (ст. 21), прокурорский надзор (ст. 22), контроль общественных объединений (ч. 2 ст. 23).

Кроме общих положений и принципов, УИК РФ воспроизводит и более конкретные требования и рекомендации международных норм, касающихся, например, классификации осужденных, микросоциальных условий отбывания наказания, режима, труда, воспитательной работы, обучения, подготовки к освобождению и т. д.

В части классификации осужденных международные стандарты требуют

· раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, заключенных под стражу и осужденных;

· подчеркивают необходимость гибкости классификации, что способствует размещению каждой классификационной группы осужденных в отдельном учреждении или отдельной секции одного учреждения.

Классификация осужденных должна преследовать следующие цели:

а) исключение отрицательного влияния одной категории осужденных на другую;

б) создание условий для облегчения работы с осужденными по их исправлению.

В российском законодательстве представлена довольно разветвленная классификация осужденных, которая позволяет применять к лицам, совершившим преступления, различные наказания, в том числе не связанные с лишением свободы, условное осуждение, отсрочку отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, а также определять вид исправительного учреждения (ст. 44, 58, 73, 82 УК РФ). Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает раздельное содержание определенных категорий осужденных (ст. 80 УИК РФ), в том числе в зависимости от их поведения (например, осужденные, признанные злостными нарушителями режима, содержатся в строгих условиях отбывания наказания, а лица, не имеющие взысканий, – в облегченных (ст. 87 УИК РФ). На основе классификации осужденных создана система постепенного изменения условий отбывания наказания осужденными вплоть до перевода в другое учреждение с более строгим или мягким видом режима и досрочного освобождения.

В основе классификации осужденных лежит тяжесть совершенных ими преступлений и поведение во время отбывания наказания. Такая классификация, по нашему мнению, недостаточна для успешного достижения целей наказания. Во многих западных странах при распределении осужденных по учреждениям берется во внимание общественная опасность личности осужденных исходя из тяжести преступления, поэтому тюрьмы отличаются друг от друга по степени обеспечения безопасности. В последнее время в России уделяется внимание проблеме безопасности, но в уголовно-исполнительной системе она еще не получила должного разрешения. В этой связи виды режима исправительных колоний различаются по условиям отбывания наказания, а не по степени безопасности. Не решена и проблема классификации осужденных по психолого-педагогическим и криминологическим критериям, что предусмотрено в называвшейся Концепцией реорганизации уголовно-исполнительной системы.

Законодательные изменения, происшедшие в России, позволили приблизить условия отбывания наказания в виде лишения свободы к международным стандартам. В частности, осужденным больным, инвалидам, беременным женщинам, кормящим матерям, несовершеннолетним установлены повышенные нормы питания; по желанию эти осужденные могут получать любую платную дополнительную лечебно-профилактическую помощь; кормящим матерям разрешено совместное проживание с детьми; для медицинского обслуживания осужденных организованы лечебно-профилактические учреждения, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, ВИЧ-инфицированных осужденных – лечебно-исправительные учреждения; осужденным предоставлено право на телефонные разговоры, выезд за пределы учреждения, перевод в облегченные условия содержания, проведение длительных свиданий вне колонии; ограничены максимальные сроки пребывания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа и т. д.

В соответствии с международно-правовыми стандартами обращения с заключенными обеспечение микросоциальных условий их содержания должно быть положено в основу деятельности национальных пенитенциарных систем. Создание надлежащих микросоциальных условий содержания осужденных в российских исправительных учреждениях предполагает наличие у государства соответствующих экономических возможностей, которые пока отсутствуют. Учитывая последнее, законодатель предусмотрел норму жилой площади на одного осужденного в исправительных колониях, как и было раньше, не менее двух квадратных метров.

УИК РФ впервые регламентирует исполнение всех уголовных наказаний, в том числе не связанных с лишением свободы. В отношении таких новых в российском уголовном законодательстве видов наказания, как обязательные работы, ограничение свободы и арест, Федеральным законом от 8 января 1997 г. «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» была введена отлагательная норма, согласно которой они вводятся в действие федеральным законом по мере создания необходимых условий для их исполнения, но не позднее 2001 г.

Однако ситуация в стране складывалась таким образом, что эти условия не были созданы, в результате чего Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 4-ФЗ продлены сроки введения в действие следующих видов наказаний: обязательные работы – не позднее 2004 г., ограничение свободы – не позднее 2005 г., арест – не позднее 2006 г. Введение в действие указанных наказаний отвечает рекомендациям Токийских правил по применению мер, альтернативных лишению свободы.

В настоящее время успешно реализуется Программа «Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации». В рамках института условного осуждения применяется и наказание в виде обязательных работ (возложение на условно осужденных обязанности трудиться после основной работы на предприятиях, учреждениях, организациях) в трех субъектах Российской Федерации (Рязанской, Самарской и Томской областях). Это способствовало сокращению количества осужденных в местах лишения свободы, что также отвечает духу Токийских правил.

Кроме того, УИК РФ введены и другие новеллы, отвечающие требованиям и рекомендациям международных стандартов, например:

– расширена система льгот и поощрений осужденным;

– предусмотрено обязательное государственное страхование и пенсионное обеспечение осужденных;

– установлен порядок представления осужденных ко всем видам досрочного освобождения от отбывания наказания;

– определено правовое положение осужденных к смертной казни и др.

Отмеченные нововведения российского уголовно-исполнительного законодательства – прямое отражение рекомендаций международных норм права, которые прочно входят в практику деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Однако имеются международные стандарты, практическое применение которых требует определенного времени и соответствующих материальных средств, в частности, это касается:

– разработки научно обоснованной классификации осужденных и программ их исправления;

– размещения осужденных в отдельных комнатах (камерах);

– обеспечения права освобождаемых на эффективную социальную и материальную поддержку после освобождения;

– обеспечения отбывания наказания по месту жительства;

– строительства новых и реконструкции старых мест содержания под стражей и учреждений, исполняющих наказания.

 

Реализация международных стандартов в практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания

 

Для практического решения проблемы применения международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительной системе наиболее актуально следующее:

1) предотвращение применения запрещенных способов обращения с осужденными, унижающих их человеческое достоинство;

2) обеспечение осужденных оплачиваемым трудом;

3) обеспечение защиты осужденных от негативного влияния лидеров уголовной среды;

4) обеспечение законности деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания;

5) оказание социально-реабилитационной помощи осужденным и освобожденным от отбывания наказания;

6) реализация прав осужденными и гуманных возможностей законодательства;

7) решение проблемы переполненности исправительных учреждений.

В настоящее время проблемой особой важности является преодоление психологии принудительного отношения к осужденным со стороны персонала учреждений, исполняющих наказания, который еще не полностью освободился от правового нигилизма. В результате происходят случаи скрытого насилия над осужденными, наложение мер взыскания без достаточных к тому оснований. Решение этой проблемы обусловливает, в частности, повышение качества подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы учебными заведениями пенитенциарного профиля, а также обучения сотрудников органов и учреждений УИС в системе служебной подготовки.

Труд осужденных в условиях рыночных отношений не может быть востребован полностью, что свойственно каждой стране. В результате значительная часть осужденных (примерно 25 %) в исправительных учреждениях УИС Минюста России не работают. «При отсутствии широкого привлечения осужденных к труду колонийская система неизбежно обнажает свои изъяны. К числу наиболее существенных относятся осложнение проблем безопасности, общее ухудшение экономического положения осужденных и персонала, рост влияния неформальной субкультуры и лидеров отрицательной направленности»9.

Необходимо интенсивнее осуществлять мероприятия по профилактике криминализации среды отбывания осужденными наказания, блокированию вредного влияния на них опасных преступников. Известно, что прибывшие в учреждение осужденные изучаются группировками осужденных отрицательной направленности, подвергаются психологической обработке путем угроз, обмана, материального авансирования и пр. Таким образом происходит их «рекрутирование» в ряды этих группировок, привитие им нравов преступного мира. Из данной ситуации есть выход – изоляция лидеров уголовной среды в отдельных участках, а также перевод осужденных, имеющих положительные намерения на отбытие наказания, в помещения комнатного типа. Однако ввиду отсутствия возможностей подобные действия практикуются не везде.

Проблема законности деятельности персонала исправительных учреждений существовала всегда, но в современный период она становится более актуальной, что обусловлено необходимостью соблюдения международных стандартов обращения с заключенными. Отступление от норм права чаще допускается в сферах реализации дисциплинарной практики, обеспечения осужденных жилой площадью, питанием, привлечения к труду, представления к досрочному освобождению и др. Обеспечение соблюдения законности в деятельности сотрудников УИС предполагает не только улучшение профессионально-психологического отбора кадров, их нравственного и правового воспитания, но и повышение социального статуса и общественного престижа работника УИС.

Социально-реабилитационная помощь осужденным к лишению свободы и освобожденным от наказания связана как с проявлением гуманизма по отношению к таким лицам, так и с предупреждением с их стороны новых преступлений. Согласно международным стандартам обращения с заключенными этими вопросами в пенитенциарных учреждениях должны заниматься специалисты – социальные работники, отвечающие за поддержание и улучшение контактов осужденных с внешним миром. Кроме того, должны быть осуществлены меры, гарантирующие защиту гражданских интересов осужденных, права на социальное обеспечение и др. В тюрьмах западных стран этим работникам отводится ведущее место в организации процесса реабилитации осужденных, что стремится ввести в практику и российская уголовно-исполнительная система, организовав подготовку специалистов данного профиля.

Для решения в России проблемы социальной адаптации освобожденных от наказания необходимо, в частности, создание во всех регионах центров социальной адаптации освобожденных; введение в практику квотирования на предприятиях рабочих мест для таких лиц; формирование специальной службы социальной реабилитации освобожденных и др.

В настоящее время существует проблема реализации осужденными своих прав и гуманных возможностей законодательства, которыми они могут воспользоваться. Причины такого положения заключаются в отсутствии в стране надлежащих экономических возможностей, обусловливающем недофинансирование уголовно-исполнительной системы. В силу этого не до конца разрешена и проблема переполненности исправительных учреждений. На государственном уровне она решается путем проведения амнистии осужденных, но это только временная «разгрузка» исправительных учреждений, так как они вновь пополняются осужденными, количество которых увеличивается вместе с ростом уровня преступности. В результате страдают принципы правосудия, нивелируется значение института амнистии, а переполненность исправительных учреждений сводит на нет многие принципы и правила, рекомендуемые международными стандартами обращения с заключенными.

В деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, имеются и другие проблемы, связанные с практическим применением международных стандартов, но их разрешение также обусловлено созданием необходимых экономических и социальных условий.

 

Вывод: в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, имеются и другие проблемы, связанные с практическим применением международных стандартов, но их разрешение также обусловлено со­зданием необходимых экономических и социальных условий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует отметить, что Россия, приняв новый Уго­ловно-исполнительный кодекс, сняла многие вопросы, возникаю­щие у мирового сообщества по поводу соответствия международ­ным стандартам в области исполнения уголовных наказаний и об­ращения с осужденными. Теперь вопрос переводится в плоскость реального воплощения всех законодательных новелл в практиче­скую деятельность органов и учреждений, исполняющих наказа­ния. Вместе с тем процесс совершенствования российского уголов­но-исполнительного законодательства не только не завершен, но и будет продолжен по мере укрепления социально-экономической базы государства и появления у него возможностей выделять боль­ший объем ресурсного обеспечения этой сферы деятельности.

 

Контрольные вопросы

1. Что понимают под международными стандартами обращения с заключенными и каково их значение для российского уголовно-исполнительного законодательства?

2. Какие основания классификация международно-правовых актов и стандартов выработаны в науке?

3. Какие универсальные международные стандарты вы знаете?

4. Назовите специализированные международно-правовые акты и стандарты (непосредственно предусматривающие обращение с осужденными в процессе исполнения наказания).

5. Какова структура Минимальных стандартных правил обращения с заключенными?

6. В чем состоит влияние международных стандартов обращения с осужденными на уголовно-исполнительную политику и законодательство России?

 

Разработал:

Начальник кафедры

полковник внутренней службы Л.И.Гаманенко

«_____» ____________ 2010г.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В уголовно-исполнительном законодательстве | Отечественный опыт управления качеством в условиях централизованной плановой экономики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.