Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и функции СУП

1. Экономическая цель – получение прибыли от продукций и услуг.

2. Научно-техническая цель – обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и услуг, а так же научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

3. Производственная цель – обеспечение выпуска планового объема продукции и оказания услуг заданного уровня качества и ритмичного производства.

4. Коммерческая цель – обеспечение реализации продукции и услуг в заданные сроки.

5. Социальная цель – обеспечение кадрами, эффективное их использование и профессиональное социальное развитие.

Состав системы управления персоналом:

· Отдел кадров – обеспечение кадрами: наем, расстановка, увольнение; ведение кадрового делопроизводства; анализ текучести кадров и дисциплина труда; учет движения персонала; подготовка кадровых приказов.

· Отдел обучения – обучение специалистов. руководителей и рабочих: организация обучения; организация подготовки преподавателей из числа руководителей; повышение квалификации; осуществление учебно-методического руководства обучением; изучение и обобщение опыта лучших работников; организация производства практики студентов и учащихся.

· Отдел труда и заработной платы – объективная оценка результатов деятельности каждого работника: разработка штатного расписания; систематическое отслеживание численности по структурам; внедрения современных систем оплаты труда; формирование и внедрение систем премирования; совершенствование систем оценки труда; формирование коллективного договора и контроль за его выполнением; контроль за техникой безопасности и правил внутреннего распорядка; организация работ по аттестации рабочих мест; разработка графика работы организации; составление стат.отчетности по трудовым показателям.

· Отдел соц.развития – осуществления прав и гарантий соц.защиты для каждого работника: разработка форм социальной защиты работающих; планирование средств соц.страхования; организация фондов материальной помощи; оформление пенсионных дел; проведение работы с ветеранами труда; медицинское страхование; выплата пособий; обеспечение санаторно-курортными путевками; проведение культурных мероприятий.

· Отдел охраны труда и техники безопасности – обеспечение безопасности: организация работ по охране труда; контроль за нормативами, правовыми актами; улучшение мер по уменьшение травматизма, проф.заболеваний; консультирование по вопросам труда; анализ травматизма и проф.заболеваний; согласование документаций по соблюдению требовании по охране труда; анализ расходования средств фонда охраны труда; составление отчетности по охране труда.

· Социологический сектор – формирует корпоративную культуру и психологическую культуру: изучение социологических и психологических проблем; повышение стабильности коллектива; пропагандирование социологических и психологических; разрабатывает систему комфортных взаимоотношений и основы корпоративной культуры.

· Отдел найма -

· Отдел охраны окружающей среды;

· Юридический отдел;

· Отдел организации труда;

· Отдел научно-технической информации;

· Бюро рационализации и изобретательности.

Организационная структура систем управления персоналом –совокупность, взаимосвязанных подразделений СУП и должностных лиц, которая отражает разделение прав, ролей, видов деятельности, полномочий персонала.

Типы организационных СУП:

· Элементарный (начальник => сектора)

· Линейная (начальник => отдел)

· Функциональная (во главе стоит директор по персоналу => сектор по труду и кадровой политике => сектора)

· Матричная (начальник => руководитель проекта => менеджер => ячейки)

Планирование, потребности в персонале.

 

Назначение – своевременно формулировать цели, в соответствии со стратегией развития организации, ставить проблемы и задачи, находить способы и организовывать достижение целей. Кадровая политика разрабатывается с учетом внутренних ресурсов и традиций организации и возможностей внешней среды.

Главная цель СУП: обеспечение организации кадрами, способными эффективно решать задачи организации в рыночных условиях, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие.

Задачи СУП:

1. Необходимо разработать кадровую политику, концепцию УП.

2. Обновление положений о подразделении кадровой службы.

3. Проведение необходимых перестановок в руководящем составе (по данным аттестации).

4. Переход на контрактную систему найма.

5. Введение новых методов подбора, набора и оценки персонала.

6. Внедрение системы подготовки и переподготовки, планирование деловой карьеры, ротация кадров.

7. Разработка программ адаптации.

8. Разработка новой системы стимулированию и мотивации.

9. Создание информационной системы по законодательству.

10. Разработка мер по управлению трудовой дисциплины.

11. Компьютеризация СУП.

12. Создание и активизация работы службы безопасности.

13. Разработка системы разрешения конфликтов.

Кадровое планирование – сущность в представлении рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве, в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями производства.

Кадровое планирование должно ответить на три вопроса: «кого?» «куда?» «сколько?» «каких затрат потребует эти кадровые мероприятия».

Уровни:

· Стратегический – долгосрочное планирование от 3х до 10 лет, зависит от внешних факторов.

· Тактический – среднесрочное планирование от 1 до 3х лет.

· Оперативный – детализированный по временному (год, квартал, месяц, декада, смена), объектному (организация, подразделение, цех, участок, рабочее место), структурному (потребность, наем, адаптация, использование, обучение, переподготовка, повышение квалификации, карьера, расходы на персона, высвобождение) признакам.

 

Схема процесса разработки оперативного плана работы с персоналом. (ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ)

 

 

1. Сбор информации о персонале.  
2. Определить цели планирования производства.  
3. Проверка информации о персонале на соответствии ее целям планирования производства.  
4.Выяснить, могут ли быть реализованы цели кадрового планирования. (если да, то см. ниже, если нет, то вернуться к первому.)  
5.Привлечение персонала.  
6.Адаптация  
7.Высвобождение и сокращение персонала  
8. Использование персонала.  
9. Спланировать обучение и переподготовки в повышении квалификации.  
10. Спланировать деловую карьеру и служебно-профессиональное продвижение.  
11. Спланировать безопасность труда и заботу о персонале.  
12. Спланировать расходы на персонал.  
13.Установить регулярный контроль и спланировать развитие отдельных видов планирования.  

 

 

Для разработки оперативного плана работы с персоналом необходимо получить данные:

· Постоянный состав сотрудников;

· Структура персонала (квалификация, пол, возраст, национальность, удельный вес инвалидов, рабочих и служащих);

· Текучесть кадров;

· Потеря времени из-за простоев и болезней;

· Продолжительность рабочего дня;

· З/п рабочих и служащих;

· Услуги социального характера.

Требования информации о персонале:

· Простая;

· Наглядная;

· Сопоставимая;

· Преемственность (единая методика подсчета);

· Актуальность.

Цель планирования персонала:

· Планирование потребности в персонале;

· Планирование привлечения персонала;

· Планирование использования и сокращения персонала;

· Планирование обучения персонала;

· Планирование сохранения кадров;

· Планирование расходов на содержание;

· Планирование производительности.

Кадровое планирование базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах; штатном расписании; плане замещения вакантных должностей; финансовом и инвестиционном и других планах организации.

Разделы типовой должностной инструкции:

· ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТАТУСА ДОЛЖНОСТИ (МЕСТО ИЕРАРХИИ ОРГАНИЗАЦИИ);

· Содержание выполняемых задач (регулярно выполняемые; случайные; предписания);

· Описание требований к исполнителю (знания, опыт, черта характера, организаторские способности);

· Права, ответственность и взаимосвязь рабочего места.

Методы расчета количественного расчета потребностей персонала:

· Метод трудоемкости (численность производственного персонала);

· Метод Розенкранца (расчет численности административно-управленческого персонала);

· Агрегат – метод (численность обслуживающего персонала).

 

 

Оперативный план работы с персоналом к практике.

Планирование использования персонала реализуется с помощью разработки плана замещения штатных должностей. Необходимо учитывать психические и физические нагрузки и возможности персонала. Следовательно, использование персонала должно быть в соответствии с квалификацией и возможностями. Планирование обучения персонала внутри и вне организации. Планирование деловой карьеры – продвижение по службе, реализуется с момента принятия человека на работу и до увольнения. Планирование безопасности персонала для сохранения психофизического состояния и профессиональных качеств. Планирование расходов на персонал: основная и дополнительная з/п, отчисления на соц.страхования, на командировки, служебные разъезду, расходы на подготовку и переподготовку, на культурные мероприятия, здравоохранение.

 

Набор персонала и отбор кадров.

Кадровая политика – генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма, по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание ответственного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на изменение рынка с учетом стратегии развития предприятия.

Кадровое планирование – целенаправленная деятельность, ориентированная на предоставление рабочих мест в нужный момент и в необходимом количестве, в соответствии со способностями и склонностями работников и требованиями организации.

Планирование потребности в персонале – кадровая программа, направлена на оценку количественной и качественной потребности в персонале (сколько, когда, кого),

Подбор персонала – установление идентичности характеристик работника и требования организаций и должности.

Набор – привлечение на работу персонала, в какую либо организацию.

Отбор – часть процесса найма, связанный с выделением одного или нескольких кандидатов, на вакансию из общего числа.

Наем на работу – действие, направленное на привлечение кандидатов, обладающих необходимыми качествами для достижения целей организации.

Лизинг персонала - подбор кадров на временные рабочие места, за счет кратко или среднесрочной аренды персонала другой организации.

Деловая оценка персонала – процесс установления соответствия качественных характеристик человека требованиям должности или рабочего места.

Список должностей кадровой службы:

· Директор по кадрам и сбыту

· Начальник отдела

· Специалист по кадрам

· Менеджер по кадрам

· Зав. Отдела по управлению кадрами и трудовыми отношениями

· Инженер по подготовке кадров

· Инспектор по кадрам

· Табельщик

Коммерческий состав предприятия Определяется штатными структурами и уставом предприятия.

Качественная потребность в персонале – потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований. При расчете качественных потребностей нужно исходить из профессионально квалификационного деления работ на рабочий процесс, требования к должностям и рабочим местам, штатного расписания, документов по организационно управленческим процессам с определением профессионально квалификационного состава.

Основные направления кадровой политики:

· Прогнозирование. Создания новых рабочих мест, с учетом внедрения новых технологий

· Разработка программ развития персонала для решения настоящих и будущих задач организаций на основе совершенствования систем обучения и служебного продвижения работника

· Разработка мотивации персонала для повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом

· Создание современных систем подбора и набора персонала

· Проведение маркетинга персонала

· Разработка занятости персонала и программ стимулирующие роли оплаты труда

· Разработка социальных программ

 

Виды кадровой политики:

1. пассивная кадровая политика

2. реактивная кадровая политика – руководство осуществляет контроль за негативом, причинами конфликтов, контроль за отсутствием мотивации, владеет ситуацией, принимает меры по ликвидации кризиса, есть средства диагностики ситуации и адекватной экстренной помощи.

3. превентивная кадровая политика – руководства имеет прогнозы на развитие ситуации, есть средства диагностики и прогнозирования на среднесрочный период.

4. активная кадровая политика – руководство имеет прогноз и средства воздействия на ситуацию, кадровая служба может разработать антикризисные программы, проводит мониторинг ситуации, корректируют выполнение программ. С учетом внешних и внутренних факторов. Она бывает дух видов: рациональная и авантюристическая

5. открытая кадровая политика – открыта для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно работать с самой нижней должности и с самой высокой должности, принимают любого специалиста с соответствующей квалификацией, не зависимо от опыта.

6. закрытая кадровая политика –

 

 

Подбор кадров должен отвечать следующим требованиям:

· знания требований заказчика, особенности деятельности организации

· знания характера вакансий и предъявляемым требованиям

· требования компетенции

· взаимодействие структурных подразделений

Факторы внешней среды:

- законодательные ограничения;

- ситуация на рынке труда;

- состав рабочей силы и место расположения организации.

Факторы внутренней среды:

- кадровая политика;

- образ организации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы управления персоналом. | Д\З – подготовить объявление о вакансии!!!
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.