КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
IV. Предтечи и основоположники Государственной школы
Первый научный шаг в направлении оформления новой научной концепции предпринял профессор Дерптского университета Густав Эверс. Он предложил теорию, согласно которой государство развилось из внутриродовых княжеских отношений. Идеи Эверса были подхвачены в 1840-е годы. К.Д. Кавелиным и С.М. Соловьевым. Оттолкнувшись от родовой теории Эверса, они заложили основные принципы Государственной школы. Историк-публицист Кавелин первый дал основы теоретической схемы Государственной школы, первый наметил ее основные вопросы. Органическое понимание русской истории развил Соловьев, специализировавшийся на изучении исторических фактов и их взаимосвязи. В 1850-х годах их ученик Б.Н. Чичерин завершил теоретическое оформление историографической школы. Именно Чичерин был главным и наиболее последовательным адептом государственной теории в русской истории. Свое дальнейшее развитие теоретические положения получили в трудах второго поколения «государственников» – В.И. Сергеевича и А.Д. Градовского. Представление об историографическом феномене и персональном составе Государственной школы восходят к Н.Г. Чернышевскому, К.Н. Бестужеву-Рюмину, В.С. Иконникову и П.Н. Милюкову. В последние годы все более просматривается тенденция дифференцированного подхода к представителям Государственной школы. Можно наблюдать попытки отдельного рассмотрения Соловьева с Кавелиным и Чичерина с Сергеевичем или стремление отделить от данной школы С.М. Соловьева, связывая с ней деятельность только Кавелина и Чичерина. По своему типу сообщество «государственников», вероятно, можно квалифицировать как «школу мысли», объединившую ученых-единомышленников в неформальное научное содружество, в котором никто явно не претендовал на роль лидера. Можно предположить, что Государственная школа, в предложенном ее составе, явилась первым в русской исторической науке сообществом, которое заимствовало не только идеи европейской науки, но и коммуникативную модель научной корпорации ученых, связанных в соответствии с европейскими традициями исключительно научными интересами. V. Концепция «государственников»: государство и его роль в русской истории. Своеобразным кодом для понимания историографического феномена Государственной школы является базовое понятие – государство. Именно оно определило общеупотребительное название школы, являясь главным объектом наблюдений ученых-государственников. Гегелевская идея органического развития исторического процесса, где каждый этап выступает как ступень общего развития, послужила основой для обоснования периодизации русской истории. В качестве общего принципа выступает выделение в ней трех основных этапов – родового, вотчинного и конечного государственного, каждый из которых подобно элементам гегелевской триады выражает тезис, антитезис и синтез, и воплощает связь и поступательное движение народной жизни. Согласно исторической концепции Государственной школы, верховная власть являлась фундаментальным творческим началом русской истории, и её движущей силой. При этом государство выступало как наиболее совершенный способ организации общества, а также в качестве надклассовой силой, объединяющей весь народ на единых для него началах. Государство, доминировавшее над остальными общественными институтами и выступало как орган консолидации и воспитания народа. Государство, просвещая народ плодами европейской цивилизации, помогает ему осознать себя как нацию. Государство оказывает определяющее воздействие на жизнь общества. Развитие государства представляется смыслом и содержанием русского исторического процесса. Аксиоматически выглядит мысль «государственников», что в ходе истории России, прежде всего, развивалась государственно-политическая сфера жизни. Поэтому, объектами изучения были преимущественно государственные учреждения, юридические и законодательные источники – т.е. та сфера, которая отражает эволюцию политических форм. Отсюда второе наименование школы – Юридическая. Обозначение школы определением «юридическая» было, вероятно, также связано с преобладанием в ее составе историков-права. Таким образом, название «Государственная школа» отражало предметную часть концепции (история государства и права), а «Юридическая» – методологию школы. Концептуальные основы понимания «государственниками» сущности государства и его роли в русской истории по основным параметрам характеризуются единством взглядов. Это дает основание объединять всех перечисленных персон в некое сообщество мыслителей, представлявших общую линию научной мысли. Основу «государственной» теории составляли следующие принципы: 1. Признание органического, закономерного развития русского народа от родовых отношений к государственным. Отдельные особенности исторических схем К.Д. Кавелина (род и общее владение – семья и отдельная собственность – государство и личность), С.М. Соловьева (родовые отношения – государственные отношения), Б.Н. Чичерина (остатки рода – гражданское общество и личное начало – господство государственного начала), В.И. Сергеевича (господство личности – господство государства) не нарушают общей цельности картины восприятия истории. 2. Понимание этого развития как формально-юридической смены правовых норм: сначала право, основанное на кровном родстве (род), затем вотчинное договорное, частное право (гражданское общество) и, наконец, публичное право (государство). 3. Особенностью русской истории признавалась инертность народа. Прогрессивное движение заключалось в развитии государства и зависело от его инициативы и усилий. 4. Государство рассматривалось как движущая и единственно могущественная сила в стране. В интересах защиты страны оно закрепостило в XVI-XVII веках все сословия и лишь в XVIII веке приступило к их раскрепощению. Концептуально Государственная школа доминировала более полувека вплоть до начала ХХ столетия. Пик её влияния приходится на 40-80-е годы XIX века. Из «шинели» Государственной школы вышли два столичных научных центра – Московская и Петербургская школы историков. К проблеме власти и взаимоотношения государства и общества, поставленной «государственниками», постоянно обращались представители всех историографических направлений.
ЛЕКЦИЯ: РОДОВАЯ ТЕОРИЯ Г. ЭВЕРСА.
Иоганн Филипп Густав Эверс (1781-1830) являлся уроженцем Вестфалии. Он родился в крестьянской семье, окончил Геттингенский университет. Наставником Эверса был А.Л. Шлёцер, от которого Эверс унаследовал принципы научной критики. В 1803 году Эверс переезжает в российскую Лифляндию, где служит в качестве домашнего учителя. Политические взгляды Эверса соответствовали духу времени. Он был сторонником осторожных реформ и осуждал крайности аракчеевщины, однако позже, в 1820-х годах, он занял более умеренную позицию по отношению к крепостному праву. В России Эверс не оставляет научные занятия. В 1808 году он познакомился с историографом Н.М. Карамзиным, при поддержке которого был избран в следующем году членом Московского общества истории и древностей Российских. В 1810 году профессор Эверс возглавил кафедру географии, истории и статистики Дерптского университета. В 1818 г. его назначили ректором Дерптского университета. В Российской империи Эверс издает на немецком языке собственные исследования, включая капитальный новаторский труд «Древнейшее русское право в историческом его раскрытии» (1826 г.; русский перевод 1835 г.). Незадолго до смерти Эверса избирают почетным членом Петербургской Академии наук. Научные интересы самого Эверса были сосредоточены на начальном периоде русской истории. Он посвятил себя изучению проблемы образования государства на Руси и его правовых институтов. Эверс отверг норманнскую теорию и представление о том, что русское государство возникло в результате иноземного завоевания славянских земель. Во-первых, историк скептически отнесся к этимологическим доказательствам норманнского происхождения варягов и усомнился в скандинавском происхождении варягов-руссов. Историк выдвинул гипотезу о хазарском происхождении племени Русь и русского государства. Арабские источники убедили его в черноморском (хазарском) происхождении руссов. Согласно византийским известиям, племена Русь были хорошо знакомы с мореходным делом на Черном море, которое даже называлось Русским (в то время как Балтийское – варяжским). Руссы также знали Каспийское море и русских много проживало в хазарской столице Итиль, причем русские были смешаны с хазарами. В Причерноморье отсутствовали завоевания Рюрика и Олега, следовательно данные территории исконно принадлежали руссам. Еще до появления Рюрика славянские причерноморские племена продвинулись на север и основали на Ильмень-озере первое русское государство. Во-вторых, Эверс считал недопустимым начинать историю русского государства с единодержавия Рюрика. По словам Эверса, все в истории проистекает из естественного хода развития рода человеческого. Естественное развитие – это эволюционный, постепенный переход из одного состояния в другое, где каждая последующая форма сложнее, чем предыдущая. Русское государство возникло в силу внутреннего развития восточнославянского общества. Еще в доваряжский период славяне имели самостоятельные политические объединения, верховных властителей, использовавших для укрепления своего государства наемных викингов. Эверс отказался от теории общественного договора как научно несостоятельной. Историк рассматривал правовые нормы как результат естественного развития и внутренней жизни общества. Эверс сформулировал основы своей методологии, согласно которой главным источником знаний о внутреннем состоянии народа и присущих ему общественных отношениях являются правовые нормы, отраженные в обычаях и законах. Историк вознамерился показать на примере русской истории постепенное развитие права от патриархального общества к государству. Причем, изучение древнерусского права должно было содействовать раскрытию древнего права в целом и, таким образом, русская история рассматривалась Эверсом как проявление всемирно-исторических закономерностей. Первым в русской историографии Эверс проанализировал правовые институты древней Руси и установил, что русские законы напоминают немецкие правовые нормы. На этой основе Эверс выдвинул родовую теорию, подтверждающую единство общего хода развития народов. Согласно родовой теории Эверса, первым общественным образованием являлась патриархальная семья с сильной властью отца. Естественная нужда в защите от внешних врагов привела к необходимости объединения семей и образованию родов Из родов образуются племена, и главою племени становится тот, кто был старшим в роду. Из трех последовательных стадий - семья, род, племя – складывается патриархальное общество. Племя является переходным звеном к государственному образованию. Изначальный принцип господства отца в семье переходит в бесконфликтной и лишенной внутренней борьбы форме в господство патриарха-родовладыки и далее к племенному вождю и к монарху. Монарх первоначально управлял государством как своей семьей, основываясь на здравом смысле и на понятиях, освещенных древним обычаем. У Эверса родовые и государственные начала находятся в гармонии. По мере естественного развития родовые отношения исчезают, и на их месте утверждаются государственные начала, которые все больше и больше закрепляются в письменных законах. Согласно Эверсу, в Древней Руси утвердилась форма правления, при которой князь раздавал своим ближайшим родственникам в распоряжение часть владений и городов. В настоящей практике прослеживались традиции родовых отношений, при которых престол рассматривался как всякое родовое имущество и, следовательно, члены рода могли требовать своей доли на родовую собственность. Сыновья имели право на эту собственность и по смерти отца делили ее его именем. По Эверсу, данные явления для того времени были естественны. Постепенно с исчезновением родовых связей, на государство перестают смотреть как на обыкновенное наследство. Изменяются условия и данный порядок и междоусобицы исчезают. В результате эволюции княжеской власти в России складывается качественно иной вид монархии – самодержавие. Эверс датирует появление самодержавия периодом окончания борьбы с Золотой Ордой и объединения Руси. По уровню теоретического освещения древнерусской истории Густав Эверс значительно превосходил своих предшественников. Тем не менее, при жизни известность Эверса не вышла за рамки сугубо научных кругов. Его академические труды, написанные по-немецки и к тому же с запозданием переведенные на русский язык, не произвели должноговпечатления на современников. Однако перспективная родовая теория Эверса. нашла своих последователей. Родовая теория привлекла внимание московских интеллектуалов. Историк С.М. Соловьев, признавался, что Эверс заставил думать над русской историей.
ЛЕКЦИЯ: НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ К.Д. КАВЕЛИНА И Б.Н. ЧИЧЕРИНА
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |