КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 4. Типы организационных структур управления и основные Принципы их построения
Организационные структуры управления весьма разнообразны. Однако с позиции тех или иных критериев это разнообразие может быть сведено к минимальному количеству типов. В качестве таких критериев можно использовать "вид субординационных связей" и "возможность быстрой переналадки оргструктуры управления в процессе функционирования системы (степень гибкости оргструктуры)". Рассмотрим соответствующие типы оргструктур управления в рамках названных классификаций. В зависимости от вида субординационных связей структуры управления делятся на линейные, функциональные и смешанные (линейно-функциональные). Линейный тип организационной структуры управления образуется в результате расположения должностей по принципу прямого подчинения: "вышестоящий руководитель" - "руководители" - "исполнители". При этом типе организации управления каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми функциями управления. Каждый подчиненный имеет лишь одного непосредственного руководителя, который осуществляет управление по всем вопросам деятельности подчиненного. Такой способ является наиболее простым и логичным, что обуславливается простотой связей, согласованием действий сотрудников; выполнением подчиненными указаний, исходящих от одного начальника; четкой определенностью компетенции и ответственности субъекта, отвечающего буквально за все, что входит в круг его задач и функций; простотой осуществления контроля за деятельностью подчиненных, и как следствие, поддержанием служебной дисциплины. Вместе с тем при использовании линейного типа организации на главного субъекта управления ложится большая нагрузка. В данном случае ему необходимо обладать глубокими знаниями по всем направлениям работы своих подчиненных. Поэтому чем разнообразнее функции, выполняемые подчиненными, тем труднее линейному руководителю осуществлять эффективное управление. Отсюда вытекает сильная зависимость работы органа от способностей и знаний руководителя, недостаточный уровень которых приводит к неквалифицированному поверхностному руководству. В силу присутствующих недостатков, линейный тип организации управления в ″чистом виде″ обычно применяется лишь в тех органах внутренних дел, где количество сотрудников невелико, а также где работа относительно не сложная и не требует глубокой специализации (например, строевые подразделения ППС, вневедомственная охрана и др.). Функциональный тип организационной структуры управления основан на передаче прав линейного руководства нескольким субъектам управления, каждый из которых осуществляет его по одной из специализированных функций. В результате у исполнителей появляется вместо одного линейного руководителя несколько так называемых функциональных руководителей. При функциональном построении оргструктур управления каждый руководитель, концентрируя внимание лишь на одном участке работы, несомненно, располагает большими возможностями для эффективного управления. Он может глубже и детальнее разбираться в тонкостях деятельности своих подчиненных, чем основной субъект управления при линейном типе построения оргструктур. Однако функциональный тип организационной структуры управления не свободен от недостатков. К наиболее существенным из них относятся: потери централизованных начал в руководстве; появление у каждого из подчиненных нескольких непосредственных руководителей, каждый из которых может давать обязательные для выполнения распоряжения, иногда противоречащие друг другу; большие затраты времени на согласование действий в руководстве. Линейно-функциональный (смешанный) тип организационной структуры управления является производным от линейного и функционального типов. Он концентрирует в себе положительные стороны каждого из них и в определенной мере свободен от присущих им недостатков. При использовании оргструктур управления линейно-функционального типа можно сохранить единство руководства. В этих целях руководителей "по функциям" подчиняют линейному руководителю и лишают прав властного распорядительства. Таким образом, при линейно-функциональном типе построения оргструктур право принятия решения остается у линейных руководителей, а руководители по функциям" являются их помощниками в осуществлении специфических функций, требующих особых знаний. В силу этих причин говорят о линейных полномочиях руководителей и функциональных. В литературе иногда в рамках данной классификации выделяют еще линейно - функционально - штабной тип оргструктуры управления. Линейно-функционально-штабной тип организационной структуры управления позволяет значительно повысить качество линейного руководства за счет объединения специалистов, занимающихся анализом управленческой информации и выработкой на его основе необходимых рекомендаций и предложений, в специализированные, так называемые штабные подразделения. Однако и этому типу организационных структур управления присущи определенные недостатки. Например, штабные подразделения имеют тенденцию к постоянному увеличению своего состава, что часто ведет к отрыву их от решения актуальных практических проблем. При этом резко увеличивается нагрузка на линейного руководителя. Он становится посредником между штабными и другими подчиненными ему структурными подразделениями: через него проходит вся информация "снизу", на основе которой он дает штабному подразделению соответствующие распоряжения и лишь затем они поступают оттуда к низовым звеньям системы в виде указаний, рекомендаций. Разгрузить руководителя можно, если штабным подразделениям предоставить ограниченные права управления подразделениями нижестоящего уровня, например, контроля, координации их деятельности и др[20]. Отношения между элементами организационной структуры, построенной по смешанному типу, реализуются: а) в форме концентрированного руководства; б) в форме ограниченного функционализма. Концентрированное руководство заключается в том, что любое структурное подразделение органа управления может отдавать обязательные для исполнения нижестоящими подразделениями распоряжения только через руководителя органа. Следовательно, применительно к органам внутренних дел любой руководитель выступает как единоначальник, использующий подчиненные ему подразделения для подготовки каких-либо управленческих решений, которые затем поступают к подчиненным только от его имени. Сущность ограниченного функционализма состоит в том, что функциональные подразделения, готовя управленческие решения (каждый по своей функции) для руководителя-единоначальника, имеют по возможности оказывать влияние на деятельность органа в целом. Наряду с этим в некоторых случаях руководитель органа как бы делегирует часть прав этим подразделениям, в результате чего они могут по отдельным вопросам своей компетенции давать обязательные для исполнения другим структурным подразделениям своего органа и нижестоящим органам[21]. С точки зрения степени гибкости оргструктур управления их можно классифицировать на жесткие и гибкие. К первому типу относятся оргструктуры, не приспособленные к быстрой перестройке при возникшей необходимости. Как правило такие оргструктуры функционируют длительное время и изменение в них каких-либо элементов требует соответствующего разрешения на вышестоящем уровне управления, так как требуется внести изменения в штатное расписание. Жесткие оргструктуры используются для подразделений, где нужно ограничить варианты поведения работников, строго регламентировать методы служебной деятельности, исключить возможность неоправданных инициативных решений. Такие оргструктуры требуют меньшей квалификации работников, их элементы легко нормируются. Вместе с тем жесткость структур усиливает ведомственные барьеры, затрудняет установление горизонтальных связей, тормозит внедрение рациональных форм и методов работы, подавляет всякую инициативу. Избежать указанных негативных проявлений можно путем использования гибких структур. Их "гибкость" достигается оперативными изменениями в правовом регулировании, внесением необходимых штатных изменений в различных ситуациях, расширением компетенции руководителей по установлению прямых внутренних и внешних связей, введением в основной костяк структуры новых элементов для решения возникших проблем или перенацеливанием имеющихся структурных подразделений. В литературе гибкие структуры получили название программно-целевых. Программно-целевой тип организационной структуры управления на практике применяется в виде: краткосрочной или долгосрочной программно-целевой оргструктуры; организационной структуры управления по проекту; матричной; координационной и других оргструктур. Краткосрочная программно-целевая организационная структура управления обуславливается необходимостью создания временных структурных образований, например, групп специалистов для раскрытия крупномасштабных преступлений; специальных подразделений по борьбе с наркомафией в составе служб УР; специальных патрульных групп для борьбы с квартирными кражами; специальных воинских или милицейских формирований, находящихся на казарменном положении и передаваемых временно тому ОВД, на территории которой произошло обострение оперативной обстановки, и т.д. За работниками, включаемыми в состав таких временных структурных образований, сохраняется прежняя должность. Создание таких оргструктур оформляется кратким распоряжением без детализации обязанностей их представителей. Долгосрочные программно-целевые организационные структуры управления создаются для регулирования хода крупномасштабной работы, рассчитанной на сравнительно длительный период. В их состав включаются, как правило, специально формируемые в этих целях штабные подразделения. Деятельность таких оргструктур требует детальной правовой регламентации. Длительно действующие временно гибкие структуры могут быть преобразованы затем в постоянные со своей иерархией учреждений на всех уровнях управления. Например, оперативные группы по борьбе с организованной преступностью были затем преобразованы в 6-е управления, РУОПы; специальные патрульные подразделения - в ОМОН и т.д. Организационная структура управления по проекту формируется для обеспечения программы реализации крупномасштабных проектов, когда возможны частые перестройки системы по мере достижения промежуточных целей. Примером здесь может служить программа создания АСУ МВД России с образованием органа централизованного управления по проекту ГИЦ МВД России. Аналогично формируются оргструктуры управления по объекту, например, временные органы внутренних дел в Чеченской республике и т.п. При использовании матричных видов организационных структур управления за каждым работником функциональной службы закрепляется либо определенная зона, либо какой-то объект. В этом случае данный работник находится как бы в двойном подчинении: руководителю своей службы и куратору зоны (объекта). Создание зональных групп позволяет работникам различных служб согласовывать действия в отношении нижестоящих подразделений без обращения к вышестоящему руководителю. Координационные организационные структуры управления формируются на базе действующих оргструктур различных служб, ведомств без выделения дополнительной штатной численности. Это, например, различные комиссии представительных органов местного самоуправления, советы профилактики и т.д. Преимущество координационных структур состоит в возможности оперативного решения комплексных проблем, затрагивающих интересы многих органов, ведомств. В настоящее время как у нас в стране, так и за рубежом применение гибких оргструктур в самых разнообразных формах находит все более широкое применение. Однако, анализ деятельности этих формирований показывает, что их эффективность существования снижается по мере повышения уровня управления, на котором они образуются, и в случаях, когда они носят межведомственный характер. Наибольший эффект дает применение гибких структур, образуемых на низших этажах управления, для решения региональных проблем[22]. Необходимо отметить, что рассмотренные типы управления следует отличать от форм распределения функций между подразделениями и функциональных обязанностей между подразделениями и функциональных обязанностей между сотрудниками в органах внутренних дел. В отличии от типов организации управления данные формы отражают не характер связей между субъектами и объектами управления, а фактический порядок распределения функций и функциональных обязанностей между подразделениями и отдельными сотрудниками. В настоящее время в органах системы МВД России применяются три формы распределения функциональных обязанностей между сотрудниками: а) зональная (территориальная); б) линейная (отраслевая); в) смешанная. При зональной форме отдельные службы или отдельные сотрудники на определенной территории или группе объектов решают весь комплекс задач и реализуют все функции своего подразделения (например, участковые инспекторы милиции, инспекторы госпожарнадзора и т.п.). Линейная (отраслевая) форма предполагает закрепление за отдельными сотрудниками определенного направления (линии) работы, которое они осуществляют на всей обслуживаемой территории (например, часть сотрудников аппаратов уголовного розыска в крупных органах внутренних дел осуществляет борьбу с кражами, часть с наркоманией и т.п.). Смешанная форма распределения функций между подразделениями и функциональных обязанностей между сотрудниками представляет собой объединение зональной и линейной форм. В этом случае, сотруднику, осуществляющему все функции своего подразделения на конкретной территории (участке), кроме того, поручается определенная линия работы, которую он выполняет на всей территории, обслуживаемой органом внутренних дел (например, оперативному уполномоченному уголовного розыска, обслуживающему конкретную территорию по всем направлениям деятельности уголовного розыска, поручается осуществление борьбы с наркоманией на всей территории органа). В заключении необходимо сказать, что применение той или иной формы распределения функций является отражением уровня специализации сотрудников и служб органов внутренних дел, а их разумное сочетание позволяет выработать оптимальное решение проблем специализации в различных органах и тем самым создать наиболее благоприятные условия для эффективного осуществления всех функций, возложенных на органы системы МВД России[23].
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |