Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: «Правовое положение ЦБ РФ»




08.09.12

ТЕМА: Понятие источников БП (продолжение)

 

Вопрос 9. Субъекты банковских правоотношений.

 

Содержание правоотношений в банковской сфере — субъективные права и обязанности субъектов БП. Особенности БП предопределяют и специфику правосубъектности — соответственно особый круг субъектов. Перечень субъектов БП широк: государство в целом, гос органы, субъекты федерации и иные адм- территориальные образования, юр и физ лица, а также кредитные организации и их ассоциации и иностранные банки. Эти субъекты имеют различные полномочия и статус, но банковские операции могут осуществляться исключительно кредитными организациями. То есть кредитная организация — обязательный участник правоотношения.

 

___________________________________________________________________

 

 

ТЕМА 2: Правовые основы организации и функционирования банковской системы РФ.

1. Понятие и структура банковской система (БС) РФ.

БС включает в себя 3 основных составляющих: Центральный банк РФ, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Закон устанавливает четкую структуру БС. КО — юр лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности осуществляет банковские операции на основании лицензии ЦБ. 2 основных вида КО — банки и небанковские КО (кред организации).

Банком признается только та КО, которая имеет прав осуществлять в совокупности 3 основных вида банковских операций:

1) привлечение во вклады денежных средств физ и юр лиц

2) размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях платности, возвратности и срочности.

3) Открытие и ведение банковских счетов юр и физ лиц

 

Небанковской КО признается КО, которая имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции. Однако законодатель различает фактически 2 группы неб-ких КО:

- КО, которые осуществляют ряд операций, включая операции по открытию и ведению банковских счетов (расчетные небанковские КО)

- иные неб-кие КО, ЦБ устанавливается перечень.

 

Иностранные банки (филиалы, представительства).

 

Правовые основы: ФЗ от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности».

БС России участвует в процессе осуществления государством финансовой деятельности, и ЦБ, и КО выполняют ряд важнейших функций государства в области управления финансами страны. БС т.о занимает существенное место в системе специальных гос органов, осуществляющих финансовую деятельность от имени государства. При этом оба звена БС наделены государством властными полномочиями в сфере управления гос финансами. От состояния БС государства существенно зависит устойчивость национальной валюты, ее покупательная способность, а также бесперебойное и эффективное функционирование государственных органов и учреждений.

Банки являются неотъемлемым атрибутом современного государства. Первые сведения о банках относятся к 6 веку до н.э. Возникновение банков началось в Европе, в России же появились они гораздо позже и схема построения БС существенно отличалась от зарубежной. В Европе сначала были частные коммерческие банки, затем правительство выбирало один из них, выдавало ему разрешение и делало ЦБ. В России все наоборот.

Впервые в России в начале 19 века спец органы. Комиссия погашения гос долгов и позднее Совет гос кредитных установлений, которому было поручено осуществлять контроль за деятельностью кредитных учреждений и анализировать все законопроекты, затрагивающие кредитную сферу. В 1817 году Манифестом был создан Гос коммерческий банк. С этого года ЦБ стал существовать.

Затем был создан Гос Банк России 1860 г, к которому перешли все дела гос коммерческого банка. Но несмотря на создание этого банка нового, он по существу не был наделен полномочиями ЦБ, он ишь исполнял ряд функций, присущих ЦБ европейских стран: эмиссия денежных знаков и выступал кредитором последней инстанции. Одновременно с открытием Гос Банка в России начался процесс создания частных кредитных учреждений, уставы которых утверждались Правительством.

В 1872 году в России появился первый нормативный акт четко определяющий БС России - «Общие правила о порядке учреждения кредитных установлений, частных и общественных». Т.о. к началу 1 мировой войны в России было создано двухуровневая БС. Однако Гос Банк находился в прямом подчинении Министра финансов. Затем после Октябрьской революции 1917 года была объявлена гос монополия на банковское дело. Коммерческие банки были национализированы и произошло их слияние с Гос Банком.

БС в этот период практически полностью была разрушена. Кроме Народного Банка РСФСР стали образовываться иные банки, но фактически это была единая система гос банка и одноуровневая БС. Лишь в 1987 г начинается осуществление банковской реформы — трансформирование в двухуровневую. На первом этапе реформы было принято решение реорганизовать система спец банков с учетом особенности деятельности различных отраслей народного хозяйства. Но следует отметить, что все созданные на первом этапе банки мало чем отличались по кругу своих полномочий от прежних структур. Только в августе 1988 года в стране стали появляться первые кооперативные и коммерческие банки. Позднее гос спец банки также были преобразованы в коммерческие банки. В результате в стране сложилась современная двухуровневая БС.

Изменились и функции банков, уже в процессе банковской реформы стала преобладать тенденция отхода от монополизма путем создания коммерческих банков. Затем стало уделяться больше внимания качественному усовершенствованию БС. Более жестокими становятся требованиями к дальнейшему расширению этой системы. Возникает необходимость организации органа банковского надзора. Эти функции концентрируются у ЦБ. БС система таким образом в 90-ых приобрела двухуровневое построение и основных критерием отнесения элемента системы к определенному уровню стало их правовое положение, обусловленное отношениями субординации. Поэтому ЦБ расположен на верхнем уровне, так как он уполномочен государством регулировать и контролировать БС в интересах государства. Коммерческие банки же составляют нижний уровень БС и являются полностью равноправными.

 

 

Принципы построение БС России сегодня:

1. Отсутствие гос монополии банковского дела при условии обязательного государственного регулирования и надзора за деятельностью банков

2. централизация банковской деятельности — подконтрольность КО вышестоящему органу — Банку России, а также недопустимость установления каких-либо правил или ограничений на уровне субъектов федерации и муниципальных образований.

3. Принцип самостоятельности банков в совершении банковских операций — издаваемые ЦБ инструкции закрепляют лишь основные правила проведения банковских операций, не детализируя их подробно. Учитывая, что сегодня в России осуществляется экономическая реформа, соответственно осуществляется и совершенствования БС и законодательства, что обуславливает необходимость изучения современного опыта организации БС других стран.

 

Наибольший интерес с этой позиции представляют БС США, Германии и Франции. БС США демонстрирует противоположный подход построения верхнего уровня БС — современная БС США двухуровневая, но оба уровня являются полесубъектными. В частности верхний уровень составляют: службы финансового контролера, Совет управляющих фед резервной системой и 12 окружных фед резервных банков. При этом служба финансового контролера осуществляет контрольную функцию только в отношении национальных банков. Совет управляющих фед резервной системой в отношении банковских холдинговых кампаний, нац банков и банков штатов.

Для надзора за иными кредитными учреждениями на нац уровне действуют спец регулирующие органы. Кроме того, выделяются ряд иных особенностей БС США:

1. Банковская деятельность подлежит регулированию как на уровне федерации, так и на уровне штатов.

2. Банком предоставлено право самим избирать и свободно менять орган надзора путем перерегистрации уставных документов.

 

В Германии:

- сформирована 2 уровневая БС, возглавляемая немецким фед банком, который известен как самый независимый ЦБ в мире. Нижний уровень гос правовые кредитные институты, коммерческие банки, корпоративные банки и специализированные банки. Помимо фед немецкого банка на верхнем уровне БС функционируют 2 самостоятельных субъекта: фед ведомство по надзору за кредитным делом, которое и осуществляет надзор за кредитными организациями.

 

Особенности:

1. Независимость фед банка от органов фед исп власти

2. наличие системы мер, направленных против монополизма и бесконтрольности в сфере управления в кредитной сфере.

3. Реализация принципа экономического районирования при построении банковской системы.

 

 

БС Франции.

- 2 уровневая, во главе с Цб (Банк де Франц)

На верхнем уровне действуют 4 самостоятельных субъекта:

1) комитет по банковской регламентации, который разрабатывает нормативные акты, регламентирующие банковскую деятельность.

2) Комитет по кредитным учреждениям. Осуществляет лицензирование банковской деятельности, регистрацию кредитных организаций и ведение реестра кредитных организаций Франции.

3) Банковская комиссия. Является независимым органом адм надзора, главной задачей является контроль и надзор за точным исполнением кредитными организациями банковского законодательства, а также применение соответствующих санкций.

4) Банк де Франц, в его компетенцию входят разработка и реализация основных направлений денежно-кредитной политики, эмиссия банкнот, обеспечение четкой и надлежащей работы платежной системы, а также обеспечение развития БС в целом.

Т.о. Функции между органами верхнего уровня БС Франции распределены таким образом, что исключена возможность монополизации функции управления БС и создан реальный механизм внутрисистемного взаимного контроля.

 

К основным функциям Российской БС относятся:

1. организация безналичного оборота

2. организация налично-денежного обращения

3. кредитование учреждений

4. расчетно-кассовое исполнение бюджета

5. организация хранения сбережений населения.

 

Вопрос 3. Виды и особенности кредитных организаций

Банки могут быть созданы в форме хозяйственных обществ, подлежат особой процедуре гос регистрации: решения о гос регистрации КО принимаются ЦБ РФ и затем они подлежат регистрации в общем порядке в едином гос реестре юр лиц. Небанковские КО:

• организации, созданные для осуществления расчетов на организованном рынке ценных бумаг. Эти организации выполняют функцию расчетного центра для участников рынка.

• Клиринговые учреждения. Клиринг — система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств, осуществляется через банки или клиринговые учреждения. Клиринговое учреждение — организация, заявившая себя в качестве центра взаимных расчетов, которой на основании лицензии ЦБ предоставлено право осуществлять клиринговые операции, а также ограниченное число банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга. Клиринговые учреждения создаются для ускорения и оптимизации расчетов, а также для повышения их надежности. Учредителями клирингового учреждения могут быть коммерческие банки, ЦБ, а также иные юр и физ лица, за исключением политических организаций и специализированных общественных фондов. При наличии каких-либо претензий к функционированию, лицензия может быть приостановлена.

 

Иностранные банки. Под кредитными организации с иностранными инвестициями понимаются кредитные организации-резиденты, уставных капитал которых сформирован с участием нерезидентов.

Филиалы и представительства иностранных банков. Банк России определяет квоту на участие иностранного капитала в банковской системе, которая определяется как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах КО с иностранными инвестициями и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу КО, зерегестрированных на территории России. ЦБ прекращает выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями и филиалом иностранных банков при достижении установленной квоты. Создание КО с иностранными инвестициями и открытие филиала иностранного банка требует предварительного разрешения ЦБ, под которым понимается принципиальное согласие банка России на участие конкретного нерезидента в создаваемой КО. Для получения разрешения учредители представляют в ЦБ заявление о выдаче разрешения с указанием точных сведений на конкретного нерезидента предполагаемого к участию в кредитной организации. Разрешение на участие нерезидента оформляется информационным письмом ЦБ. ЦБ имеет право по согласованию с правительством устанавливать для КО с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов рос банков применяются ограничения в их создании и деятельности. ЦБ имеет право также устанавливать дополнительные требования к КО и для филиалов иностранных банков относительно обязательных нормативов порядка представления отчетности и перечня осуществляемых банковских операций.

 

КО в праве создавать ассоциации, союзы и иные производные объединения. Такие производные образования КО могут быть либо коммерческими юр лицами (в этом случае они могут выполнять банковские операции либо вести иную предпринимательскую деятельность в интересах своих участников) либо могут быть организованы как некоммерческие образования(Ассоциация Россиийских Банков и Ассоциация региональных банков — не осуществляют предпринимательской деятельности, их основными задачами являются защита прав и интересов членов объединений, участие в развитии банковского дела России, а также оказание помощи банкам в организации работы). Действуют на основании след принципов:

1. Добровольное участие в составе организации

2. создание благоприятных условий для деятельности членов ассоциации.

3. Компромиссное принятие решений с учетом интересов всех членов ассоциации

4. рекомендательный характер решений, принимаемых советом.

Членами ассоциаций могут быть любые КО.

 

Правовое регулирование и функционирование БС, Основные правовые акты, регламентирующие деятельность ЦБ....короче все вопросы самостоятельно.

 

1. Конституционно-правовые основы статуса Банка России. Проблемы независимости и подотчетности ЦБ РФ.

 

Основные функции банков вытекают из 3 главных функций денег:

- средство платежа

- мера стоимости

- средства накопления

В соответствии с этим и рассматривается триединая функция ЦБ РФ:

1. Осуществление денежно-кредитной политики.

2. Организация системы платежей.

3. Контроль за банковской деятельностью.

В отдельных странах такие функции выполняют Министерство финансов, Мин. Экономики.

4 виды гос контроля за деятельностью банков:

- вневедомственный контроль – осуществляется ЦБ РФ

- межведомственный контроль – объединение усилий ряда заинтересованных министерств и ведомств через комитеты по делам банков и аналогичные организации.

- региональный контроль – может осуществляться специальными контрольными органами, создаваемыми органами власти субъекта федерации.

- вневедомтсвенный контроль – система вневедомтсвенных органов (контрольные палаты, ревизионные комитеты).

 

Основными целями деятельности ЦБ РФ являются:

· Защита и обеспечение устойчивости рубля

· Развитие и укрепление банковской системы

· Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчётов

 

ЦБ РФ занимает главное место в банковской системе страны. Он наделён государственно-властными полномочиями по организации и функционированию банковской системы в целом.

 

5 точек зрения на правовую природу ЦБ РФ:

1. Банк России – это государственное учреждение.

Согласно нормам ГК РФ, учреждение является некоммерческой организацией и обладает рядом исключительных признаков:

- оно не преследует цели извлечения прибыли

- учреждение не распределяет полученную прибыль между их участниками

- оно может быть создано для осуществления управленческих функций

- оно обладает имуществом на праве оперативного управления

- учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности – субсидиарную ответственность по долгам несёт собственник имущества.

Изъятие и обременение обязательствами имущества ЦБ РФ без его согласия не допускается, если иное прямо не предусмотрено законом.

Уставный капитал и иной имущество ЦБ РФ закреплено за ним, он им владеет, пользуется, но распоряжается только в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности.

Кроме того, государство не отвечает по обязательствам ЦБ РФ, а ЦБ не отвечает по обязательствам государства, если они изначально не приняли на себя такие обязательства.

Следовательно, ЦБ РФ не отвечает в полной мере всем признакам, предъявляемым законодателем государственным учреждениям, соответственно ЦБ РФ является

- некоммерческой организацией

- юридическим лицом особого рода.

 

2. Банк России – государственное унитарное предприятие. Является коммерческим юр. лицом, которое занимается предпринимательской деятельностью, однако получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ.

Имущество государственного унитарного предприятия находится в гос. или мун. собственности и является неделимым.

ЦБ РФ осуществляет предпринимательскую деятельность, но при этом прибыли ЦБ в размере 75% подлежит перечислению в федеральный бюджет, оставшаяся часть прибыли ЦБ используется на финансирование расходов ЦБ.

Право на осуществление предпринимательской деятельности законом ЦБ не предоставлено. Он её осуществляет в силу выполнения своих основных функций, т.к. регулирование банковской деятельностью он осуществляет преимущественно экономическими методами.

Для ЦБ РФ законом установлены значительные ограничения прав на осуществление экономической деятельности. БР не вправе осуществлять операции с недвижимостью, а также заниматься торговой и производственной деятельностью.

Таким образом, ЦБ РФ вступает в гражданско-правовые отношения и получает доходы, но не от предпринимательской деятельности, а в процессе осуществления функций управления денежно-кредитной и банковской системой, следовательно ЦБ РФ нельзя характеризовать как коммерческую организацию.

Кроме того, анализ прав ЦБ РФ по отношению к его имуществу не позволяет однозначно сделать вывод оправах, на которых это имущество ему принадлежит. Здесь нет в чистом виде не права хоз. ведения, ни права оперативного управления.

ЦБ РФ осуществляет свою деятельность самостоятельно и ОГВ не вправе вмешиваться в его оперативную деятельность.

ЦБ РФ не вправе принимать участие в уставных капиталах других юр. лиц, если иное прямо не предусмотрено законом.

 

3. ЦБ РФ – одновременно предприятие и учреждение.

 

4. ЦБ РФ – орган государственного управления, не включенный законодателем в систему ОГУ.

Отличительные признаки ЦБ РФ как ОГУ

- БР осуществляет управление в отношении субъектов, не являющихся по отношению к нему подчиненными

- не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций

- в процессе управления ЦБ РФ использует преимущественно меры экономического характера.

ТО ЦБ РФ является ОГУ, наделённым государственно-властными полномочиями в денежно-кредитной сфере и в сфере банковской деятельности, но при этом ЦБ не является ОИВ и не имеет полномочий распорядительного характера.

Одновременно с этим ЦБ РФ при осуществлении функций по гос. регулированию банковской системы не зависим от ОГВ.

Согласно нормам Конституции, защита и обеспечение устойчивости рубля, является основной функцией банка России, которую он осуществляет независимо от других ОГВ.

Конституция относит ЦБ РФ к ОГВ.

Банк России не включен ни Конституцией, ни указом Президента в перечень ГОИВ, но вместе с тем он осуществляет свои функции от имени государства, его деятельность носит государственно-властный и общеобязательный характер, следовательно, он не может быть вне системы ОГУ.

 

5. Банк России – некоммерческая организация, юридическое лицо особого рода, ФОИВ особого рода.

Общим признаком, характеризующим правовое положение ЦБ РФ, является предоставленный ему законом статус юридического лица, основанного на федеральной собственности.

Закон о ЦБ РФ, не устанавливает не организационно правовую форму и не определяет его место в системе ФОГВ.

 

Таким образом, ЦБ РФ особый ОГВ, выполняющий функции государственного управления банковской системой, независимый от иных органов власти и не входящий ни в одну из трех ветвей власти, т.е. имеет уникальный статус – 5 точка зрения отражает в полном объёме правовую природу ЦБ РФ.

 

Вся деятельность ЦБ РФ и как государственного органа и как юр. лица имеет публичный характер, и ЦБ РФ является ОГВ специальной компетенции.

 

3 основных особенности правовой природы ЦБ РФ:

1. ЦБ РФ имеет двойственный правовой статус – одновременно является и ОГВ специальной компетенции и юр. лицом.

2. ЦБ РФ как ОГВ специальной компетенции аккумулирует практически все функции государственно-властного характера в сфере управления банковской системой.

Он принимает решения о регистрации и лицензировании кредитных организаций, устанавливает экономические нормативы деятельности кредитных организаций, осуществляет контрольно-надзорные функции в отношении кредитных организаций.

3. ЦБ РФ не зависим от высших ОИВ, а подотчетен Государственной Думе РФ. Это выражается в следующем:

· назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ осуществляется ГД по представлению Президента.

· Члены Совета Директором ЦБ РФ назначаются и освобождаются от должности ГД.

· ГД направляет и отзывает своих представителей в Национальном Банковском Совете.

· ЦБ РФ обязан предоставлять на рассмотрение ГД ежегодно отчет о своей деятельности.

· Проведение парламентских слушаний о деятельности ЦБ РФ с участием его представителей.

· Доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности ЦБ РФ.

 

Принцип независимости ЦБ РФ реализуется в том, что ЦБ РФ вправе обратиться в суд с требованием о признании недействительными актов органов власти любого уровня, направленных на неправомерное вмешательство в деятельность ЦБ.

Одним из важных факторов независимости ЦБ РФ служит также механизм его связей с Правительством РФ. Действующее законодательство возлагает на ЦБ РФ и Правительство РФ обязанность информировать друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координировать проводимую политику и проводить регулярные совместные консультации.

ЦБ РФ участвует в разработке экономической политики Правительства РФ.

Председатель БР участвует в заеданиях Правительства РФ

Министр Финансов и Министр экономического развития участвуют в заседаниях Совета Директоров Банка России с правом совещательного голоса.

Кроме того, при ЦБ РФ создан Национальный Банковский Совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания, представителей Президента и представителей Правительства РФ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.