КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Опыт управления качеством в Японии
В Японии, как практически и во всех других странах мира, сначала были развернуты работы по более широкому применению методов контроля качества продукции. Особое место при этом отводилось в начальный период статистическим методам контроля и Закону о промышленной стандартизации, принятому в 1949 г. К середине 1950-х гг. в сфере внедрения статистических методов контроля и во всей сфере контроля были достигнуты существенные успехи, но при этом в этой работе можно было выявить недостатки: - принципы стандартизации в производстве реализовывались формально; - существовало сильное противодействие в сфере производства внедрению передовых методов контроля и статистических методов, в частности, руководители фирм крайне мало уделяли внимания вопросам контроля качества продукции. (Прямая аналогия с СССР) Конец 1950-х гг. в Японии ознаменовался проникновением в промышленность повсеместно-всестороннего внутрифирменного контроля качества, который предусматривал проведение контроля со стороны всех сотрудников фирмы, начиная от рабочих, мастеров и кончая руководством. Именно с этого периода стало проводиться систематическое обучение всех работников методам контроля качества. В дальнейшем оно превратилось, по существу, в непрерывную и постоянную систему воспитания у трудящихся уважительного отношения к потребителю и стремление к качественным результатам своего труда. При реализации всех мероприятий по обучению, воспитанию и внедрению систем контроля качества японскими специалистами в полной мере учитывались специфика продукции, традиции фирм, культуры и быта, уровень образования, трудовые взаимоотношения и т.п. В начале 1960-х гг. в Японии были созданы льготные условия для внешней торговли и возникли необходимость и возможность повышения качества продукции до мирового уровня. Многие фирмы значительно усилили работу по эффективному управлению качеством и добились, как известно, больших результатов. Обобщая опыт Японии по управлению качеством, к основным его особенностям на настоящий период можно отнести: 1) воспитание у каждого изготовителя исключительно уважительного отношения к заказчикам и потребителям (т.е. воспитание культа потребителя как во внутрифирменных, так и при межфирменных отношениях); 2) реальное выполнение принципов комплексного управления качеством; 3) участие всех подразделений и работников в обеспечении и управлении качеством; 4) непрерывное систематическое обучение кадров вопросам обеспечения и управления качеством, что гарантирует высокий уровень подготовки в этой области всех работников фирм; 5)эффективное функционирование широкой сети кружков качества на всех стадиях жизненного цикла продукции и сферы услуг; 6) использование развитой системы инспектирования всей деятельности по обеспечению и управлению качеством; 7) широкое применение при обеспечении и управлении качеством передовых методов контроля качества, включая статистические, при приоритетном контроле качества производственных процессов; 8) создание и реализация глубоко проработанных комплексных программ по контролю качества и оптимальных планов по их выполнению; 9) наличие в сфере производства высококачественных средств труда (со сроком эксплуатации до 3—5 лет); 10)наличие исключительно развитой системы пропаганды значения высококачественной продукции и добросовестного труда; 11)сильное влияние со стороны государства на принципиальные направления повышения уровня качества и обеспечения конкурентоспособности продукции. В фирмах Японии собирают и используют данные о качестве эксплуатируемой продукции у потребителей (принцип «прослеживаемости продукции»). Сбор информации проводится не только о качестве своей продукции, но и продукции конкурентов. Эти данные позволяют оценить качество продукции фирмы и определить контрольные показатели для улучшения собственной продукции по сравнению с конкурирующими фирмами. Еще одной важной особенностью систем управления качеством фирм Японии является оперативность управляющих воздействий в деле внедрения новых и модернизированных технологий и продукции. В практике обеспечения качества известны методы Тагути, широко используемые сначала в японской промышленности, а затем и в западных странах. Эти методы предполагают всеобщий (тотальный) контроль качества на всех стадиях жизненного цикла продукции. При этом предусматривается применение гибких технологий контроля с его жестким регламентированным планированием исходя из минимума потерь как у изготовителя, так и у потребителя. Однако анализ этой системы показывает, что реально она имеет довольно значимые недостатки: - цели и задачи не в полной мере охватывают деятельность предприятия в отношении удовлетворения потребностей потребителей; - имеет место ограниченность целей, слабая взаимосвязь целей предприятия по получению прибыли с мерой удовлетворения требований потребителей и функциональными возможностями системы; - недостаточное внимание к повышению роли производственных и управленческих кадров в деле удовлетворения требований потребителей в области качества продукции, а также их квалификации. Перечисленные издержки системы тотального контроля качества, казалось бы, можно в целом отнести на счет ее слабой функциональности. Однако такие же недостатки присущи и другим системам, более функциональным, получившим свое развитие в настоящее время, например системе TQM (системе тотального управления качеством). Фактически при внедрении этой системы, как правило, больше внимания уделяют не персоналу, не повышению их организационно-экономической культуры, а техническим аспектам (в частности, тому же техническому контролю). Теоретический и практический опыт комплексного управления качеством на предприятиях Японии успешно сочетался с известной системой «Канбан», что в переводе на русский язык означает «карточка», а по существу — «точно в срок». Эта система или ее элементы стали широко использоваться не только в Японии, но и в других странах.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |