КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отечественный опыт управления качеством в условиях централизованной плановой экономики
В России внимание качеству производимой продукции уделялось еще с давних пор. Так, например, 11 января 1723 г. Петр I издал Указ, связанный с поставкой в армию оружия ненадлежащего уровня качества. И в дальнейшем, по мере развития производства, вопросам обеспечения качества уделялось все большее внимание. Особенно в сфере военного производства (Конкурс Наган – Мосин). В истории развития теории и практики управления качеством в эпоху централизованной плановой экономики можно выделить следующие этапы: 1этап. Формирование специализированных органов надзора и контроля за качеством выпускаемой продукции (конец 20-х гг. XX в.). Развитие производства и увеличение объемов выпуска продукции на предприятиях обусловили необходимость создания специализированных органов надзора и контроля за качеством. Такие органы в виде отделов технического контроля (ОТК) в конце 20-х гг. XX в. стали сначала формироваться на военных заводах. В дальнейшем распространились на предприятия других отраслей. 2 этап. Разработка и внедрение систем бездефектного изготовления продукции и качества труда на отдельных предприятиях (50-е – 60-е гг. XX в.). Наиболее известными в этот период методами повышения и обеспечения качества, получившие во многих литературных источниках название систем, являются следующие: - саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП); - горьковская система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий); - рыбинская система научной организации труда, производства и управления (НОТПУ); - ярославская система научной организации работ по увеличению моторесурса (НОРМ); - львовская система бездефектного труда (СБТ). Все эти системы обладали рядом конструктивных новаций и достоинств, которые положительно воздействовали на качество труда, выпускаемой продукции и услуг. К основным из них можно отнести следующие: 1. Каждая система представляла собой комплекс взаимосвязанных мер организационного, технического, экономического, социального и правового характера, направленных на достижение цели обеспечения и повышения качества труда, продукции и услуг. 2. Внедрение в практику руководства периодически проводимых «дней качества», которые, как показал опыт, стали действенной формой контроля и оперативным методом управления качеством. 3. Проведение количественной оценки качества труда каждого работника и/или подразделений на основе конкретных показателей (процент сдачи продукции ОТК с первого предъявления (П), коэффициент качества труда (К) и т.п.). Так, показатели П и К стали определяться по следующим формулам: П = [(А - Б):А] * 100%, (1) где А — общее количество продукции, предъявленной ОТК исполнителем; Б — количество продукции, не принятой ОТК с первого предъявления; n m К = Ки - ∑(kci * Nci) + ∑(knj* Nnj), (2) i=1 j=1 где Ки — коэффициент качества труда за определенный период, принятый за исходный; kci — норматив снижения исходного коэффициента качества труда для i-го показателя; Nci — количество случаев невыполнения за определенный период установленного i-го показателя качества; п — количество показателей, характеризующих качество труда, по которым предусматривается снижение исходного коэффициента качества; knj — норматив повышения (поощрения) качества труда для j-го показателя; Nnj — количество случаев достижения и перевыполнения за определенный период установленного j-го показателя качества; т — количество показателей, по которым предусматривается увеличение исходного коэффициента качества (поощрение) за достижения и улучшение качества труда.
4. Разработка и внедрение методов самоконтроля результатов труда непосредственно исполнителями и повышение их ответственности за качество. 5. Выполнение работ по совершенствованию изделий и повышению уровня их эксплуатации с участием разработчиков, изготовителей и эксплуатационников на основе научной организации труда. (Это уже попытка строить управление качеством по этапам жизненного цикла продукции). В целом, возможности и конструктивные принципы многих систем были столь очевидны, что некоторые из них нашли широкое распространение не только на отечественных предприятиях, но и в других странах, например система БИП была применена в США (как система «нуль дефектов»), Германии (как система «все без дефектов»), Франции, Японии, Чехословакии, Болгарии и др. Однако все эти системы, включая СБТ, обладали рядом существенных недостатков, в том числе: - ограниченной областью применения по стадиям жизненного цикла продукции, по комплексу охватываемых функций и мероприятий (например, по маркетингу); - неприспособленностью функционирования в составе АСУП; - самое существенное — отсутствовал комплексный подход к решению проблемы качества и недостаточное использование в виде средства управления качеством – метода стандартизации. Необходимо отметить, что практически все указанные системы в качестве объекта управления больше предусматривают качество труда, а не качество продукции и услуг. Поэтому полное решение проблемы качества возможно только при использовании системного подхода, создании и широком внедрении на единых соответствующих современным условиям принципах системного управления качеством. 3 этап. Разработка и внедрение комплексных систем управления качеством (начало 70-х гг. XX в.). В начале 1970-х гг. Госстандарт СССР в сотрудничестве с организациями различных министерств и ведомств активно проводил работу по изучению и выявлению общих принципов и методологии управления качеством. В результате решение проблемы качества было найдено в использовании системного подхода и создании на его основе комплексной системы управления качеством (КС УК). Это должно было обеспечить преемственность используемых на предприятиях и в организациях различного предназначения систем, в частности БИП, КАНАРСПИ, НОТПУ, НОРМ, СБТ и других, и дальнейшее их развитие, а также относительно более полное применение новых принципов управления. Масштаб решаемых задач потребовал в тот период единой организации и централизованного научно-методического руководства разработкой и внедрением КС УК, обеспечивающего общую во всех отраслях экономики политику в области качества. Важным и принципиальным исходным положением стало то, что управление качеством — неотъемлемая часть управления производством, т.е. при системном подходе подсистема управления качеством входит в систему управления всем производством. В дальнейшем, с развитием работ по системному управлению качеством, на ведущих предприятиях страны стали создаваться комплексные АС УК. Работы по развертыванию таких систем проводились не только в направлении развития автоматизации процессов управления качеством при разработке, производстве и эксплуатации продукции, но и решения задач по управлению качеством в системах автоматизированного проектирования (САПР) и автоматизированных системах управления технологическими процессами (АСУТП). В целом весь комплекс проведенных работ по массовому созданию и внедрению систем управления качеством на уровне предприятий можно оценить положительно. Это был существенный шаг в развитии теории и практического применения системного подхода. Однако как действующий порядок создания систем, так и сами системы в процессе их проектирования, внедрения и функционирования имели недостатки: 1.Оценка уровня качества продукции и труда в рамках систем управления качеством осуществлялась не всегда объективно (как из-за несовершенства используемых методов, так и по причинам, связанным с недостатками чрезмерно централизованного командно-административного руководства предприятиями). 2. Не все подразделения предприятий и организаций участвовали в работах по повышению и обеспечению качества продукции. 3. Работу по управлению качеством в рамках системы во многих случаях возглавляли начальники ОТК, а не первые руководители предприятия, что создавало естественные противоречия между руководителями и ОТК в работе «на план» и «на качество» (в большинстве случаев не в пользу последнего). 4. Системы не позволяли оперативно проводить «прослеживаемость» материалов, деталей, узлов и продукции при выявлении дефектов и отказов. 5. Разработчики НТД по стандартизации часто ошибочно выбирали объекты стандартизации. 6. Осуществлялись идеологизация и слабое стимулирование действий при реализации принципов управления качеством. 7. В рамках КС УК недостаточно поощрялось производство высококачественной продукции. 8. Управлением охватывался, как правило, далеко не полный перечень условий и факторов, влияющих на качество. 9. Системы управления качеством слабо взаимоувязывались с другими системами управления. 10. При создании и функционировании систем почти не учитывался человеческий фактор управления качеством. Кроме того, при комплексном управлении качеством практически не уделялось внимание торгово-техническому обслуживанию и социально-психологическому влиянию свойств продукции на ее спрос, которые в совокупности с техническим уровнем и ценой продукции во многом определяют ее конкурентоспособность. Вместе с тем малая эффективность систем управления качеством не только обусловлена указанными недостатками, но и в значительной мере связана с низким уровнем материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства. Особые трудности вызывало материально-техническое снабжение (МТС), что было связано с невозможностью выбирать добросовестного поставщика. Сложившееся положение не позволяло даже реализовывать право проверки у поставщика наличия возможности выпускать им продукцию стабильного уровня качества. Главная причина состоит в том, что весь механизм управления качеством еще не был ориентирован на потребителя, не был направлен на выпуск конкурентоспособной продукции и оказание услуг высокого уровня качества со стабильными показателями. Вместе с тем опыт функционирования систем управления качеством объективно показывает, что именно подобного рода системы являются тем инструментом, с помощью которого можно создать при широком использовании в управлении экономических методов эффективный механизм управления качеством. Очевидно, что организация эффективно действующих систем управления качеством в условиях плановой экономики, централизованного распределения продукции и отсутствия конкуренции на большинстве предприятий практически была не реальна. 4 этап. Развитие и преобразование комплексных систем управления качеством в многоцелевые системы управления (конец 70-х – начало 80-х гг. XX в.). Наряду с разработкой теории и накоплением опыта системного управления качеством на уровне предприятия в экономике СССР в 1970—1980-е гг. осуществлялись работы по созданию систем управления качеством более высокого уровня (отраслевые, республиканские и территориальные системы областного, городского и районного уровней управления). Все они методологически и организационно были разработаны для применения в условиях централизованной плановой системы во главе с партийными органами управления и имели те же недостатки, что и системы управления качеством на уровне предприятий, однако проявлялись они более очевидно. Главной причиной этого стало формальное отношение руководящих органов систем такого уровня к результатам их функционирования. Анализ развития работ по управлению качеством в нашей стране показал, что следует более полно использовать системный подход не только в управлении качеством, но и всей деятельностью предприятия. Это требует развития методологии управления и перерастания систем управления качеством в многоцелевые системы управления предприятием. Такой опыт был накоплен в 1970—1980-е гг. в промышленности СССР. Его обобщение позволило разработать и в экспериментальном порядке апробировать комплекс государственных стандартов управления промышленным предприятием и производственным объединением, регламентирующих построение и функционирование системы управления предприятием и ее подсистем. Внедрение систем управления на основе стандартизации в определенной мере способствовало улучшению технико-экономических показателей работы, получению более высокого экономического эффекта их функционирования. Большинство внедрявших такие системы руководителей предприятий считали, что результатами внедрения таких систем на предприятиях стали: - упорядочивание деятельности управленческих работ; - рациональное распределение состава функций управления среди подразделений; - исключение дублирования деятельности в аппарате управления; - в ряде случаев — позитивное изменение организационной структуры управления (ОСУ); повышение творческой активности и расширение демократических начал в управлении предприятием; - повышение ответственности работников управления и дисциплины труда; улучшение исполнительности и организации контроля за исполнением решений и требований стандартов. В целом, внедрение положений этих стандартов упорядочивало все системы, действовавшие ранее на предприятиях. К основным недостаткам и трудностям при внедрении систем управления на основе стандартизации в то время относили следующее: 1)непонимание многими специалистами необходимости создания таких систем; 2)недостаточную активность руководителей предприятий; 3)существование «психологического барьера», мешавшего отказаться от традиционно сложившихся форм и методов управления; 4)недостаточную управленческую подготовку специалистов и руководителей; 5)слабое методическое руководство со стороны головных и базовых организаций; 6)отсутствие специализированных подразделений по управлению (совершенствованию и координации). Только на некоторых предприятиях, внедрявших системы (28 %), эта работа поручалась специальным подразделениям по вопросам совершенствования управления, а на остальных — подразделениям по научной организации труда и УК, АСУ, ОТиЗП и др., в том числе отделам стандартизации, ПЭО, ОТК, УК; 7)сложность существующего административного порядка изменения на предприятии ОСУ; 8)крайне ограниченную самостоятельность и отсутствие соответствующих прав у руководителей по управлению предприятием и подразделениями; 9) отсутствие в условиях административно-командной системы заинтересованности и существенных стимулов у работников в деле совершенствования управления. Главные недостатки вытекали из самой природы централизованной планово-распределительной экономики. Однако необходимо признать, что основные положения и требования, закрепленные в комплексе ГОСТ по управлению предприятием (в том числе ГОСТ на системы управления качеством), явились существенным научным и практическим вкладом в методологию и методику совершенствования управления предприятием. 5 этап. Переход управления качеством на международные стандарты (конец 80-х гг. XX в.). В условиях начинающейся демократизации и при стремлении отечественной экономики войти в рыночное мировое экономическое пространство Госстандартом СССР ряд стандартов ИСО по управлению качеством продукции серии 9000 «методом обложки» (с точным, аутентичным переводом) были утверждены и впервые в СССР введены в действие с 01.01.1.989 г. в качестве государственных стандартов на систему качества (СК) предприятий: ГОСТ 40.9001 (ИСО 9001—87) «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»; ГОСТ 40.9002 (ИСО 9002—87) «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»; ГОСТ 40.9003 (ИСО 9003—87) «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях». Указанные выше стандарты разрабатывались и внедрялись на предприятиях добровольно или по соглашению между производителями и заказчиками продукции. В дальнейшем они получили свое развитие уже в постсоветское время. Международные стандарты ИСО серии 9000 в последние десятилетия, начиная со второй половины восьмидесятых годов, были признаны наиболее эффективными в мировой экономике. Данные стандарты были разработаны ИСО и утверждены Советом этой организации. Стандарты ИСО серии 9000 во многом аккумулировали и сконцентрировали большую часть передового опыта управления качеством поставляемой потребителям продукции. В принципе, системы качества, удовлетворяющие требованиям МС ИСО серии 9000, во многом схожи с отечественными КС УК. Соответствие действующих на предприятиях систем качества требованиям МС ИСО признается практически потребителями всего мира гарантией того, что изготовитель может производить и поставлять продукцию стабильного качества и выполнять договорные условия и обязательства. Поэтому для многих отечественных предприятий наличие у них систем качества, удовлетворяющих требованиям ГОСТ и МС ИСО, стало правилом. Принятые Россией и многими странами — членами ИСО международные стандарты ИСО серии 9000 в качестве национальных, естественно, обусловили терминологическую и понятийную интеграцию. Это, например, наглядно просматривалось в МС ИСО 8402—87 (94) «Качество. Словарь». Однако, несмотря на определенную общность этого аспекта, в отечественных терминах и понятиях управления качеством и ИСО есть некоторые различия. Общая модель СК, обусловленная требованиями МС ИСО и явившаяся результатом эволюционного развития моделей подобных систем (КС УК, Фейгенбаума, Джурана, Эттингера—Ситтига), называется «петлей качества». В отличие от спиралевидных моделей «петля качества» имеет замкнутый вид и включает логически следующие один за другим десять этапов: 1)маркетинг, поиск и изучение рынка; 2)проектирование и/или разработка технических требований, разработка продукции; материально-техническое снабжение; 3)подготовка и разработка производственных процессов; 4)производство; 5)контроль, проведение испытаний и обследований; 6)упаковка и хранение; 7)реализация и распределение продукции; 8)монтаж и эксплуатация; 9) техническая помощь в обслуживании; 10) утилизация после использования. Несмотря на наличие в МС ИСО серии 9000—87 (ГОСТ Р 40.9001-88 - ГОСТ Р 40.9003-88) ряда недостатков, их требования целесообразно было принимать на том этапе развития экономики в качестве минимально необходимых. Естественно, что систему качества нельзя было рассматривать в отрыве от общего руководства качеством, выполняемого органами высшего иерархического уровня управления предприятием. В соответствии с МС ИСО 8402 — 87 общее руководство качеством представляло собой аспект функции управления, определяющей политику в области качества и включающей ответственность руководства, планирование качества, распределение ресурсов, проведение работ, оценку и другие действия в области качества. При этом вся деятельность по общему руководству качеством по требованиям рассматриваемых стандартов не только должна была соответствовать интересам и потребностям предприятия-изготовителя, обеспечивающего необходимый уровень качества и конкурентоспособность своей продукции при оптимальных затратах, но и требованиям и запросам потребителей продукции, объективно уверенных в возможностях изготовителя поставлять им продукцию необходимого технико-экономического уровня качества.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |