Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перспективно-календарный план (по Маленковой Л.И.)

Календарные сроки проведения дел Содержание планирования сентябрь
1-ая неделя 2-ая неделя 3-ья неделя 4-ая неделя
1. Организационная работа 1. Воспитательно-организационные задачи        
2. Содержание «пятнадцатиминуток» классного руководителя актива (в течение недели)        
2. Организация коллективной творческой деятельности учащихся 1. Познавательная деятельность        
Ценностно-ориентировочная деятельность        
3. Трудовая деятельность        
4. Общественно-полезная деятельность        
5. Художественная деятельность        
6. Физкультурно-спортивная деятельность        
7. Деятельность свободного общения        
8. Деятельность по профилю класса        
3. Методическая работа 1. Изучение учащихся, классного коллектива, хода учебно-воспитательного процесса        
2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся        
3. Взаимодействие с малым педагогическим коллективом        
4. Работа с родителями        

 

Методические основы работы с конспективно-календарным планом:

На план отводится 9 страниц — по количеству месяцев учебного года (подрезанные страницы, параметры планирования пишутся один раз).

Все дела, запланированные классным руководителем, вписываются в перспективный календарь-сетку. Причем, отдаленные во времени дела можно писать карандашом (возможность перенесения или непроведения). Дела, которые являются прерогативой детского актива, выделяются цветом, таким образом видны деятельность детей и методическая работа учителя.

В работе с таким планом отпадает необходимость составления и написания отчета (экономия времени педагога!): в самом плане другим цветом отмечается выполнение дел, невыполненные дела либо переносятся, либо зачеркиваются, если их проведение в дальнейшем нецелесообразно. В конце года проводится педагогический анализ.

Таким образом, достоинства перспективно-календарного планирования можно выразить очень кратко: сочетание идей и достоинств перспективного и календарного плана, динамизм и изменчивость, возможность творчества педагога и детей, план-потребность, а не план-«отписка», наглядность хода учебно-воспитательного процесса, значительная экономия времени классного руководителя.

Организационный (управленческий) компонент системы воспитательной работы включает в себя ряд важнейших воспитательных требований:

1. Выявление всех субъектов педагогического воздействия на учащихся и их воспитательных возможностей, обеспечение координации и согласованности их действий.

2. Соблюдение определенной логики в отборе и использовании различных форм воспитательной работы.

3. Диагностирование уровня воспитанности учащихся, учет его результатов при организации воспитательного процесса.

4. Планирование воспитательной работы с учетом достигнутого уровня воспитанности и поставленных воспитательных задач.

Целенаправленность проводимой воспитательной работы с учащимися, ее системность, обеспечиваются планированием. Именно благодаря планированию процесс воспитания становится во многом управляемым.

План воспитательной работы – это не набор случайных воспитательных мероприятий, а система мер, направленных на достижение воспитательной цели, это прогноз, предвидение воспитательного воздействия на учащихся. Следовательно, назначение плана обеспечить следующие функции:

- упорядоченность, организованность, системность в проведении воспитательной работы;

- логику, последовательность в содержании и формах проводимой работы;

- органическое единство и взаимосвязь с учебным процессом, реализуя его воспитательные возможности во внеучебное время;

- согласованность, скоординированность усилий всех субъектов воспитательного процесса, что позволяет избежать дублирования;

- оптимизацию воспитательного процесса, его прогностичность.

Планирование воспитательной работы – это сложный и многогранный процесс, так как оно определяется учетом общих целей, задач воспитания учащихся, уровнем их воспитанности, развитости, влиянием семьи, окружения, коллектива и т.д., опыта и подготовленности классных руководителей.

Планирование работы опирается на принципы деятельностного, системного подхода, которые имеют глубокое педагогическое обоснование. Это означает, что в плане предусматривается, прежде всего, организация различных видов деятельности учащихся (познавательной, трудовой, художественной, спортивно-оздоровительной,коммуникативной) и при этом любое воспитательное мероприятие должно комплексно влиять на личность воспитанника. Принципиально важным также является учет национальных традиций, языка, культуры, особенностей города и села, интересов и потребностей учащихся, их предложений и желаний.

Планирование воспитательной работы предполагает учет основных педагогических требований, что позволяет более обосновано не только составить, но и оценить план.

Научная обоснованность. Обеспечивается, прежде всего, тем, что воспитательная работа основывается на научной методологии, важнейших теоретических идеях воспитания, т.е. концепциях. Научно обоснованное планирование базируется на продуманных целях, содержании, формах и методах воспитательной работы. Оно предполагает также анализ достигнутых результатов и сложившихся условий. Для прогнозирования этой деятельности важно опираться на социологические опросы, работу социологической службы. При этом следует принимать во внимание и уровень развития ученического коллектива, его самоуправляемость, опыт и мастерство педагогов.

Целенаправленность. Выражается в первую очередь в ориентации планов на достижении общей цели воспитания – подготовку учащихся к жизни, выполнение ими основных социальных ролей (функций) в обществе (гражданина-патриота, семьянина и т.п.), выработку активности, сознательности и нравственных основ их жизнедеятельности. План должен включать также вопросы решения частных задач воспитания. Например, чтобы решить задачу организации и укрепления коллектива учащихся, необходимо предусмотреть в планах вопросы выбора органов самоуправления. Важно также наметить меры по развитию внутриколлективных отношений, укреплению дисциплины и ответственности, формированию здорового нравственного-психологического климата в коллективе.

Оптимальность. Заключается в наиболее полном учете объекта воспитательной работы при определении задач, а также средств и условий их решения. Объектом воспитания является коллектив и личность. Оптимальный план требует выбора адекватных средств воздействия на учащихся, педагогически оправданного сочетания индивидуальных, групповых, массовых форм работы.

В плане следует предусмотреть и оптимальное сочетание педагогического управления и самоуправления коллектива; условия работы: количество учащихся, место и время проведения мероприятий, характер руководства воспита

нием и т.п..

Оптимальный план обязательно должен ориентировать на преемственность в воспитании учащихся, усложнение на каждом году обучения форм воспитательной работы в соответствии с качественными изменениями, происходящими в сознании и поведении учащихся (возрастные, духовные интересы и потребности, оценочные суждения и т.д.).

Отражение специфических особенностей коллектива. Сущность этого требования заключается в том, что планирование воспитательной работы основывается на результатах анализа состояния воспитательного процесса, анализа состава учащихся, диагностики их воспитанности, характера накопленного опыта общественной деятельности, направленности ценностных ориентаций.

Преемственность. Это важное требование к плану обеспечивается стабильностью различных видов деятельности в коллективе (клубы, кружки, спортивные секции продолжают свою деятельность и в следующем году), наличием традиционно проводимых в классном коллективе дел.

Конкретность и реальность. План всегда должен отвечать на вопросы: Что? Где? Когда?. В нем следует предусмотреть такие формы воспитательной работы и виды деятельности, которые могут быть обеспечены материально, организационно и методически. В плане отражаются четкие и конкретные дела, подчиненные одной цели, он имеет реальных исполнителей и ответственных за их выполнение.

Активность учащихся. В планах должна предусматриваться активная позиция учащихся при планировании воспитательных мероприятий и их проведении.

Работа над составлением плана предусматривает ряд этапов.

Первый этап --- изучение особенностей классного коллектива с целью выявления уровня воспитанности учеников и его развития как коллектива.

Второй этап --- формулирование воспитательной цели на перспективу (если речь идет о составлении перспективного плана) или на ближайшее будущее (когда разрабатывается календарный план на месяц, полугодие и т.д.).

Третий этап --- отбор системы средств по реализации поставленных задач.

Календарные формы планирования --- расположение содержания перспективных дел в классном коллективе в календарном порядке. Разновидностями календарной формы планирования являются оперативная форма, линейно-хронологический план, календарно-тематический.

Оперативная форма планирования является разновидностью календарного плана. Эта форма позволяет определить виды деятельности учащихся и технологические функции классного руководителя на каждую неделю. В структуре плана отводится колонка для оценки результатов проведенной работы.

Линейно-хронологический план лучше других может удовлетворить перспективной разработанностью. Все мероприятия располагаются понедельно с указанием традиционных дней проведения той или иной работы с учащимися. Содержание такого плана наполняется различными школьными мероприятиями.

Календарно-тематическая форма плана. В таких планах предусматривается характеристика ученического коллектива и очередные задачи. Содержание воспитательной работы на полугодие или весь учебный год представлено в виде разделов, система которых отражает основные направления воспитательной работы в классе. По каждому разделу подбираются разнообразные формы и методы работы, совокупность которых отражает определенную систему воспитания.

Комплексный план воспитательной работы. В комплексном плане систематизированы разнообразные виды деятельности коллектива, а средства влияния концентрируются на ведущих направлениях воспитания.

В структуре комплексного плана содержанию воспитательной работы предшествует краткая характеристика классного коллектива, а задачи сформулированы в названии раздела. Подбирается комплекс таких видов деятельности учащихся, которые оказывают наибольшее воздействие на формулирование определенных качеств личности школьников. В плане заранее оговариваются организаторы и исполнители из числа учащихся, учителей и родителей.

Развернутая форма планирования. Такая форма планирования представляет собой дальнейшее развитие комплексной формы планирования. Особенность такого плана в том, что в нем не предусматривается составление общей характеристики в самом начале планирования, а положительные черты и отрицательные моменты в поведении учащихся отмечаются по каждому направлению воспитательной работы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы | Структура перспективного плана
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.