КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государства в Рос сии
Возникновение и развитие идей правового Идеи правового государства нашли свое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они изложены в трудах Писарева, Герцена, Чернышевского, Радищева и других критиковавших беззаконие феодализма. Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях видных правоведов и философов предок тябрьского периода: Котляревского, Гессена, Шершеневича, Тарановско го и других. Шершеневич отметил следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1. Для устранения произвола необходи мо установить нормы общественного права, которые определили бы пре делы свободы каждого человека и отграничили одни интересы от дру гих, в том числе и государственной организации, отсюда идея господ ства права в управлении. 2. Государство должно охранять субъектив ные права и предоставить свободу и простор для личной инициативы. 3. Чтобы порядок не нарушался самими органами власти, необходимо определить их полномочия. После этого отделить от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти. Шершеневич говорит о необходимости реально гарантировать: неотъемлемые права личности, принцип разделения власти, подчиненность го сударства стоящему над ним праву. В действительности такой гаран тией, по его мнению, является только сдерживающая сила общественно го мнения. Эта идея "сдерживания" властей негосударственными общес твенными объединениями, мнением общественности, печати, радио, теле видения сейчас признается всеми и находит свое практическое воплощение в жизни современного общества. Гессен называет правовым государством то, которое признает обязательными для себя создаваемые им же юридические нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении своих прави тельственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и под ним. Гессен отстаивает свободу законода тельной деятельности. По его мнению, законодательная власть не мо жет быть ограничена законом. В соответствии с этим положением, за коны должны соответствовать уровню зрелости общества, отражать из меняющиеся экономические, социальные культурные и другие условия об щественной жизни, отвечать объективным потребностям ее развития., т.е. должны изменяться с изменением условий жизни. Котляревский настаивает на обоюдной ответственности государства и личности друг перед другом, гарантией которых является разделе ние властей. Суд, считает он, основной орган, обеспечивающий реальную обоюдную ответственность государства и личности. Он должен быть абсолютно независимым от кого бы то ни было, и пользоваться непререкаемым доверием народа. Тарановский отмечал, что правовое государство должно признать право личной свободы человека, гарантировать его от произвольного стеснения со стороны власти и других лиц. Речь в данном случае идет о гарантиях против неправомерных арестов и о защите прав обвиняемых. С правом личной свободы Тарановский связывает еще свободу передвиже ния внутри страны и беспрепятственный выезд за границу. В связи с этим он отвергает паспортные системы, как символ господства над лич ностью. Ведь со времен Людовика-14 паспорт служил интересам государственного надзора за передвижением. Кроме этого к личным правам Тарановский относит свободу собраний и споров, а также свободу со вести, вероисповедания и преподавания. Серьезные шаги в формировании правового государства в России были сделаны во время царствования Александра-2. 20 ноября 1864 года в России были изданы Судебные Уставы. Судебная реформа 1864 года коренным образом преобразила всю систему правосудия в Российской империи. Уставы ввели принцип незави симости и несменяемости судей; установили подсудность всего населе ния без каких-либо изъятий; отделил предварительное следствие, как от полицейского сыска, так и от прокуратуры; обеспечили состяза тельность судебного процесса, полностью уровняв в правах стороны об винения и защиты. Сердцевину реформы составили - учреждение суда присяжных и создание свободной, отдельной от государства адвока туры. Россия - полуфеодальная страна с глубоко въевшимися во все поры общества крепостническими отношениям и, с режимом неограничен ной абсолютистской власти, страна, лишенная парламента и Конститу ции, неожиданно получает самую демократическую, самую прогрессив ную форму организации судебной власти. Послеоктябрьская историческая эпоха в развитых зарубежных странах потребовала новых решений в том, что относится к гражданским правам. В центре рассмотрения оказывается всеобщее мужское, а затем и женское избирательное право. Избирательными реформами 1918 и 1928 годов этот вопрос был решен в Великобритании. Тем самым создались возможности для реального действенного участия британских женщин в политической жизни своей страны. В США 19-ой поправкой к Консти туции (192 0г.) женщины также получают избирательное право, а через 60 лет первая женщина переступила порог Верховного Суда США в ка честве полноправного члена. Важные шаги были сделаны и в социальной сфере. Была создана Международная организация труда, приняты, в пос левоенное время, законы о рабочем дне и пенсионном обеспечении по старости и болезни. В 1938 году в США были легализованы профсоюзы. Постепенно социальное законодательство превратилось в трудовое пра во. Модель правового государства обретала новые формы. В нашей стране проходили обратные процессы. Конституция РСФСР 1918 года признавая обязанность государства обеспечить право на труд и образование, отодвинула осуществление этих прав на будущее вре мя. Права граждан на свободу слова, печати, собраний, митингов и де монстраций не было оговорено никакими условиями. Однако такие усло вия предполагались, поскольку каждый знал о существовании в УК РСФСР статей 58 и 59. Конституция СССР 1977 года, закрепив эти же права граждан в статье 50, также оставила их лишь на бумаге. Таким обра зом, в послеоктябрьский период в нашей стране идеи правового госу дарства были исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточения реальной власти в руках партийно-государственного ап парата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на на чалах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности. В последние годы в русле реформаторских процессов, проходящих в научных взглядах на государство и право. Используя научный арсенал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных цивилизованных странах, отечественное правоведение, философия, экономическая и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе. Таким образом, в самом общем виде правовое государство можно определить как государство, в котором господствует право во всех сферах общественной жизни. К числу отличительных признаков правового го сударства можно отнести: 1. Верховенство правового закона и равен ство всех перед законом, который должен соответствовать требова ниям естественного права. 2. Реальность прав и свобод граждан. 3. Организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. 4. Взаимоответственность госу дарства и личности. Исходя из изложенного, необходимо отметить, что проблема построения правового государства в России в настоящее время стоит очень остро. И учитывая объективные трудности, переживаемые страной в период реформ, недостаточную развитость демократических институтов, связанную с тоталитарным прошлым, трудно рассчитывать на то, что процесс формирования правовой государственности пойдет достаточно быстро.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |