Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государства прогрессивными зарубежhыми мыслителями

ВОЗHИКHОВЕHИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО

Уже в древности начинаются поиски принципов и форм для установления надлежащих взаимосвязей и согласованного взаимодействия пра ва и власти. Государственно-правовые идеи и институты Древней Гре ции, Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве. Ученые древ ности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политичес кая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Государственная власть, приз нающая право, и, одновременно ограниченная им, по мнению антич ных мыслителей (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Ци церон), считается справедливой государственностью. Там, где отсут ствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Макиавел ли и Боден. Первый видел цель государства в создании возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление мно гими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства сос тоит в обеспечении прав и свобод.

В период ранних буржуазных революций идеи и концепции правовой государственности, разработанные такими прогрессивными мыслителями, как Гроций, Спиноза, Гоббс, Локк, Монтескье, Дидро, Гольбах, Джефферсон опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей со циальной, политической и правовой теории и практики, на историчес ки сложившиеся и апробированные общечеловеческие ценности и гуманис тические традиции. Центральное место в них занимают проблемы право вой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей ра венство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Гроций считал, что существует право естественное и право исходящее, то есть установленное государством. Источником естественного права является природа человека, человеческий разум. К предписаниям естественного права относятся: воздержание от чужого имущества, обязанность соблюдения обещаний, возмещение виновного ущерба, наз начение людям заслуженного наказания. Право установленное госу дарством должно соответствовать принципам естественного права, то есть права, отвечающего законам разума. Цель государства он видел в охране частной собственности такими законами, которые обеспечивали каждому человеку свободное пользование своим имуществом с согласия всех. Источником любой формы государства является общественный дого вор. При создании государства народ может избрать любую форму прав ления, но, избрав ее, он обязан выполнять ее веления.

Спиноза утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов.

Гоббс отстаивал равенство всех перед законом и незыблемость договоров. Он понимал свободу человека, как право делать все то, что не запрещено законом.

Локк считал, что государство создается для охраны естественных прав человека и устанавливает законы для регулирования отношений собственности, использует общественные силы для исполнения этих зако нов и для защиты от внешних нападений. В таком государстве господ ствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые права соб ственности, индивидуальной свободы и равенства. Свобода людей в правовом государстве состоит в незыблемом для всех правиле - свобо де исполнять собственное желание во всех случаях, когда это не запрещено законом и не зависит от воли другого человека.

Монтескье установление правовой государственности объяснял необходимостью политической свободы в гражданском обществе. Он считал, что для предотвращения злоупотреблений властью необходимо строгое соблюдение законов всеми. Свобода есть право делать все, что дозво лено законами. Политическая свобода связана у Монтескье с граждан ской свободой и означает установление законности и безопасности. Это можно достичь только путем разделения властей на законода тельную, исполнительную и судебную. Причем эти власти должны быть сосредоточены в различных органах государства и взаимно ограничи вать и уравновешивать друг друга.

Дидро считает, что государственная власть возникает как продукт общественного договора. Люди частично передают государству свою естественную независимость с целью обеспечения интересов и объедине ния воли и силы всех. Истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти. Главная цель государства - это обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья.

Джефферсон автор "Декларации независимости США", воплощает идеи правового государства на американском континенте. Он отстаивает принцип народного суверенитета. В "Декларации" провозглашается, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Включение в "Декларацию" естественных прав человека, их превращение в субъективные права отдельных людей по отношению к государству как целому, было принципиально новым положе нием, так как прежде считалось, что правами людей наделяет госу дарство.

Кант разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, личность. Hарод мо жет требовать своего участия в установлении правопорядка путем при нятия Конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуслав ливает свободу, равенство и независимость всех граждан в госу дарстве, которое выступает как объединение множества людей, подчи ненных правовым законам. Там, где государство действует на основе конституционного прав а, отвечает общей воли, отвечает общей воли народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан. В правовом обществе и гражданин, и государство в оди наковой степени могут требовать друг от друга точного исполнения закона. Кроме этого, возможность правоорганизации Кант непосредствен но связывал с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осущес твляемую судом присяжных, избранных народом.

Гегель трактует государство, называя его тоже правом, но наиболее развитым и содержательно богатым, так как оно включает в себя признание всех остальных прав - прав личности, семьи и общества. Он считал, что государство стоит над личностью и обществом, доказывая тем самым, что государство возникло раньше общества. В этом сущес твенный недостаток этой концепции. Однако в реальной действи тельности общество возникает раньше государства и именно госу дарство является продуктом и результатом развития общества. Госу дарство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация обществен ной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляю щей царство реализованной свободы. Именно в государстве и через го сударство реализуются высшие нравственные ценности человека. Гражданское общество через правовые учреждения обеспечивает интересы частных лиц и охраняет их общественность, поддерживает определен ный общественный порядок. Принудительная, насильственная функция в государстве играет не столь важную роль. Главное - это четкая социальная и правовая направленность государственной деятельности, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для об щества и личности.

Маркс рассматривал государство и право, исходя из открытой им классовой теории общественного развития. Согласно данной теории госу дарство и право исчезнут вместе с исчезновением классов. Таким образом, она основана на жесткой связи права и государства. Маркс определял, что юридический закон есть продукт и отражение ма териальных производственных отношений классового общества. То есть, после возникновения государства - как результата раскола общества на классы и классовой борьбы, возникло право, которое необходимо гос подствующему классу для поддержания в повиновении своих классовых противников. Право определяется этой теорией как возведенная в за кон воля господствующего класса. Поэтому законодательство только фиксирует требования, диктуемые экономическими отношениями, то есть закрепляет социальное неравенство. Следовательно, право здесь осу ществляется с законами государства и не может существовать без опоры на его принудительную силу. Отсюда задача государства - отражать в законах исторически складывающиеся взаимоотношения между людьми, соответствующие данному социально-экономическому строю. Однако, необ ходимо отметить одно из утверждений Маркса, в котором он выразил идею правового государства: "Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело это му органу подчиненный.

Многие ведущие политики и правоведы Западной Европы сходились во мнении, что правовым можно считать государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин, то есть правовая государствен ность имеет место лишь в том случае, когда государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку. Еллинек определял госу дарство как представителя общих интересов своего народа, как госуд арствующий союз народа.

Таким образом, идеи Локка, Монтескье, Гоббса, Канта и многих других прогрессивных мыслителей оказали заметное влияние не только на последующие теории представления правовой государственности, но и на раннебуржуазное конституционное законодательство и государствен но-правовую практику. Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 года, во французской "Декларации прав челове ка и гражданина 1789 года", в целом ряде других правовых актов. При мечательна в этой связи статья 16 французской Декларации, которая гласит: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». В статье 5 это го же документа говорится: «Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписанному зако ном». Это было первым официальным закреплением данного правового прин ципа.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные признаки гражданского общества располагаются в трех ипостасях его бытия: экономической, политической и духовной | Государства в Рос сии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.