Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Органы внутренних дел как социальная система и как система управления




 

Перед тем как приступить к рассмотрению органов внутренних дел как социальной системы и системы управления, необходимо остановиться на нормативных основах их деятельности. Так, согласно Положению о Министерстве внутренних дел, Министерство возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят: министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью, Государственная противопожарная служба, территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска. В систему Министерства также входят внутренние войска, состоящие из округов внутренних войск, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления внутренними войсками[6].

Анализ приведенного положения с позиций системного подхода и теории управления позволяет в построении и функционировании органов внутренних дел отчетливо выявить свойства больших социальных систем[7], которые заключаются в следующем:

1. Они составляют набор неоднородных элементов, специфика которых проявляется в функциональном и организационном отношениях. В укрупненном плане такими элементами-компонентами системы органов внутренних дел Российской Федерации являются: Министерство внутренних дел РФ, министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов… Каждый из этих компонентов сам в свою очередь является социальной системой, состоящей из набора собственных специфических элементов.

2. Система органов внутренних дел обладает собственными аппаратами управления двух уровней: стратегическим, оперативным [8].

На стратегическом уровне управления на основе установок и требований президента, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации разрабатывается перспектива в сфере борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, принимаются важнейшие решения по всем направлениям функционирования, организации и совершенствования системы органов внутренних дел, организуется их исполнение путем осуществления централизованного руководства системой. Этот уровень представляет центральный аппарат МВД России.

Оперативный уровень характеризуется повседневным управлением подчиненными органами и службами, организацией исполнения решений Правительства, МВД России, местной администрации с учетом социально-экономических, географических, криминологических особенностей, то есть специфики обслуживаемых регионов. Этот уровень представляют аппараты МВД Республик, входящих в Российскую Федерацию, УВД (ГУВД) краев и областей, горрайлинорганы. Особое место в осуществлении управления на этих уровнях занимают штабные аппараты, как подразделения межотраслевого управления.

Такое деление содержит некоторую условность, которую следует иметь в виду, хотя это и не колеблет самого принципа дифференциации. Конечно, для МВД России главным, определяющим направлением деятельности является стратегическое управление системой. Вместе с тем в деятельности центрального аппарата имеются признаки оперативного управления. Во-первых, МВД РФ осуществляет наряду с перспективным, долговременным и текущее, даже с элементами повседневного, непосредственное оперативное управление МВД республик, УВД краев и областей. Во-вторых, силами сотрудников центрального аппарата на местах осуществляется тактическое управление в экстремальных ситуациях, при раскрытии и расследовании особо сложных преступлений и прочих обстоятельствах. На уровне МВД, УВД осуществляется довольно значительный объем работы по непосредственной реализации функций в сфере борьбы с преступностью и охраны общественного порядка.

3. Для системы органов внутренних дел характерна разветвленная сеть внешних и внутренних информационных связей. Они обеспечивают:

- передачу управляющей и осведомляющей информации между органами внутренних дел, с одной стороны, и вышестоящими органами государственного управления - с другой;

- взаимный информационный обмен между органами внутренних дел и другими ведомствами и общественными организациями;

- информационный контакт с населением и др.

Конечно, это принципиальная схема. Фактически эти связи гораздо сложнее. Скажем, информационный обмен с органами государственного управления, функционирующими в сфере правопорядка, носит обязательный характер, а с иными ведомствами и тем более общественными организациями желателен и предусмотрен лишь в принципе.

4. Системе органов внутренних дел свойственна динамичность, активная адаптация к среде функционирования. Адекватно отвечая общественным потребностям, система органов внутренних дел в соответствии с решениями органов государственной власти и управления способна видоизменять свои функции, приспосабливать к ним структуру, концентрировать силы и средства для решения актуальных проблем. Показательным примером в этом плане является создание службы по борьбе с организованной преступностью.

5. Будучи целостной системой, органы внутренних дел одновременно являются составной частью государственного управления Российской Федерации. В силу этого организация и деятельность органов внутренних дел базируется на общих принципах государственного управления Российской Федерации и в то же время обладает рядом особенностей.

Прежде всего управление в сфере внутренних дел государства имеет свой объект - определенный комплекс общественных отношений, обладающий специфическими свойствами и существенно отличающийся от объектов других отраслей государственного управления, а именно правоотношения. Свойства объекта, как известно, определяет особенности системы управления, задачи, формы и методы деятельности.

Вторая особенность органов внутренних дел - военизированность системы, в которой существует близкий к армейскому порядок прохождения службы, воинская дисциплина, принятие присяги, присвоение работникам специальных званий. Особые, повышенные требования предъявляются к лицам, зачисляемым в кадры.

Третьей особенностью является выполнение органами внутренних дел широкого круга обязанностей по осуществлению административного надзора за исполнением должностными лицами и гражданами законодательных и нормативных актов, применение в отношении нарушителей мер административного принуждения.

Четвертая особенность - наличие уголовно-процессуальных функций, то есть права и обязанности производить дознание (милицией, инспекцией государственного пожарного надзора и др.) и предварительное следствие (следователями органов внутренних дел).

Пятая особенность выражается в использовании специфических методов оперативно-розыскной работы и применении специальных средств воздействия, вплоть до оружия, к правонарушителям.

6. Иерархичность построения системы органов внутренних дел отчетливо проявляется в том, что все образующие ее территориальные подсистемы выступают в качестве субъекта и объекта управления одновременно. Каждая из этих подсистем входит в большую или управляющую системы и содержит в себе меньшую или управляемую систему: МВД России, МВД республик и т.д.

При анализе любой системы всегда надо иметь ввиду, что она является частью (подсистемой) большей системы и ее организация и функционирование во многом зависят от последней.

Рассматривая систему органов внутренних дел как систему управления необходимо отметить ее соответствие пяти минимальным формально-логическим признакам или, как иногда их называют, требованиям, предъявляемым кибернетикой к организации управляемых систем[9]:

1) Детерминированность элементов системы предполагает такую их взаимосвязь и взаимозависимость, при которой состояние и деятельность отдельного структурного элемента органа внутренних дел отражаются на состоянии и деятельности других элементов и органа как системы в целом. Поэтому субъект управления должен постоянно поддерживать эту взаимосвязь, устраняя препятствия в ее существовании. Практически это выражается в определении функций всей системы и каждого из ее элементов.

2) Динамичность системы предполагает ее способность сохранять управляемость (устойчивость) несмотря на дезорганизующие воздействия внешней, а иногда и внутренней среды. К этим воздействиям, применительно к органам внутренних дел, могут относится изменения в численности и структуре населения, проживающего на обслуживаемой органом внутренних дел территории; изменение административно–территориального деления; изменения в структуре производства и т.д. Кроме того, к дезорганизующим воздействиям можно отнести и некомплект личного состава органа внутренних дел, неудовлетворительное состояние дисциплины и т.п. Поэтому, чтобы эффективно противостоять различного рода дезорганизующим воздействиям, сохранить свои свойства и полноценно осуществлять свои функции, любая система должна обладать способностью перестраиваться в соответствии с новыми условиями и требованиями, т.е. быть динамичной, подвижной[10].

3) Наличие в системе управляющего параметра предполагает фактическую способность субъекта управления эффективно осуществлять свои функции используя предоставленные полномочия (права и обязанности), имеющиеся субъективные качества (образование, опыт, знания и т.п.), материально-технические средства и временные ресурсы.

4) Наличие в системе усилительного свойства необходимо каждой системе управления для беспрепятственного доведения управляющего воздействия к объекту и получение от него сигналов обратной связи, несмотря на возможные трудности (помехи). Это обусловлено тенденцией ослабления и затухания сигнала на направлении ″субъект – объект управления″ и обратно. В качестве своеобразных барьеров, затрудняющих прохождение информации, могут выступать географические (сложность взаимосвязи из-за большой территории), ведомственные (различные критерии оценки деятельности), смысловые (ясная, четкая, грамотная информация), психологические (личные психологические качества сотрудников), организационные (связаны с финансовым, материальным, техническим, людским обеспечением) факторы.

5) Наличие в системе минимум одной обратной связи – наиболее важное требование к организации системы. Оно входит составной частью во все перечисленные, т.к. суть обратной связи заключена в циркуляции информации, без чего немыслим в сущности сам процесс управления. Осведомительная информация о состоянии объекта управления, поступающая по каналам обратной связи, выступает в качестве своеобразного сырья, необходимого для выработки управленческих решений. Если субъект управления не осведомлен о реакции объекта на управленческое воздействие, то сколько бы команд он не передавал, управления фактически не будет и субъект не достигнет желаемой цели.

Обратная связь в управлении органами внутренних дел представляет собой сложную разветвленную сеть, включающую не только обратные связи ″объект – субъект″, но и между этой системой и объектами внешней среды. Наличие обратных связей вовсе не означает, что каждая нижестоящая система во всех случаях передает всю осведомительную информацию вышестоящему уровню. Практически информация, идущая снизу вверх, принимается и оценивается на каждом уровне управления и, конечно, не вся она направляется выше[11].

В заключение данного вопроса, хотелось бы отметить, что органы внутренних дел можно рассматривать как сложную, искусственную, формальную, социальную систему безопасности, созданную государством для реализации социальной функции государства − обеспечение национальной безопасности и правопорядка [12] на всей его территории.

Кроме того, рассматривая систему органов внутренних дел как социальную систему и систему управления, можно выделить ее сложный, динамический характер, обусловленный во многом спецификой целевой функции, задачами и условиями функционирования, а также особенностями воздействия на объекты внешней среды. Поэтому изучение системы управления органами внутренних дел, основывающееся на научных идеях и методах, будет способствовать не только повышению эффективности системы управления, но и эффективности функционирования органов внутренних дел и правоохранительной системы государства в целом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.