Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и виды социального действия




ПЛАН

ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИИ

ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МОРАЛИ

Основная причина самоубийств усматривалась в опережающих социальных изменениях и отставании закрепления социальных регулятивных норм.

Исследование причин самоубийств дало толчок для развития социологического анализа девиантного поведения, концептуализированного в рамках структурного функционализма Р.Мертоном.

- 15 -

Предложенный механизм оздоровления общества и снижения % самоубийств состоял в создании производственных корпораций, ориентированных на закрепление моральных норм.

Здесь – тоже абсолютизация социального – позиции социологизма.

Первоначально мораль понималась как объективно существующая система принудительных правил. Мораль – как долг. Следуешь долгу – морален. Позднее – ведущим стало признание добровольности следования моральным нормам.

В любом случае, общество = это сила, авторитет. Условие устойчивости морали – стабильность социальной структуры, отсутствие социальных потрясений и воспитание. Существуют различные моральное кодексы. На вершине иерархии – общечеловеческие ценности.

Основные черты морали – дисциплинированность, принадлежность к группе и автономия – добровольность следования моральным нормам.

Социальная функция морали – воспитание добропорядочного гражданина.

- 16 -

Мораль - одна из форм коллективного сознания, основа существования общества.

Религия – высшая форма психической жизни, сознание сознаний. Также это – символическая знаковая система, обеспечивающая возможность трансляции культуры. Считает религию пронизывающей все общество, почти тождественной ему. Социолого-антропологический подход: все элементы современного религиозного мышления могут быть обнаружены в древних религиях.

Бог для религии не обязателен. Обязательно освящаемое религией разделение всех предметов на 2 противоположных класса: светские (обыденные) и священные (почитаемые и принуждающие).

Церковь выполняет регулятивную, упорядочивающую функцию, снижая значение мирских идеалов и увеличивая значение религиозных, священных. Религиозные обряды обеспечивают чувства единения, радости и умиротворения.

 

 

Лекция 10. СОЦИОЛОГИЯ Макса ВЕБЕРА (1864 - 1920, Германия)

  1. Биографическая справка
  2. Понятие «идеальный тип»
  3. Проблема понимания и категория «социальное действие»
  4. Структура и виды социального действия
  5. Принцип рациональности в социологии
  6. Учение о типах господства
  7. Социология религии

• - 2 –

  1. Краткая биография Макса ВЕБЕРА

Карл Эмиль Максимилиан Вебер – выдающийся юрист, историк, экономист, социолог. Один из основоположников теоретических оснований социологии.

Родился в семье представителей германской предпринимательской и политической элиты. Всегда относил себя к буржуазному классу. Получил блестящее юридическое образование, защитил 2 диссертации в области права, получил звание профессора, был выдающимся мыслителем и публицистом. С 1898 по 1904 гг. в результате работы «на износ» преподавательская и научная деятельность были прерваны в связи с тяжелым душевным расстройством.

С 1904 г. – постепенно возвращается к преподавательской работе, совершает длительную поездку в США. В этом же году становится одним из редакторов немецкого социологического журнала «Архив социальной науки и социальной политики». Здесь были опубликованы его основные работы, в частности – «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий», «Социология религии», «Город».

В разные годы преподавал в Берлинском, Фрайбургском, Гейдельбергском, Венском и Мюнхенском университетах. В 1919 г. получает приглашение из Сент-Луисского университета (США) для чтения цикла лекций. Умер в 1920 г. от осложнения после гриппа. Основная работа «Хозяйство и общество» была издана посмертно.

• - 3 -

2. ПОНЯТИЕ «ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП»

По полученному образованию и академическим степеням М.Вебер не был профессиональным социологом. В конце Х1Х столетия в Германии еще не было академической социологии. Социологический период в творчестве начинается после поездки в США в 2004 г.

Методологическим основанием разработки социальной теории становится признание общезначимости наук о культуре. Вебер настаивает на разделении понятий «ценность» (объективно существует и обусловливает научный подход) и «оценка» (субъективна, характеризует ненаучный подход к анализу).

В соответствии с этими представлениями, социология определяется как наука, свободная от оценочных суждений и проясняющая механизмы изменения ценностей. По Веберу, в ценностях представлены интересы эпохи. Они изменчивы и для каждой исторической эпохи характеризуются определенным идеальным типом.

Идеальный тип – это схема, абстракция, которая никогда полностью не реализуется, но используется как инструмент социального познания. В социологии идеальный тип – не цель исследования, а средство усиления наиболее значимых черт эпохи или исследуемого социального феномена.

• - 4 -

При исследовании, например, таких явлений, как церковь, христианство, средневековое городское хозяйство, наиболее типические черты должны быть усилены для их лучшего понимания. Поэтому методологически акцент делается на генерализующих (обобщающих) понятиях. Таким образом, в разработке социальной теории М.Вебером идеальный тип становится основным методологическим принципом социологического и исторического познания.

Соответственно, задачей истории определяется прояснение причинных связей и событий, происходящих во времени и пространстве; а задачей социологии – обоснование «чистых идеальных типов» социальных явлений, происходящих в определенные эпохи с любой географической локализацией, т.е. – независимо от актуального времени и пространства.

Таким образом, можно дать еще одно уточняющее определение понятия. Идеальный тип – это конструирование социальной реальности – такой, какой она должна быть в идеале на основе наиболее типичных признаков.

Если ориентироваться на идеал, то в каждой стране социальное явление должно было бы развиваться по одному сценарию. Но на практике происходит наслоение многих случайных факторов. В результате возникают различия и особенности.

• - 5 -

Соответственно, Вебер вводит различение «генетических идеальных типов», приближенных к реальности (они оказываются операциональными для истории), и «чистых идеальных типов», абстрагированных от реальности (операциональных для социологии).

Основная функция понятия «идеальный тип» – инструментальная – в установлении правил протекания событий (на абстрактном социологическом уровне теоретического анализа, и на конкретно-историческом).

3. ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ И КАТЕГОРИЯ «СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ»

Для прояснения того, как применяется понятие «идеальный тип», Вебер вводит категорию «понимание». Он формулирует тезис о том, что отличие социологии от естественных наук состоит в возможности истолкования событий. У Вебера понимание означает причинное объяснение.

Поэтому предметом социологического исследования становится действие, связанное с субъективно подразумеваемым смыслом. Социальное действие – это действия индивидов с ориентацией на других, т.е. с мотивацией на определенные ожидания.

• - 6 -

Поэтому можно сказать, что при разработке понятия «социальное действие» Э.Дюркгейм абсолютизировал социальное, а М.Вебер исходил из мотивов субъекта, индивида, ориентированного в своих действиях на других членов общества. По Веберу, коллективы и общности производны от индивида, поэтому они – лишь способы или формы организации отдельных индивидов.

Соответственно, социология должна прояснять цели индивидов и механизмы достижения целей. Если это происходит, и отправным оказывается сознание индивида, возникает идеальный тип действия – целерациональный, являющийся образцом деятельности.

С этим идеальным целерациональным типом действия, как с эталоном, соотносятся все остальные типы, встречающиеся в повседневной жизни. Вебер их также аналитически выделяет, называя:

приближенно достигнутый правильный тип действия;

целерационально ориентированный;

относительно целерационально ориентированный;

не целерациональный, но понятный по смыслу;

понятный по мотивам, но нарушаемый внешними воздействиями;

не понятный тип действий.

• - 7 -

Т.е., классификация построена по принципу выявления наличия степени рациональности социального действия. Социолог должен исходить из рассмотрения целерационального действия как типического, нормы, а всех остальных видов действий – как отклонения от нормы.

Таким образом, понимание в чистом виде оказывается возможным только в отношении целерационального действия. А собственно целерациональное действие становится тем идеализированным пространством, где наука социология обретает единство смысла действия и смысла самого действующего.

Вебер говорит также о том, что целерациональное действие – это не онтологическая, а методологическая установка, т.е., это – не характеристика социальной реальности, а средство ее анализа. Целерациональное действие – идеальный случай. В повседневной деятельности человек не всегда хорошо знает, чего он хочет. Тем не менее, методологически социолог должен исходить именно из этого идеального случая как нормы.

Как уже было сказано ранее, Вебер выделяет 2 основных признака социального действия:

• - 8 -

- наличие субъективного смысла, который может быть понят;

- ориентацию на других, признание.

Он говорит о том, что к социальным действиям не относятся реакции на явления природы. Например, раскрытие зонтов при дожде – будет лишь самосохранительной эмоцией толпы.

Вебер разрабатывает еще одну классификацию видов социального действия, закрепившуюся в теоретической социологии. Она представлена 4-мя основными видами:

целерациональное социальное действие - ожидание определенного поведения других как условия достижения поставленных целей, критерием рациональности здесь является успех;

ценностно-рациональное социальное действие – здесь цели определяются ценностями – религиозными, этическими и др., а достижение успеха – уже не обязательно;

аффективное социальное действие - определяется эмоциями и чувствами;

традиционное социальное действие – определяется привычками и не обнаруживает осознанного смысла.

Таким образом, можно сказать, что социальными действиями, в строгом смысле слова, являются только первые 2 вида.

• - 9 -

Абсолютно рациональным является только первый, но он, как и другие, не встречается в реальной жизни в чистом виде. В традиционных обществах преобладают традиционный и аффективный типы, в индустриальных – целерациональный постепенно вытесняет ценностнорациональный.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.