Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы




Коллективное планирование;

Моделирование классным руководителем образа класса его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем;

Педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса;

Определение классным руководителем порядка и сроков действий по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности в классе;

Алгоритм разработки перспективного плана

Перспективный план

Дата и время их проведения,

Наименование планируемых дел,

фамилии организаторов проводимых мероприятий.

Такой план (чаще всего план-сетка) называют рабочим планом классного руководителя.

Схема календарного плана выглядит следующим образом:

Время проведения Название мероприятия Кто проводит Отметка о выполнении
       

Недостаток такой формы планирования:

все воспитательные мероприятия сводятся к календарю и план похож на перечень видов деятельности классного руководителя, расположенных в хронологическом порядке. При этом затруднительно проанализировать систему и технологию воздействия на учащихся, слабо прослеживается роль классного коллектива.

Перспективный план – это технологическая цепочка последовательно выполняемых действий классного руководителя и других участников планирования.

Фактически педагогу надо составить план по созданию другого плана.

Необходимо получить следующую информацию:

как будет проходить планирование воспитательной работы в общешкольном масштабе (процессы планирования в образовательном учреждении и его структурных подразделениях должны протекать сопряжено);

определить формы и способы участия учащихся и родителей в данном процессе;

решить с психологом, заместителем директора по воспитательной работе и другими членами педагогического коллектива вопросы о психолого-педагогическом обеспечении действий по разработке плана.

 

проведение анализа воспитательной работы за прошедший учебный год.

Подходы к проведению анализа воспитательной работы: описательный, полярно-оценочный, системный, проблемный и личностно-ориентированный.

При описательном подходе описываются и анализируются события и явления, происшедшие в жизнедеятельности класса, по принципу «что вижу, о том и пою».

При полярно-оценочном подходе прежде всего выделяются и анализируются положительные и отрицательные моменты и результаты учебно-воспитательного процесса (так называемые «плюсы» и «минусы»). Предполагается также «вскрытие» причин негативных или позитивных явлений в жизнедеятельности класса.

Системный подход предполагает целостный анализ педагогического процесса в совокупном единстве и взаимодействии всех его компонентов: субъектов, целей, содержания, средств (форм, методов, приемов), результатов деятельности и воспитательных отношений.

При проблемном подходе происходит выделение, анализ и структурирование проблем и противоречий педагогического процесса.

При личностно-ориентированном подходе акцент в аналитической деятельности делается на таких аспектах, как:

— развитие личности ребенка;

— становление и проявление индивидуальных особенностей школьников;

— личностные достижения учащихся;

— формирование в классе и школе благоприятной среды для развития учащихся;

— функционирование системы медико-психологического и социально-педагогического обеспечения процесса развития школьников.

Виды анализа учебно-воспитательного процесса в классе:

анализ реализации целей и решения задач.

Классный руководитель оценивает степень достижения целевых установок, определенных в плане воспитательной работы на предыдущий период. Для этого используются критерии реализации целей, а также показатели, по которым можно судить о решении воспитательных задач.

анализ основных событий и педагогических ситуаций.

Для проведения анализа основных событий и педагогических ситуаций важно наличие необходимого объема информации. Одной из форм ее накопления являются информационные или информационно-аналитические справки. В информационных справках обычно указывается: что проходило или проводилось, когда и кто проводил мероприятие (комплекс мероприятий), какие результаты получены в осуществленной деятельности. В информационно-аналитическую справку включается дополнительная информация следующего содержания:

1. Положительные аспекты («плюсы») проведенной деятельности: что особенно удалось в определении содержания, форм и способов организации совместной деятельности, кто сумел отличиться, как проведенное дело (мероприятие) содействовало развитию личности школьников, в решении каких проблем удалось продвинуться.

2. Отрицательные аспекты («минусы») осуществленной деятельности: что не получилось, кто не смог справиться со своим поручением, какие педагогические и организационные задачи не удалось решить до конца.

3. Что нового удалось получить в результате подготовки, проведения и подведения итогов совместного дела? Какие педагогические последствия возможны после проведенного мероприятия? Какие проблемы могут обостриться в ближайшее время, проявиться в отдаленной перспективе?

4. Как участие и позиция педагогов повлияли на результативность дела?

5. Выводы и предложения о перспективах и путях совершенствования совместной деятельности.

Успешному проведению анализа основных событий способствует коллективный анализ жизнедеятельности, который предполагает активное участие в аналитической работе всех субъектов воспитательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, друзей класса.

Среди форм коллективного анализа, которые могут быть источниками важной информации, можно выделить устный опрос, анкетирование, заполнение открытого листа мнений, выпуск различных информационных листков, радио-, фото-, стенгазет, изготовление рисованного фильма «Дела уходящего года», разнообразные формы коллективного творческого анализа (устный журнал, «живая газета», «телепрограмма», творческий рапорт и т.п.), смотр достижений, самоаттестация коллектива, классное собрание, посвященное подведению итогов года.

— критериально-ориентированный анализ.

Критериально-ориентированный анализ направлен на выявление изменений основных показателей результативности учебно-воспитательной работы в соответствии с разработанными критериями эффективности воспитательной деятельности. При анализе следует различать критерии результатов и критерии процесса. Критерии результатов позволяют оценить уровень развития тех или иных качеств личности учащихся, их воспитанности, обученности, социализированность. Критерии процесса помогают понять, как осуществляется воспитательная деятельность, как действуют механизмы воспитания, какое влияние на результаты воспитания оказывают те или иные факторы (условия). В качестве таких критериев могут быть выбраны, например, следующие:

— гуманность воспитательных отношений;

— вовлеченность учащихся в жизнедеятельность классного коллектива;

— сформированность деловых и межличностных взаимоотношений;

— развитость самоуправленческих начал в классе;

— наличие социальных связей классного сообщества;

— эффективность психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процесса развития учащихся,

 

Образ класса – совокупность представлений учителя о будущем состоянии классного сообщества. Основными составляющими образа класса являются:

а) образ учащегося класса;

б) образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем деятельности, общения и отношений;

в) представление о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьной общности.

Образ учащегося класса – это представления педагога о наиболее важных качествах, которые должны воспитать у себя члены классного сообщества. Создавая образ учащегося, классный руководитель пытается найти ответ на достаточно трудный вопрос: какими качествами должен обладать ребенок, чтобы успешно справляться с возложенными на него социальными функциями гражданина, сына или дочери, брата или сестры, ученика или ученицы, члена общественного объединения и др.; чтобы уверенно чувствовать себя в классном и школьном коллективах, окружающем социуме; чтобы реализовать свои силы и способности, стать подлинно счастливым человеком. Эти представления помогут педагогу правильно определить цель и задачи воспитательной работы, критерии и показатели ее эффективности.

Образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем деятельности, общения и отношений. Практически каждый учитель стремится к созданию в классе интеллектуально и духовно богатой, деятельностно и эстетически насыщенной, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в классном сообществе. Сначала классному руководителю надо определить, какой вид или направление совместной деятельности (туристско-краеведческая работа, клубная деятельность, воспитание учащихся на традициях национальной культуры и т.п.) может стать приоритетным (доминирующим) в жизнедеятельности класса.

Выбор приоритетного вида деятельности зависит прежде всего от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа учебного заведения.

Наряду с приоритетными и другими видами деятельности классному руководителю необходимо представить пути, формы и способы совершенствования общения членов классного сообщества.

Педагог ясно осознает, что нельзя ограничивать воспитательное влияние на развитие личности учащихся рамками классного коллектива, поэтому направляет свои усилия на построение максимально открытой воспитательной системы. Формируя образ класса, классный руководитель предусматривает участие своих воспитанников в общешкольных мероприятиях, в совместных делах со сверстниками из классов одной параллели, в работе с более младшими и старшими школьниками. Целесообразно подумать и о том, чем жизнедеятельность класса может обогатить воспитательный потенциал общешкольного коллектива.

Хорошими друзьями классных коллективов бывают разные люди, отличающиеся по возрасту, характеру, профессии, политическим воззрениям, но схожие по двум очень важным качествам: во-первых, они чем-то (своим увлечением, жизненным опытом, талантом) интересны учащимся; и, во-вторых, они проявляют желание быть полезными детям. Часто такая позиция взрослых вызывает адекватную реакцию со стороны учащихся, которые также пытаются стать нужными для окружающих и стремятся охватить своей заботой нуждающихся в ней.

 

В коллективном планировании жизнедеятельности класса участвует не только классный руководитель, но и весь коллектив учащихся класса, а также родители и друзья классного сообщества. Профессор Е.В. Титова считает коллек¬тивное планирование самой трудной с методической точки зрения стадией в организации коллективной творческой деятельности.

Опытные педагоги-практики и методисты утверждают: если без предварительной работы попросить учащихся внести свои пожелания в план работы класса на предстоящий учебный год, то вряд ли можно достичь желаемого результата. В этом случае поступят недостаточно обоснованные и примитивные предложения чаще того, что уже проходило в классе. Очевидна необходимость использования специальной технологии включения учащихся, родителей и других представителей классного сообщества в совместную деятельность по составлению плана.

Такая технология была детально разработана в теории и практике коммунарского движения. Она вошла в теоретическую и практическую педагогику под названием «коллективное планирование». Основоположник коммунарской педагогики И.П. Иванов считал, что коллективное планирование — это творческое организаторское дело, когда каждый член коллектива участвует в раскрытии перспектив, в поиске и выборе общих дел на новый период, разработке конкретного плана таких дел. Как важнейшее звено (этап) коллективной организаторской деятельности коллективное планирование включает в себя: общий сбор-старт; конкурс на лучшее предложение в план, на лучший проект дела; анкеты предложений; разведку дел и друзей — предварительную и массовую (по таким маршрутам, как «класс», «библиотека», «малыши», «микрорайон», «родная природа», «далекие друзья» и др.); изготовление газет-«молний» с предложениями к плану (для обсуждения), В последующие годы созданная технология коллективного планирования пополнилась новыми формами, методами и приемами. К ним можно отнести аукцион идей и предложений, открытый лист (стенд, «забор») предложений, Копилку (фонд, «банк», «почтовый ящик») идей и предложений, журнал-эстафету, дискуссию, защиту проектов плана и др. Необходимо заметить, что технология коллективного планирования стала использоваться как при подготовке отдельного дела, так и при выборе совокупности дел и мероприятий на какой-то определенный промежуток времени.

 

Классный руководитель после использования приемов и методов коллективного планирования уточняет и корректирует свой первоначальный замысел о построении в новом учебном году жизнедеятельности и воспитательного процесса в классном сообществе. Он старается в максимальной мере учесть предложения учащихся и родителей и на основе их пожеланий сформировать более конкретные представления о целевом, содержательном, организационном и оценочно-диагностическом компонентах предстоящей воспитательной деятельности.

На данном этапе классный наставник уже может приступить к оформлению плана воспитательной работы. Для этого учителю необходимо избрать наиболее рациональный вариант формы и структуры плана и соблюдать при его составлении требования, предъявляемые к документам педагогического планирования.

Структура перспективного плана классного руководителя:

1. Анализ результатов воспитания за предыдущий период времени (год, четверть, месяц...).

2. Цель и задачи (стратегические).

3. Краткая характеристика класса (количественный состав и качественная характеристика состава учащихся и родителей; уровень развития коллектива; актив и его работоспособность; лидеры: краткая характеристика; неформальные группы и их особенности; традиции, коллективные привычки; учащиеся, требующие особого внимания, и т.д.).

4. Организация жизнедеятельности детей:

а) работа по созданию и развитию воспитывающей среды (ученического коллектива, работа с малым педагогическим коллективом, взаимодействие с внешкольными детскими учреждениями, работа с семьями учащихся, создание воспитывающей предметной среды);

б) организация коллективной творческой деятельности детей;

в) дифференцированная работа с группами учащихся; реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию;

г) стимулирование здорового образа жизни педагога и воспитанников как основа воспитания;

д) выполнение обязательных функциональных обязанностей воспитателя, классного руководителя (ведение личных дел учащихся, классного журнала, ученических дневников, написание характеристик, справок и т.д.).

5. Методическая работа воспитателя с классом, группой:

а) изучение учащихся, классного коллектива и учебно-воспитательного процесса;

б) работа с малым педагогическим коллективом;

в) научно-методическая работа классного руководителя, воспитателя.

6. Предполагаемые результаты, их анализ и внедрение в практику дальнейшей воспитательной работы.

 

Перспективно-календарный план-сетка (Маленкова Людмила Ивановна)

В практике нашей работы родилась и была апробирована идея перспективно-календарного планирования (Маленкова Людмила Ивановна), в которой могут быть реализованы достоинства и перспективного, и календарного планов.

Мы рекомендуем в тетради классного руководителя отвести специальный раздел «Планирование воспитательной работы», в котором есть специальные странички:

Цель воспитательной работы с классом на год, стратегические и тактические задачи;

Результаты изучения классного коллектива и отдельных учащихся (обработанные анкеты, тесты, различные опросники, ролевые игры, фиксация участия детей в делах класса и школы, интересы и склонности, занятия вне школы, предположения по плану работы и т.д.);

Главный раздел — это сам ПЛАН, который имеет такой вид

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.