КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика процесса планирования
Методика составления плана воспитательной работы Планирование как процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения. Цели и задачи планирования воспитательной деятельности учителем начальных классов. Функции планирования (направляющая, прогнозирующая, координирующая, контрольная, репродуктивная). Принципы планирования (системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности, непрерывности). Календарный и перспективный план воспитательной работы. Содержание планирования. Разделы плана воспитательной работы. Алгоритм разработки перспективного плана. Основные виды деятельности младших школьников в процессе воспитательной работы. Вопросы: 1.Характеристика процесса планирования 2.Цели и задачи планирования воспитательной деятельности учителем начальных классов. 3.Функции планирования. 4.Принципы планирования. 5. Характеристика календарного и перспективного плана воспитательной работы. Основная литература Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2004. – 304 с. Планирование воспитательной работы в классе: Метод. пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с. Щуркова, Н. Е Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Щурковой Н. Е. – М., 1998. Маленкова Л.И. Бесова М.А. Воспитательная работа в начальной школе: теория, методика, технология. – Мозырь: Белый ветер, 2007. – 188 с. Дополнительная литература Воронов, В. Как составить план работы / В. Воронов // Воспитание школьников. – 1999. – № 4. – С. 23–28. Кочетов, А.И. Воспитательная система: теория, проблематика, альтернативы / А.И. Кочетов. – Мн.: Ин-т повыш. квалиф. и переподгот. рук. работников и спец-в обр-я, 1997. – 146 с. Маленкова, Л. Классный руководитель: содержание деятельности / Л. Маленкова // Народное образование. – 1999. – № 3. – С. 41–49 Соколинская, Г.К. Планирование воспитательной работы в начальных классах / Г.К. Соколинская // Классный руководитель. – 1998. – № 5. – С. 23–28
Одной из функций педагога является проектировочная деятельность, которая предполагает определение цели, задач, содержания педагогического процесса, замысла его протекания. Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения (Степанов Е.Н.). Схема:
Источники планирования: · программа воспитания школьников (ее индивидуализированный вариант) —определяет содержание, средства и формы деятельности детей; · задача-доминанта — определяет содержание и формы деятельности. Например: расширение кругозора; воспитание дисциплины, культуры поведения; воспитание дружеских и товарищеских отношений и т. д.; · социальная ситуация, социальные обстоятельства: события, происходящие в. мире, ближайшем окружении, школе, классе, государственные праздники; юбилейные и исторические даты; · возрастная ситуация (ситуация развития): возрастные возможности, интересы, детей, уровень их воспитанности, степень развития коллектива; · природно-погодная ситуация, которая определяет место проведения групповой деятельности: что целесообразно провести в школе (классе, актовом или спортивном зале), а что — на улице, в парке, в лесу, на поляне.
Все это отражается в проекте – плане воспитательной работы. План — это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных (детей, педагогов, других взрослых). План воспитательной работы — это модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса (Маленкова Л.И.). Что же предшествует планированию воспитательной работы воспитателя, классного руководителя?
Во-первых, ознакомление с государственными документами, определяющими задачи школы и воспитания на современном этапе;
изучение инструктивно-методических материалов министерства образования и местных органов управления образованием;
изучение психолого-педагогической и методической литературы по актуальным проблемам воспитания и по методике и технике планирования воспитательной работы.
Во-вторых, определение цели и задачи на основе: возраста детей, уровня развития классного коллектива, условий воспитания (возможностей города или села, конкретного региона, специфики школы, возможностей педагогического коллектива школы и близлежащих учебно-воспитательных учреждений...), личностного потенциала самого классного руководителя. На основании цели — определенная группа стратегических задач: · Организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности учащихся. · Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной программы оздоровления. · Приобщение учащихся к культуре. · Создание и развитие ученического коллектива, организация и стимулирование деятельности классного соуправления и самоуправления. · Воспитание культуры общения, создание опыта культурного проведения досуга в свободно выбранных видах деятельности и общения. Могут быть и другие задачи. Щуркова Надежда Егоровна, Бесова Маргарита Алексеевна предлагают на этом этапе составить программу воспитания. Опорный документ классного руководителя — это программа воспитания школьников · отражающая стратегию деятельности педагога, · определяющая объем его работы · служащая основанием для оценки деятельности. В работе с младшими школьниками задачей-доминантой является приобщение детей к социальным нормам поведения во всех сферах жизни человека, а также развитие способности соотносить социальные культурные нормы с собственным поведением. Программа определяет содержание деятельности педагога и ее основные направления по вхождению ребенка в контекст культуры: социальной, познавательной, трудовой, эстетической, экологической, физической, экономической, правовой и т. д. Источниками профессиональной деятельности педагога будут являться аккумуляторы культуры, то, что отражает фиксирует, собирает, сохраняет культурные достижения: мораль, искусство, наука, персоналии выдающихся людей, материальные предметы. В программе фиксируются: 1. нормы современной культуры, которыми должны овладеть дети (социальные нормы жизни, гигиенические, этические, трудовые, правовые, нормы учебно-познавательной деятельности, финансово-денежные, эстетические, экологические, нормы полоролевого поведения че¬ловека. 2. конкретное проявление данных норм. (Образец этой программы раздать старостам групп).
В-третьих, ознакомление с перспективным планом воспитания школы, отдельных детских и взрослых объединений; изучение опыта лучших классных руководителей; обсуждение перспективных дел с педагогами, работающими с классом, с родителями, работниками учреждений дополнительного образования.
В-четвертых, планированию воспитательной работы должно предшествовать изучение детей и классного коллектива. Делается это двумя путями: 1) с использованием различных методик психолого-педагогического исследования; 2) проведением разнообразных по видам и формам, по содержанию мероприятий в самые первые дни и недели работы классного руководителя: День знаний, воскресный поход, субботник по благоустройству и оснащению классной комнаты, первое родительское собрание и др.
В-пятых, привлечение учащихся к планированию. В самых разный формах: классный час «Перспективы нашей жизни» (предложение — «продажа идей» классным руководителем; рассказ о наиболее интересных делах, которые можно провести; письменных опрос учащихся), ящик или конверт предложений, опросник, «мозговой штурм», идеи и предложения. В практике школ накоплен интересный опыт использования ролевых, деятельностных игр при планировании воспитательной работы и анализе хода выполнения плана. Например, игры: «Лидер» (Л.Н. Григорьева), «Мы - коллектив? Мы — коллектив... Мы — коллектив!» (М.Г. Казакина), «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин)*и др.
В-шестых, изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, выбор наиболее интересных и полезных для воспитания учащихся дат.
В-седьмых, выявление необходимых для углубленного изучения всех учебных предметов экскурсий, посещений музеев, выставок, просмотров спектаклей, предметных недель и т.д. Могут быть добавлены еще дела, обусловленные профилем школы и класса. Из всего этого и составляется перечень основных дел на четверть, полугодие, год. Общий ход любого планирования можно представить тремя этапами: — составление педагогами проекта плана (его контуров); — коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей); — внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |