Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллизий и споров




ПРОЦЕДУРЫ РАЗРЕШЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ

Любой конфликт должен быть введен в правовое русло, что позволяет использовать легальные процедуры и находить наибо лее правильные решения. С точки зрения назначения и порядка использования такие процедуры можно условно разделить на две большие группы — согласительные и судебные процедуры. Пер вые применяются для преодоления разногласий, вторые для рас смотрения и разрешения споров сторон.

Рассмотрим сначала согласительные процедуры. Первый шаг к урегулированию возникших разногласий — это достижение до говоренности с партнером по их преодолению. Для этого исполь зуются различные согласительные процедуры. Согласительная процедура есть предусмотренный правовым актом порядок рас смотрения разногласий между органами государственной власти, иными субъектами, добровольно одобренный ими. Применяются следующие виды согласительных процедур.

Во-первых, для рассмотрения и преодоления юридических коллизий органы государственной власти вправе создавать пари тетные комиссии. Порядок работы паритетных комиссий и при нятия ими согласованных решений могут быть предусмотрены в протоколе, подписанном сторонами, либо в двустороннем договоре (соглашении) между соответствующими органами государствен ной власти.

Во-вторых, существуют процедуры рассмотрения федераль ных законов, отклоненных Советом Федерации. Согласно ст. 128 Регламента Государственной Думы последняя может принять участие в создании по инициативе Совета Федерации либо по соб ственной инициативе согласительной комиссии из числа депута тов и членов Совета Федерации на паритетных началах. Статьи 129-132 определяют порядок ее деятельности. В ст. 133-135 ус тановлена процедура создания и деятельности специальных ко миссий для преодоления разногласий по федеральному закону с Президентом РФ. Так, в 1998 г. было проведено 110 заседаний согласительных и специальных комиссий.

В-третьих, используется третейское разбирательство. В сфере арбитражного, судопроизводства возможность передачи споров на разрешение третейского суда предусмотрена ст. 23 Арбитражно го процессуального кодекса. По соглашению сторон возникший или могущий возникнуть спор, вытекающий из гражданских пра воотношений и подведомственный арбитражному суду, до при нятия им решения может быть передан сторонами на рассмот рение третейского суда. Такие суды нередко создаются при Тор гово-промышленной палате, крупных межбанковских, финан сово-промышленных и иных структурах и действуют на основа нии Положений. Решения третейских судов исполняются добро вольно.

Третейство или посредничество широко применяется в кон фликтных ситуациях в иностранных государствах. Гибкости, не формальности действий посредников, помогающих найти реше ния, не препятствуют типовые правила рассмотрения коммерчес ких споров[41].

В случае публично-правовых разногласий органы государст венной власти Российской Федерации могут проводить третейское разбирательство. С этой целью соответствующим государствен ным органам предлагается один или несколько арбитров, которым доверяется рассмотрение спорных вопросов. В качестве арбитров могут выступать представители органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, не участвующие в кон фликтной ситуации. В случае возникновения разногласий между федеральными органами исполнительной власти и органами, ис полнительной власти субъектов Российской Федерации Прави тельство Российской Федерации вправе в пределах своих полно мочий образовать согласительную комиссию. Это предусмотрено ст. 44 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.[42] В распоряжении о создании согласительной комиссии указываются ее цель и состав из представителей спорящих сторон и заинтересованных органи заций, права комиссии на получение соответствующей информа ции, порядок принятия согласительной комиссией решений и вне сения выработанных ею предложений для рассмотрения Прави тельством Российской Федерации или другими органами испол нительной власти. На практике такие комиссии создавались уже не раз.

Есть другая разновидность согласительной комиссии. В соот ветствии со ст. 85 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации может использовать согласительные про цедуры для разрешения разногласий между органами государст венной власти Российской Федерации и ее субъектов. Президент Российской Федерации применяет согласительные процедуры по собственной инициативе или по предложению конфликтующих сторон и оформляет свое решение в виде распоряжения.

Согласительные процедуры реализуются в виде поручения провести переговоры с участием заинтересованных сторон и дру гих организаций либо путем создания согласительной комиссии из представителей федеральных органов и органов государствен ной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласительная комиссия после завершения работы представ ляет Президенту Российской Федерации свои предложения. Пре зидентом Российской Федерации может быть предложено провес ти дополнительное мероприятие совместно с конфликтующими сторонами. В случае недостижения согласованного решения Пре зидент Российской Федерации может передать разрешение спора на рассмотрение Конституционного Суда Российской Федерации или Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Отметим, что и федеральные органы исполнительной власти вправе создавать согласительные комиссии в отраслях и сферах, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов согласно ст. 72 Конституции России. Согласительные комиссии образуются на основе совместного решения соответст вующих органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов для рассмотрения разногласий и позиций по во просам компетенции государственных органов и подготовки ре комендаций.

В перспективе возможен еще один способ рассмотрения споров между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов о компетенции государственных органов, урегули рованной законами и подзаконными актами, о способах решения вопросов совместного ведения Российской Федерации и ее субъ ектов, о ходатайствах о применении мер ответственности к участ никам внутрифедеральных отношений — это Примирительная палата Российской Федерации. Она может быть создана по квотам.

Важное значение имеют судебные процедуры разрешения спо ров. Суды общей юрисдикции на основе ГПК разрешают дела о защите прав и законных интересов граждан.

Разногласия и коллизии между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов могут быть по ини циативе их участников предметом судебного разбирательства в ка честве споров в установленном законом порядке.

В аспекте публичного права Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с п. 1 «б», 1 «в», 2 «б», 2 «в» ст. 3 Фе дерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» вправе:

а) разрешать дела о соответствии Конституции Российской Фе дерации конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принятых по вопросам ведения ее органов государственной власти и совместного ведения органов государственной власти ее субъек тов, договоров между органами государственной власти Россий ской Федерации и ее субъектов, договоров между органами госу дарственной власти субъектов Российской Федерации;

б) разрешать споры о компетенции между органами государ ственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также между высшими государственными органами субъектов Россий ской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в соответ ствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитраж ных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г.[43] рассмат ривает экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации, а также дела о признании недействительными ненормативных актов Пре зидента, палат Федерального Собрания и Правительства РФ.

Споры между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов могут быть также рассмотрены в порядке административного судопроизводства. Для этого необ ходимо принять федеральный закон об административной юсти ции.

В конфликтных ситуациях действия органов государственной власти осуществляются в особых правовых режимах. В случае их возникновения и открытого противостояния государственных ор ганов и общественных организаций, иных структур во внутрифе деральных отношениях, подрыва конституционных основ взаи моотношений федеральных органов государственной власти и ор ганов государственной власти субъектов Российской Федерации, - слома конституционной власти субъектов Российской Федерации, слома конституционной системы государственной власти и мас совых нарушений законности Президент и Правительство Россий ской Федерации принимают срочные меры в соответствии с их компетенцией. Совет Федерации Федерального Собрания вправе заслушивать объяснения представителей конфликтующих сторон и информацию органов исполнительной власти. Совет Федерации может одобрить план мероприятий по урегулированию конфликта во внутрифедеральных отношениях и преодолению кризиса на территории любого субъекта Российской Федерации.

Особо выделим режим чрезвычайного положения. Президент Российской Федерации на основе ст. 88 Конституции Российской Федерации и в соответствии с Законом РСФСР «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991 г.[44] вводит в отдельных местностях страны чрезвычайное положение и незамедлительно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Совет Федерации рассматривает в кратчайший срок вопрос об утверждении Указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного по ложения.

Думается, Правительство Российской Федерации может ввес ти временные режимы. Один из них связан с осуществлением эко номической и социальной деятельности на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации в случае возникно вения конфликтных ситуаций. Об этом должен быть уведомлен Совет Федерации.

Существует еще одна легальная мера воздействия. В соответ ствии с законодательством и с согласия Совета Федерации Пра вительство Российской Федерации вправе решать вопрос об использовании внутренних войск Министерства внутренних дел Рос сийской Федерации и иных специальных подразделений для преодоления открытого нарушения Конституции и федеральных за конов, массовых беспорядков и нарушений прав граждан. Это будет способствовать восстановлению конституционных институ тов государственной власти.

Другой режим означает право Правительства Российской Фе дерации по согласованию с органами государственной власти субъ екта Российской Федерации или по собственному усмотрению со здавать временные органы исполнительной власти, территориаль ные управления федеральных органов исполнительной власти на территории одного или нескольких субъектов Российской Феде рации. Такие меры могут потребоваться для обеспечения в усло виях конфликтных ситуаций управления системами жизнеобес печения населения и нормальной деятельности предприятий, уч реждений и организаций.

Президент и Правительство Российской Федерации, федераль ные органы исполнительной власти принимают меры по восста новлению конституционных органов власти и управления, мест ного самоуправления, режима законности в зоне конфликта, ор ганизуют совместно с представителями государственных структур и общественных организаций и движений на территории соответ ствующего субъекта Федерации подготовку и проведение выборов, разработку и принятие законов и иных правовых актов для упо рядочения статуса субъекта Федерации.

Юридические коллизии возникают и в межгосударственных отношениях, и между субъектами права иностранных государств. Мирные средства признаются единственным правомерным сред ством разрешения споров между государствами. Их перечень ус тановлен в ст. 33 Устава ООН. Действуют Международный Суд ООН, Европейский суд, Суд по правам человека Совета Европы. В рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе применяются арбитражные процедуры. Накоплен опыт деятель ности международных наблюдателей, миротворческих сил.

Российская Конституция признает приоритет действия меж дународных договоров в случае противоречия им норм закона (ч. 4 ст. 15).

Экономические споры на основе норм международного част ного права, договоров и соглашений рассматриваются специаль ными органами. В СНГ заключено «Соглашение о порядке разре шения споров, связанных с осуществлением хозяйственной дея тельности», действует Экономический суд.

Успешно действуют по своим правилам структуры междуна родного торгового арбитража. В России есть закон о международ ном коммерческом арбитраже.

И все же широта распространения и острота юридических конфликтов в современном мире побуждают совершенствовать действующие и искать новые средства их предотвращения и уст ранения. Не случайно американский «Фонд совета националь ной обороны» ежегодно готовит доклады о конфликтах в мире. Вашингтонский Центр оборонной информации распространяет ежегодный перечень внутренних и международных конфликтов. Не готовить ли подобные аналитические обзоры конфликтов и в России?

Резюмируя сказанное, отметим, что разрешение юридической коллизии и конфликта обычно сопровождается решениями четы рех видов: а) устранение нарушений законности и привлечение виновных к разным видам ответственности; б) восстановление прежнего юридического состояния и статуса субъектов права; в) изменение юридических режимов, структур и т.п.; г) установ ление нового юридического состояния и статуса субъектов права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.