Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые режимы предотвращения юридических коллизий




Юридическая коллизия, как отмечалось выше, возникает и развивается то внезапно, стихийно, то в русле правовых режимов. Это требует от всех субъектов права глубокого знания такого сопутствующего элемента их деятельности, как юридические кол лизии, которые неизбежно возникают в процессе реализации их статуса. Лучше заранее знать причины появления такого явления и его своевременно предотвращать и устранять легальными сред ствами, чем внезапно оказаться в огне противоречий и кризисов. Первый путь — легальный и экономный во всех отношениях.

Предотвращению коллизий в сфере частного права служит хо рошее знание гражданами, предпринимателями своих прав и обя занностей, легальных способов их осуществления и защиты, уме ния готовить юридические документы и акты. Нормы граждан ского, семейного, жилищного кодексов, других законов служат основой их самореализации. Должностные лица и госорганы обя заны этому содействовать, не создавая отговорки и не допуская бездействия.

В сфере публичного права используются более сложные режи мы предотвращения юридических коллизий.

Сошлемся прежде всего на ст. 76 Конституции Российской Фе дерации, согласно которой по предметам совместного ведения Рос сийской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные норматив ные правовые акты субъектов Российской Федерации. Установ лено: в случае коллизии между федеральным законом, принятым в пределах компетенции Российской Федерации, и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации действует феде ральный закон. Акт субъекта Федерации в этом случае утрачивает юридическую силу и не подлежит применению. В случае проти воречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым по предметам его ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Фе дерации. Федеральный закон в этом случае не применяется, о чем делается официальное уведомление.

Важным условием предотвращения коллизий является «компетенционное правило». Оно означает, что органы государствен ной власти Российской Федерации и ее субъектов обязаны дейст вовать строго в пределах их компетенции, установленной Консти туцией РФ, конституциями и уставами субъектов Российской Фе дерации, законодательством. Запрещается игнорировать общего сударственные интересы и интересы субъектов Федерации, при знаваемые законодательством, и нарушать компетенцию органов государственной власти, которые призваны выражать эти инте ресы.

Предложенное понимание юридической коллизии и юридичес кого конфликта опирается на конституционные и законодательные нормы. Так, в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ установлен запрет на присвоение власти, в ч. 1 ст. 15 и ст. 76 — о предотвращении противоречий между правовыми актами, в п. «п» ст. 71 — о фе деральном коллизионном праве, в ч. 1 ст. 85 — о согласительных процедурах для разрешения разногласий между органами власти Федерации и ее субъектов, в ч. 2 ст. 85 — о приостановлении актов, ст. 87, 88 и 102 — о порядке введения чрезвычайного и военного положения, гл. 7 — о судебной власти.

Подобные коллизионные нормы имеются в ряде конституций и уставов субъектов Федерации. Так, в Уставе Тамбовской области есть глава 33 «Разрешение споров между областной думой и ад министрацией области».

В законодательных актах, как правило, содержатся нормы о порядке разрешения споров. Например, в Налоговом кодексе есть раздел VII «Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц». В Бюджетном кодексе часть четвертая посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства. В Законе г. Москвы «О Правительстве города Москвы» есть ст. 38 «Урегулирование разногласий между Прави тельством Москвы и Правительством Российской Федерации».

Весьма полезно заблаговременно урегулировать процедуры разрешения разногласий и споров между органами государствен ной власти всех уровней. Их чаще всего устанавливают в законах, в иных правовых актах, а также в договорах (соглашениях). В фе деральных законах Российской Федерации и законах субъектов о статусе органов государственной власти определяются процеду ры рассмотрения разногласий, выработки общей позиции по спор ным вопросам и принятия согласованных решений. В федераль ных законах Российской Федерации и законах ее субъектов, из даваемых по предметам совместного ведения, часто устанавлива ется порядок рассмотрения споров между ними и ответственность соответствующих органов государственной власти во внутрифедеральных отношениях.

Оправдано в законодательных актах тематического содержа ния регулировать порядок рассмотрения спорных вопросов, вари антов ассигнований, размеров ставок и отчислений, порядок об разования согласительных комиссий, форм выражения несогла сия той или иной стороны, основания компенсации и порядок при менения санкций к органам государственной власти, не выполня ющим своих обязательств.

Публичным юридическим коллизиям посвящены специаль ные нормы конституций иностранных государств. Так, в п. 6 ст. 151 Конституции Австрии закреплен принцип «перехода компетенции» в случае неиздания землей конкретизирующего закона в соответствии с федеральным законом. В Конституции Бельгии есть раздел III «О предупреждении и урегулировании конфликтов интересов» в масштабе федерации. В Конституции ФРГ имеются статьи о судебной защите прав граждан, о праве всех немцев на сопротивление попыткам устранить конституционный строй, о преимуществе федерального права перед правом земель (ст. 31), о праве Федерального Правительства давать землям обязательные указания по выполнению федеральных законов (п. 5 ст. 84).

Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов обязаны согласовывать свои действия в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации и положениями конституций и уставов ее субъектов. Согласованные действия органов государственной власти означают информирование, получение со гласия, отсутствие возражений, совместные программы, коорди нацию мероприятий.

В целях предотвращения и преодоления коллизионных ситуа ций органы государственной власти содействуют участию обще ственных объединений и движений, политических партий, пред принимательских структур, религиозных организаций в проведе нии переговоров, поиске взаимоприемлемых решений, в разъяс нении населению причин коллизионной ситуации. Органы госу дарственной власти обязаны содействовать средствам массовой ин формации в получении достоверных сведений о причинах, содер жании и участниках коллизионных и конфликтных ситуаций, ин формировать население о проводимых ими мероприятиях.

Еще одно важное правило — все государственные органы должны своевременно определять причины и содержание разно гласий и споров. В целях своевременного обнаружения противо речий во внутрифедеральных отношениях органы государствен ной власти обязаны в пределах своих полномочий собирать и ана лизировать информацию:

а) о разногласиях различных государственных органов и долж ностных лиц по вопросам их компетенции;

б) о влиянии и противоборстве интересов социальных групп, партий и их лидеров;

в) о несогласованных действиях государственных органов;

г) о фактах принятия решений с превышением полномочий, вмешательства в компетенцию других органов;

д) о воспрепятствовании деятельности государственных орга нов;

е) о конфликтах политического, экономического и социально го характера.

В случае возникновения разногласий и споров органы государ ственной власти обязаны определить их причины, провести ана лиз состояния коллизионной ситуации и возможных вариантов ее развития. Они вправе обратиться к соответствующим органам в связи с нарушениями законности, хотя и от них зависит выра ботка мер воздействия для смягчения противоречий во внутрифе деральных и иных отношениях и поиск компромиссов.

Для предотвращения развития коллизионной ситуации соот ветствующие органы государственной власти обязаны выяснить ее причины, участников, оценить их намерения и действия. Ру ководители заинтересованных органов государственной власти проводят между собой переговоры либо выделяют полномочных представителей, наделяют их мандатом на ведение переговоров и достижение договоренности по спорным вопросам. Согласованно принятое в результате переговоров решение должно быть реали зовано сторонами в ходе их последующей деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.