КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛЕКЦИЯ. Субъекты предпринимательской деятельности на рекламном рынке
Рекламный рынок - совокупность общественных отношений, связанных с производством и распространением рекламы, в которые вовлечены специальные субъекты: рекламодатель, производитель и распространитель рекламы, и посредники — рекламные агентства.
Основой рекламного рынка является предпринимательская деятельность производителей, распространителей рекламы и рекламных агентств, реализующих, соответственно, рекламные работы, рекламные услуги и посреднические рекламные услуги. К кругу участников гражданско-правовых обязательств по оказанию рекламных услуг относятся лишь хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) Рекламодателем может выступать только лицо, на законных основаниях осуществляющее предпринимательскую деятельность (исключая политическую и социальную рекламу), но субъектом рекламной предпринимательской деятельности рекламодатель не является. Рекламодатели осуществляют свою предпринимательскую деятельность на рынках, соответствующих реализуемым ими товарам, работам, услугам. Однако рекламопроизводитель, рекламлораспространитель и посредники в лице рекламных агентств являются субъектами гражданских правоотношений. Правосубъектность применительно к рекламному рынку следует определить, как социально-правовую возможность быть участником рекламных рыночных отношений. Правосубъектность включает в себя правоспособность, т.е. способность субъекта иметь гражданские права и обязанности, и дееспособность, т.е. способность субъекта своими действиями приобретать для себя права и создавать для себя обязанности. Субъектом предпринимательской деятельности является любое лицо, деятельность которого прямо или косвенно направлена на получение предпринимательского дохода и правовой статус которого регулируется предпринимательским правом.
Поскольку производство и распространение рекламы является предпринимательской деятельностью, ее субъекты должны удовлетворять соответствующим нормативным требованиям, предъявляемым к предпринимателям.
Легальное определение предпринимательской деятельности: это «...самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Наиболее распространенными субъектами предпринимательской деятельност, являются индивидуальные предприниматели (с т. 18, 23 ГК РФ) и коммерческие юридические лица (п. 2 ст. 50 ГК РФ). Данные субъекты должны быть зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Гражданский кодекс РФ (абз. 2 п. 1 ст. 49) закрепил за коммерческими организациями способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности. Как известно, индивидуальные предприниматели, равно как и коммерческие юридические лица, имеют общую правоспособность и вправе осуществлять любые не запрещенные законом виды деятельности, за исключением тех, для осуществления которых в силу требований закона необходима лицензия.
В Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» рекламная деятельность не названа. Тем не менее, это не означает, что для подготовки и распространения рекламы не нужны никакие специальные разрешения.
Например, строительно-монтажные и электротехнические работы по установке и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации должны выполняться в соответствии с проектной документацией организациями, имеющими лицензии на проведение этих работ. Необходимые лицензии должны иметь и производители рекламного оборудования. Посредники — рекламные агентства вправе не получать никаких лицензий, если они принимают на себя обязательства провести рекламную кампанию по посредническому договору, а деятельность, подлежащая лицензированию, фактически осуществляется привлеченными ими лицами.
ВЫВОД: субъекты рекламной деятельности — это коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, с изначально общей правоспособностью, и имеющие право заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, в том числе и рекламной. Сама рекламная деятельность не лицензируется; специальные разрешения необходимы только в том случае, если рекламная деятельность включает в себя или сопряжена с совершением фактических действий, которые требуют наличия лицензии.
Специфика правового статуса субъектов рекламных
Специфика правового статуса субъектов рекламных отношений заключается в исследовании прав и обязанностей рекламодателя, производителя и распространителя рекламы, которые, соответственно, предоставлены им и возложены на них именно законодательством о рекламе. Действующий закон о рекламе в ст. 3, как и ранее действовавший закон о рекламе в ст. 2, дает о пределение каждому из субъектов рыночных рекламных отношений: • 1. «рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо» (в ранее действовавшем нормативном акте — «юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы»); • 2. «рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму» (в ранее действовавшем нормативном акте - «юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме»);
• 3. «рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (в ранее действовавшем нормативном акте — «юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами»).
Действующее рекламное законодательство не определяет статус субъектов рекламного рынка как участников именно предпринимательско-правовых отношений, а также вовсе не определяет статус такого субъекта, как профессиональный посредник на рекламном рынке — рекламное агентство. 4. Рекламное агентство — рекламист — является самостоятельным участником рекламных отношений и не осуществляет простое представительство (в юридическом понимании данного термина) по поручению своих клиентов. Следует урегулировать правовой статус рекламных посредников: должна быть установленная специальная, более строгая ответственность за нарушение законодательства о рекламе; целесообразно ввести специальные нормы об обязанности рекламных агентств давать рекламодателям письменные заключения с оценкой соответствия предлагаемого к размещению материала законодательству о рекламе. 5. С аморегулируемые организации в сфере рекламы
6. Антимонопольный орган (Федеральная антимонопольная служба России)
7. Иные управомоченные государственные органы, органы местного самоуправления, выдающие разрешения на установку конструкций для наружной рекламы, потребители рекламы.
Саморегулируемые организации в сфере рекламы В 1995 г. была создана первая организация саморегулирования — Рекламный совет России ( Общественный совет по рекламе).
Под саморегулируемой организацией в сфере рекламы понимается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением. В РФ существуют различные саморегулируемые организации, которые представляют и отстаивают интересы рекламных компаний. 1. Ассоциация рекламодателей. Она была учреждена 16 июля 1997 года крупнейшими российскими и международными компаниями. В качестве основной цели своей деятельности Ассоциация рассматривает создание и утверждение в России системы надежных гарантий свободы рекламы. 2. Международная рекламная ассоциация (IAA) была создана в 1938 году и носила название Экспортная рекламная ассоциация. Международной рекламной ассоциацией она стала в 1953-м, а в России свою деятельность начала в 1994 году. Ее исключительная сфера деятельности состоит в объединении всех трех составляющих рекламного рынка — рекламодателей, рекламных агентств и средств массовой информации. 3. Рекламная федерация регионов (РФР) — некоммерческая общественная организация, объединяющая региональные рекламные агентства и отделы продаж СМИ. 4. Национальная ассоциация наружной рекламы и 5. Ассоциация коммуникационных агентств (АКАР) (до 2003 г. — Российская ассоциация рекламных агентств (PAPA)). Идея создания такой организации появилась на первой российской рекламной выставке «Реклама-92», которая проходила в 1992 г. С момента своего основания Ассоциация принимала активное участие в разработке рекламного законодательства, в частности, в разработке Закона о рекламе 1995 г. PAPA выступила одним из инициаторов создания Общественного совета по рекламе (в настоящее время Рекламный совет России). PAPA выступает соорганизатором Фестиваля рекламы Фонда поддержки рекламопроизводителей, фестиваль получает название и статус Московского международного фестиваля рекламы. В сентябре 2003 г. было решено переименовать Российскую ассоциацию рекламных агентств (PAPA) в Ассоциацию коммуникационных агентств России (АКАР), что позволило значительно расширить круг агентств, желающих войти в состав Ассоциации, поскольку теперь в ее состав входят не только рекламные агентства, но и агентства, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, PR-агентства и т. п.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |