Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологическая мысль России




Феноменологическая социология

Представителем явился австро-американский ученый А. Щюц (1899-1959). Его единственное прижизненное сочинение «Смысловое строение социального мира» (1932). Щюц критиковал М. Вебера за недостаточное философское обоснование социологической теории. Щюц поставил задачу обоснования, опираясь на философские труды Э. Гуссерля, который ввел понятие «жизненного мира», который в свою очередь является «пространственно-временным миром вещей, каким мы его воспринимаем до и вне всякой науки». Это философское понятие Щюц использует для обоснования смысла социального действия, который не был объяснен М. Вебером.

Поскольку каждому индивиду присущ свой жизненный мир, то феноменологическая социология естественным образом приходит к идее конструирования социальной реальности в соответствии с жизненными мирами.

Задача феноменологической социологии по Щюцу, состоит не в попытке объективного описания и объяснения социальной реальности, а в исследовании процесса конституирования мира мышлением и конструирования человеком своего собственного жизненного мира.

 

 

Идеи О. Конта были изучены раньше в России, чем на его родине.

Наша страна ДАЛА МИРУ СОЦИОЛОГОВ ЭКСТРА КЛАССА М. Ковалевский, П.Сорокин. Нужно отметить выдающегося статистика А.Чупрова оставившего после себя глубокое эссе о неокантианской социологии.

Социология в Россию проникла с запада еще в 40-е годы 19 века, однако ее расцвет связывают со второй половиной 60-х годов. Как на Западе, социальная мысль в России развивалась в лоне философии, когда другие социальные науки – история, этнография, юриспруденция – уже достигли значительных успехов. Как и в Западной Европе, отечественная социологическая мысль поначалу формировалась в русле позитивистской традиции.

За период с конца 60-х гг. 19 века до середины 20 века социология прошла три этапа. Собственно социологические теории появляются только в начале ХХ в.

1. Начальный с 60-х по 80-е годы позитивистский в этот период доминировали идеи О. Конта. Ни в одной стране мира его идеи не разрабатывались так активно, как в России.

Данный этап связан с возникновением целого ряда социологических школ и направлений, большинство из которых сложилось под влиянием позитивистской социологии.

На первой стадии позитивистская социология представлена в России букетом различных подходов и направлений: географическая школа – это Лев Ильич Мечников (1838-1888) решающую роль в развитии общества этот ученый отводил влиюянию гидрологического фактора (рек, морей, океанов); органицизм П.Л. Лилиенфельд, А.И. Стронин; психологизм (субъективная школа П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Караев, С.Н. Южаков, социопсихологизм: Е.В. де Роберти).

С точки зрения Лилиенфельда все окружающее человека (почва, климат) и созданное людьми есть межклеточное вещество из которого состоят как биологические, так и социальные организмы. Отсюда следует, что социальное взаимодействие происходит по законам соединения клеток в каждом отдельном организме. Отличие его от позиции Спенсера в том, что принцип аналогии заменяется отождествлением социального и биологического организмов.

2. С 1890-х до начала ХХ века. На втором этапе доминировала субъективная социология. Движущим мотивом создателей субъективной социологии П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского было стремление обосновать идеи русского социализма и народничества.

В эти годы развивается марксизм и антипозитивистские установки, резко критикуются натуралистические концепции. Антипозитивистский подход представлен в работах Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, В.М. Хвостова. Существенное влияние на развитие социологической мысли в России оказал П. Б. Струве.

На втором этапе начинается процесс институционализации социологии, которая проникает в академическую среду и все более положительно оценивается в научных и общественных кругах. Предпринимаются отдельные попытки преподавать социологию как учебную дисциплину. Однако намерения открыть кафедры или факультеты социологии не получают поддержки правящих кругов. Нет и специальных социологических изданий. Тем не менее, количество публикаций по социологии продолжает расти. Переводятся и издаются работы наиболее известных западных социологов.

К концу второго периода российская социология выходит на международную арену. В 1908 году была открыта первая в России кафедра социологии при частном Психоневрологическом институте.

В к. ХIХ и н. ХХ в стране сформировались, попеременно господствуя в общественном сознании и сменяя друг друга, несколько направлений, научных школ и течений: социокультурная теория Н.Я. данилевского, социологическая концепция русского консерватизма К.Н. Леонтьева, государственная школа (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, А.Д. Градовский), социологической идеи теоретиков анархизма (Л.И. мечников, М.А.Бакунин, П.А. Кропоткин), социал-органицизм А.И. Стронина и П.Ф. Лилиенфельда, психологическое направление (Е.В. де Роберти, Л.И. Петражицкий), субъективная школа социологии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Карев, С.Н. Южаков), генетическая социология М.М. Ковалевского, марксистское направление в социологии, эмпирическая социология (К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин).

3. С начала ХХ века до 1917 г. Третий этап развития социологии характеризуется признанием ее в качестве объективной науки и ростом интереса к проведению широких эмпирических социологических исследований. Ведущей ориентацией социологической мысли на этом этапе становится неопозитивизм, сочетающий функционализм и эмпирические исследования (Г.П. Зеленый, А.С. Звоницкая, А.С. Лаппо-Данилевский наиболее известными представителями, которого были К.М. Тахтарев и П.А. Сорокин). Центральной темой анализа стала структура «социального взаимодействия» и изучение элементов среды в виде социальных групп и слоев.

Профессоры, читавшие курсы по политической экономии, истории и правоведению, знакомили студентов с содержанием теорий О.Конта и К. Маркса. К концу столетия прочитан первый в России курс социологии, который подготовил известный профессор Санкт-Петербургского университета Н.И. Кареев. Первая кафедра социологии открылась в 1908 г. в Петербурге при частном Психоневрологическом университете. А в 1916 году при Петербургском университете учреждается Русское социологическое общество имени М.М. Ковалевского. Именно Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) видел свою задачу в преодолении односторонности социологических школ, в необходимости интегрировать все положительное в них на почве «теории социального прогресса». Тенденция синтеза позитивных сторон различных школ и направлений, проявившаяся у Ковалевского, стала характерной чертой отечественной социологии на рубеже веков.

К 1920 г. в Петербургском университете был открыт созданный на базе факультета общественных наук (ФОН) первый в России социологический факультет. Его организатором, первым деканом и ведущим лектором стал П.А. Сорокин. Со временем в некоторых российских университетах регулярно начинают работу социологические семинары, студенческие кружки, на заседаниях которых обсуждаются проблемы общества, заслушиваются научные доклады. Основы социологического образования давала Высшая русская школа общественных наук в Париже, куда со всех концов России обращались за программами, учебным материалом, пособиями.

После революции социология получает свободу как научная и учебная дисциплина. В течение нескольких месяцев выходят научно-популярные брошюры по актуальной тематике, газетные и журнальные статьи по социологии, в частности Сорокин, Энгель, Рожков. С 1917 года начинается издание учебной литературы по социологии для школ разных типов и одновременно расширяется круг учебных заведений, где вводится изучение социологии.

После короткого периода академических свобод в годы НЭПа устанавливается реакция. И ряд видных ученых социологов и философов (П.Сорокин, Н. Бердяев) вынуждены, навсегда покинуть Россию. Термин социология начинает приобретать негативный оттенок и использоваться главным образом в связи с критикой «буржуазной» социологии. Многие журналы и кафедры закрываются, немалое количество социологов, экономистов и философов подвергаются репрессиям и ссылке в лагеря.

Таким образом, социология в дореволюционной России развивалась как часть общемировой социологической мысли. Испытывая влияние различных тенденций западной социологии, она вместе с тем выдвинула немало собственных теорий и концепций, отразивших своеобразие развития российского общества.

Возрождение социологической науки начинается в конце 1950 гг. В 1969 году был создан институт конкретных социологических исследований. С 1974 года стал издаваться журнал «Социологические исследования», появились социологические службы на предприятиях. В 198 году был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения, а также ряд независимых социологических служб. Сейчас опросы населения по разным вопросам, практическое использование социологической информации стали распространенным явлением. Социология вошла в структуру высшего образования, стала преподаваться в качестве учебной дисциплины.

Значительный вклад в развитие современной социологической мысли вносят известные отечественные социологи: И.В. Бестужев-Лада, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Ю.А. Левада, В.А. Ядов, Ф.Э. Шереги и др.

 

Контрольные вопросы

1. В каком веке социология оформилась как наука:

1. В XVII

2. В XVIII

3. В XIX

4. В XX

2.

 

 

Общество и социальные институты

Вопросы

1. Социальная система

2. Понятие общества

3. Понятие социального института

4. Функции социальных институтов

5. Процесс институционализации

6. Типология институтов

7. Институциональные признаки и характеристика основных социальных институтов

1. Социальная система

В ХХ веке представление об обществе как целостной системе формировалось в значительной степени под влиянием общей теории систем, разработанной А.А. Богдановым и Л. Берталанфи.

В наиболее полном и законченном виде теория социальных систем была представлена в трудах Т. Парсонса, который предпринял попытку создать логико-дедуктивную теоретическую модель общества, охватывающую человеческую реальность во всей ее целостности и многообразии. Ключевым понятием своей научной доктрины он сделал понятие «социальная система».

Под «социальной системой» в современной социологии принято понимать упорядоченную, построенную, как правило, иерархическую совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, объединенных устойчивыми связями и отношениями, взаимодействующими со средой как единое целое. Категория социальной системы показала себя как эффективный познавательный инструмент в социологии, так как позволяет исследовать любые виды социальных общностей от малой группы – семьи – до всего человечества. В системном анализе понятие «социальная система» тесно связано с такими категориями, как «социальная структура» и «функции», что дает возможность описывать состав, характер связей между элементами как внутри социальной общности, так и ее взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Благодаря принятому в структурном функционализме понятийному аппарату системного анализа, категория социальной системы легко поддается операционализации и эмпирической верификации () в прикладных социологических исследованиях. В связи с этим понятие «социальная система» превратилось в универсальную категорию социологии.

Производным от социальной системы является понятие социетальной системы ( от лат. societas - общность). Впервые данный термин был введен А.Г. Келлером для выделения в особый класс социальных систем большого масштаба – государств, региональных социокультурных систем, локальных цивилизаций, человечества в целом. Социетальные системы отличаются функциями и включают в себя несколько подсистем: экономическую, собственно социальную, политическую, культурную и т.д.

Наряду с понятием «социальная система» в современной социологии используется и категория «общество». И наиболее кратко социологию можно определить как науку об обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.