Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Историческая концепция Б.Н. Чичерина




Свои взгляды на русскую историю Б.Н. Чичерин изложил в диссертации «Областные учреждения России в XVII веке», сборнике исторических этюдов «Опыты по истории русского права» и монографии «О народном представительстве». Согласно Б.Н. Чичерину, история русского народа прошла через три закономерных этапа развития: кровнородственный союз - гражданское общество - государство: 1) до XII века «союз кровный» характеризуется господством родовых отношений; 2) с XII до начала XVIII века «союз гражданский» характеризуется господством частного права; 3) с начала XVIII века «союз государственный» характеризуется победой государственных отношений.

Во главу угла всей русской истории Чичерин поставил географический фактор. Огромные пространства и малонаселенность Руси поощряли кочевой быт населения. Согласно чичеринской теории бродячей Руси, крестьяне находились в непрестанном движении, торговые люди передвигались с места на место, бояре переходили от князя к князю. Патриархальные традиции и монгольское иго приучили народ к покорности. Общественные силы на Руси были разобщены и слабы, чтобы самостоятельно устроить свой политический быт.

Из-за огромных пространств и пассивности населения Россия нуждалась во власти, господствующей над всеми «общественными стихиями». Такой властью, сплотившей необъятные пространства и рассеянное население в единое государство, стала монархия. Государство организовывалось сверху, действиями правительства, а не самостоятельными усилиями граждан (подобный вывод о развитии «сверху» отражал характерное для западнического направления общественной мысли представление об отличительных особенностях хода русской истории в сравнении с европейской.). В России общественное развитие начинается с появления дружин, подчинивших себе туземцев. За дружинным периодом следует эпоха развития вотчинного начала. Вотчины уступают место единодержавию, соединяющему землю в единое государство.

Образование государства становится поворотной точкой русской истории. Россия проходит через период Земских соборов. Соборы созывались для придания легитимности действиям правительства и имели чисто совещательную функцию. Слабые органы представительной власти не устояли перед мощью государства. Наступает полное господство самодержавия. Верховная власть создает общественные институты, устанавливает внутри страны порядок, преобразует статус сословий, превращает «неопределенную народность» в народ и увеличивает могущество державы.

Ход русской истории в XVII – XIX веках сначала сопровождался государственным закрепощением всех сословий, а потом постепенным их раскрепощением тем же государством. Создав государство, монархия везде наложила на все сословия специальные обязанности, не делая исключения ни для кого. Государство превратило вольных людей в крепостные союзы. Крестьяне были прикреплены к месту жительства с разложением податей на души. Правительство объединило крестьян в государственные общины: крестьяне-общинники несли общественные повинности для удовлетворения государственных потребностей, а община выполняла фискальные функции. Чичерин обосновывал закрепощение не столько задачами обороны, сколько необходимостью преодолеть неустроенность, междоусобия, анархию, бесправие. В конце XVIII века дворянству были предоставлены преимущественные права, а городскому сословию - определенные льготы. Реформа 1861 г. рассматривалась им в качестве важного этапа этого процесса, когда волна раскрепощения дошла до крестьянства. Тем не менее, освобождение крестьян не означало, что общество может направлять своё развитие. Русское пореформенное общество, по мнению Чичерина, не было пока готово к политической деятельности. Государство продолжало оставаться основной действующей силой русской истории.

Вывод

Таким образом, в период становления Государственной школы центральное место в системе идейных новаций и коммуникации «государственников» занимал К.Д. Кавелин. Он играл особую роль катализатора новых идей, инициировал их обсуждение, побуждал своих собеседников к творческому поиску. Лидерство Кавелина в системе государственной школы, вероятно, сохраняло свой импульс до рубежа 50 – 60-х гг. XIX в., когда труды и нарастающая творческая деятельность его младших современников оставили его фигуру в тени интеллектуальной культуры пореформенного времени. На этом этапе существования Государственной школы ее ведущим теоретиком становится ученик Кавелина – Б.Н. Чичерин. Свои исторические взгляды Чичерин уточнит в ряде следующих крупных исследованиях исторического профиля. Его труды содержали основные положения теории: роль верховной власти, прогрессивная роль монархии, бродячий быт населения, создание общины и сословий государством, обреченность вечевого строя Новгорода. Чичерин дополнил теорию Государственной школы сюжетом о не свойственности русскому народу управленческих функций, и усилил фактор внешних влияний на внутреннее развитие России. По мнению историографов, именно Чичерин окончательно оформил концепцию Государственной школы.

 

ЛЕКЦИЯ: НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ С.М. СОЛОВЬЕВА.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.