Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показателей




Основные составляющие (проекции) сбалансированной системы

 

Сбалансированная система показателей в классическом варианте должна содержать четыре составляющие, отражающие стратегические аспекты деятельности предприятия: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, а также обучение и развитие.

Основное отличие сбалансированной системы показателей от традиционных систем оценке эффективности реализации стратегии заключается в том, что она трансформирует миссию компании в конкретные, вполне осязаемые задачи и показатели. Трансформация миссии в стратегию и раскрытие стратегии в виде набора стратегических целей на плоскости четырех составляющих показывает логику ССП. Но реальное значение эта логика приобретает лишь тогда, когда цели и подцели могут быть измерены с помощью соответствующих показателей. Поскольку показатели измеряют цели, связанные причинно-следственными отношениями, постольку и сами показатели являются объединенными такими же причинно-следственными цепочками. Эти показатели, объединенные общим смыслом результативности исполнения стратегии и составляют основу четырех перспектив ССП.

Финансы. Проекция финансов является одной из ключевых составляющих ССП, поскольку финансовый результат – это основной критерий оценки текущей деятельности предприятия. Это направление включает все то, что влияет на текущее финансовое состояние предприятия. Основными критериями в пределах финансовой перспективы выступают стандартные показатели финансового менеджмента – увеличение рентабельности, увеличение эффективности использования собственного капитала, величина чистого денежного потока, а также такие показатели, как возможность увеличения цены или снижения средней стоимости складских запасов. В основном, это те показатели, которые ведут к увеличению так называемой «акционерной стоимости (ценности)», т.е. пользы и выгоды для владельцев и заинтересованных лиц. Выбор финансовых целей должен являться первой ступенью в создании сбалансированной системы показателей, потому именно финансовые цели служат отправной точкой для формирования остальных целей, а не наоборот.

Клиенты. В рамках проекции клиенты руководители определяют ключевые сегменты рынка, на которых компания намеревается сосредоточить усилия по продвижению и реализации своих продуктов, а также показатели результатов деятельности предприятия в целевом сегменте рынка. Эта составляющая включает в себя такие показатели как удовлетворение потребностей клиентов, сохранение потребительской базы, привлечение новых клиентов, доходность, а также объем и доля целевого сегмента рынка.

Путем выбора специфических целей и показателей среди характеристик менеджмент предприятия может сконцентрироваться на таком предложении услуг, которое отвечает целевому рыночному сегменту предприятия. Таким образом, предприятие сможет приблизиться к достижению поставленных перед ним целей по клиентской перспективе, а в более широком смысле – по всей финансовой перспективе.

Клиентская составляющая позволяет менеджерам компании сформулировать стратегию, ориентированную на потребителя и целевой сегмент рынка, таким образом, чтобы в будущем она обеспечила исключительную доходность.

Внутренние бизнес-процессы. Проекция внутренних бизнес-процессов идентифицирует основные процессы, подлежащие усовершенствованию и развитию с целью укрепления конкурентного преимущества, то есть в рамках перспективы внутренних бизнес-процессов менеджмент предприятия определяет ключевые производственные операции, которые влияют на качественное исполнение функций всей бизнес-единицы. Эффективность бизнес-процессов определяет ценность предложения компании, от него зависят и количество привлеченных клиентов, и конечный финансовый результат. После того, как ключевые бизнес-процессы выявлены, разрабатываются показатели их эффективности. Так, показателем эффективности процесса производства может быть количество и частота поломок производственной линии, количество забракованной продукции и т.д. Следует отметить, что выбор ключевых процессов должен осуществляться не только с позиции текущей эффективности, но и с точки зрения будущих возможностей для ее повышения. Именно поэтому инновационные процессы – двигатели будущей эффективности – прежде всего, должны рассматриваться в этой проекции системы.

Обучение и развитие. Данная проекция играет важную роль во внутренних производственных процессах и имеет особенное значение как составляющая отдельного направления развития. Предприятие вряд ли сумеет достичь долгосрочных целей и обеспечить долговременный успех, пользуясь технологическими возможностями, используемыми в настоящий момент. Инвестиции в обучение и развитие персонала, во внедрение новых систем качества, разработку новых, более оптимальных процессов, являются ключевыми составляющими постановки целей в перспективе обучения и роста. Основными показателями эффективности в рамках данной проекции могут рассматриваться такие, как удовлетворение работой, текучесть персонала, обучение, повышение квалификации, возможность мгновенно получать необходимую информацию, необходимую для принятия управленческих решений и т.д.

Все критерии оценки четырех проекций системы показателей связаны между собой. В основе цепочки взаимодействия лежит причинно-следственная связь. Причиной увеличения чистой прибыли от реализации продукции может выступать повышение лояльности со стороны уже имеющихся и увеличения числа вновь привлеченных клиентов, что в свою очередь, является следствием улучшения качества продукции и уменьшения количества возвратов, увеличения скорости обработки заказов, совершенствования качества сервисного обслуживания. Данная взаимосвязь представлена на рисунке 5.1.

 

 

Рисунок 5.1 - Взаимосвязь элементов ССП

 

Каждая составляющая содержит в себе ключевой вопрос, с которым она ассоциируется. Ответы на эти вопросы являются целями, достижение которых и будет свидетельствовать о продвижении по пути реализации стратегии. Устанавливая цели по каждому из направлений, важным является тот факт, что цель является не действием, а результатом, который должен быть достигнут в результате действия. При этом цели устанавливаются высшим менеджментом через количественные показатели, которые количественно оценивали бы их для которых можно задать формулы или иные способы расчета. Целевые показатели – это своеобразные эталоны, то есть такие значения, к которым следует стремиться. В качестве ориентиров можно выбирать конкурентов, признанных лучшими в том сегменте рынка, где работает фирма, либо ближайших к компании по показателям.

Оценочная составляющая ССП используется для решения принципиальных задач процесса управления. Показатели являются индикаторами, по которым судят о достижении целей. Правильно определенный показатель позволяет:

- понять, достигнута ли цель;

- оценить, оправданны ли ожидания заинтересованной стороны;

- выявить противоречия, являющиеся препятствием к успеху;

- определить, какие необходимо произвести корректировки и улучшения в процессе реализации стратегии компании;

- отследить ход реализации стратегии и корректировать ее в соответствии с изменяющимися условиями;

- обеспечить основу для планирования и оценки исполнения бюджета, а также деятельности каждого сотрудника.

Правильно назначенный показатель отражает цель, является измеримым и достаточно простым. Понимая значимость правильного отбора показателей, следует отметить важность статистической базы для анализа и прогноза. Показатели могут быть самыми разными: ежедневными, ежеквартальными, ежегодными. На этапе внедрения ССП разрабатывается множество потенциальных показателей во всех составляющих системы, при этом возникает непростая задача: отобрать только показатели, точно фиксирующие суть стратегии.

Однако, несмотря на все стратегические преимущества ССП, проведенное исследование выявило, что применение сбалансированной системы показателей российскими компаниями не всегда было успешным. Причины неудач кроются в сложности отбора адекватных показателей, которые могут быть использованы как критерии качества реализации стратегии по каждому из стратегических направлений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.