Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема лекции 4




Статьи

86 Абрамовiч А.М. Канстытуцыйная рэформа: праблемы и перспектывы // Весн. Бел.дзярж.ун-та.- Сер.3. - №3. -1996.-С.81-84.

87 Абрамович А.М. Право и социально-экономическое развитие страны // Беларуская Думка. - 1997.- № 7.- С.29-37.

88 Абрамович А.М. Единство народов и независимость государств // Сов. Белоруссия. - 1997. - 30 апреля. - С. 2.

89 Абрамович А.М. Горизонты сотрудничества // Беларуская думка. – 1998. - № 8. – С.8-17.

90 Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. - 1997.- №3. - С.14-21.

91 Бережнов А.Г. Принцип разделения властей в контексте теории и практики советской и современной Российской государственности // Разделение властей: история и современность: Спецкурс. – М.: Юрид. колледж Моск. гос.ун-та, 1996. – С.16-20.

92 Бессарабов В.Г. Парламентский контроль в Российской Федерации и прокуратура // Право и политика. - 2001. - №5.- С.16-18.

93 Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О судебной власти в России // Государство и право. - 2001.- №10.- С.20-27.

94 Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О разделении и взаимодействии властей в России // Государство и право. - 2002. - №5. - С.13-16.

95 Браим И.Н. Политическая культура (опыт политологической лекции) // Весн. Бел. дзярж. эканам. ун-та. - 1998.- №3 (10) - С.131-143.

96 Василевич Г.А. Решение Конституционного Суда – важнейший источник права // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. - 1999.- №3. - С.59-64.

97 Василевич Г.А. Защита Конституционным Судом Республики Беларусь прав граждан в экономической сфере // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. - 2000.- №4.- С.81-89.

98 Василевич Г.А., Семенков В.И. Институт президентства в системе государственной власти Республики Беларусь // Вестник молодежного научного общества. - 2000.- №5-6.- С.7-12.

99 Василевич Г.А. Конституционный контроль и практика применения в Республике Беларусь // Журнал российского права. - 2001.-№11.- С.127-136.

100 Демичев Д.М. Президент Республики Беларусь в государственно-правовом механизме преодоления последствий Чернобыльской катастрофы // Право и политика. - 2001. - №4. - С.39-45.

101 Дробязко С.Г.Социальное правовое государство и государство вообще (к вопросу об определении) // Весн.Бел.дзярж. ун-та- Сер. №3.- 1996.-№2.-С.45-47

102 Жишкевич В.И., Кучинский В.А. Обеспечение конституционной законности как условие формирования правового государства // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. - 2002.- №1.- С.94-100.

103 Ильинский И.А. Основные тенденции конституционного развития стран Восточной Европы // Государство и право. - 1992. - №6. - С.126-134.

104 Кашепов В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации// Государство и право- 1998- № 2. С. 54- 58

105 Кивель В.Н. Защита прав человека и гражданина при осуществлении конституционного правосудия // Вестник Конституционного Суда Респ. Беларусь - 1997.- №3.- С.68-72.

106 Котелевская И.В. Современный Парламент // Государство и право. - 1997.-№3.- С.5-13.

107 Котенков А.А. Президент-Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе (статья 1) // Государство и право.- 2001.- №9.-С.5-8.

108 Марченко М.Н. Современные интерпретации теории разделения властей на Западе // Вестн. Моск. Ун-та. Cер. Право. - 1994.-№4. - С.74-97.

109 Марченко М.Н. Соотношение законодательной и исполнительной властей в современной России // Вестн. Моск. Ун-та. Cер. Право.- 2001.- №6. - С.3-13.

110 Матусевич А.В., Дубовицкий В.Н. Правотворческая деятельность в Республике Беларусь. - Минск: ООО «Скарына», 1997. - 271 с.

111 Михлин А.А. Конституционный Суд: правовая природа решений и контроль за их исполнением // Право и политика. - 2002.- №1.- С.83-86.

112 Николаев Е.А. Конституционный Суд в системе государственной власти Российской Федерации // Право и политика.- 2002.- №11.- С.20-27.

113 Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 года // Государство и право.- 1996.- №1.- С.12-20.

114 Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М.: ИНФРА.М-НОРМА, 1996.- 240 с.

115 Окуньков Л.А. Разделение и взаимодействие властей в государствах СНГ и Прибалтики // Право и экономика. - 1997. -№ 23-24. - С.3-11.

116 Полянский И.А. Правовая природа исполнительной власти и ее место в организации государственной власти // Изв. вузов. Правоведение. - 1999. - №4. – C.18-27.

117 Прокофьев Г. Проблемы классификации форм участия Президента Российской Федерации в правотворческом процессе // Конституционное и муниципальное право. - 2001.- №3.- С.4-7.

118 Реут В.И. Проблема расширения полномочий Национального собрания Республики Беларусь: пути решения // Вестник Конституционного Суда Респ. Беларусь. - 2001.- №4.- С.47-53.

119 Робер Ж. Развитие конституционной юстиции в Европе // Вестник Конституционного Суда Респ. Беларусь.- 1999.- №2.- С.67-71.

120 Семенков В.И. Белорусский Парламент и существующий институт парламентаризма // Вестн. молодеж. научного общества. - 2000.- №2.- С.6-9.

121 Сiльчанка М.У. Аб удакладненнi месца i ўзмацненнi ролi Канстытуцыйнага Суда ў сiстэме судовай улады // Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэсп. Беларусь. - 1999.- №3. - С.65-69.

122 Тиковенко А.Г. Принцип разделения властей: теория и практика // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь.- 1997.-№1.-С.32-37.

123 Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. - 1993. - №4.- С.11-12.

124 Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. - 1998.- №5. - С.15-23.

125 Чиркин В.Е. Реформа российской Конституции: этапы и проблемы // Общественные науки и современность. - 2000. - №5. - С.52-61.

126 Чиркин В.Е. Предметы ведения Федерации и ее субъектов: Разграничение, сотрудничество, субсидиарность // Государство и право. - 2002.- №5.- С.5-12

«Учет затрат по местам возникновения и центрам ответственности»

 

Вопросы:

1. Понятие мест возникновения затрат и центров ответственности.

2. Классификация центров ответственности, критерии оценки эффективности их деятельности.

3. Процесс и этапы управленческого контроля. Регулируемые и нерегулируемые затраты.

4. Характеристика отклонений в процессе производства и функции контроля в их выявлении и оценке. Выявление причин и виновников отклонений.

5. Методика организации учета затрат по местам возникновения и центрам ответственности.

1. Понятие мест возникновения затрат и центров ответственности, их классификация.

 

Для принятия своевременных и правильных экономических решений руководству предприятия нужна информация о затратах, доходах и эффективности деятельности всего предприятия в целом, но и по его отдельным структурным единицам.

В отечественной учетной практике традиционной является система учета затрат в разрезе мест их возникновения, в то время как в зарубежной практике в основе децентрализованного учета затрат и результатов лежит их учет по центрам ответственности.

Местом возникновения затрат в управленческом учете называют структурные единицы и подразделения организации, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады и т.п.).

Т.е. место возникновения затрат – это учетная структурная единица, несущая информацию о затратах, оно является первоисточником затрат. Например, рабочее место рабочего-станочника служит источником информации о расходе сырья и заработной платы на изготовление деталей, рабочее место менеджера – первоисточником информации о его расходах на командировки, на переобучение (повышение квалификации), цех – первоисточником информации о потреблении электроэнергии на освещение и теплоэнергии на отопление и т.д.

А под центом ответственности в управленческом учете понимают структурное подразделение организации, во главе которого стоит менеджер, контролирующий затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сегмент организации, - показатель, определяемый для данного подразделения руководством.

Таким образом, центр ответственности – это одно или несколько объединенных мест возникновения затрат, имеющие во главе ответственное лицо с правами контроля и управления либо только затратами, либо только доходами, либо затратами и доходами, либо затратами, доходами и инвестициями. Исходя из контролируемого показателя и выделяют виды центров ответственности.

В качестве центров ответственности выступают структурные подразделения разных уровней управления (участки, цеха, отделы, бюро и т.д.). Их состав определяется организационной структурой предприятия.

Следовательно, с точки зрения организационной структуры места возникновения затрат и центры ответственности могут назывательно совпадать, но учетно-функционально они выполняют разную роль. Места возникновения затрат существуют объективно, если существует организация, а центры ответственности назначаются. Например, бригада – это место возникновения затрат. Если она в лице бригадира несет ответственность за понесенные затраты (например, расход материалов) – тогда бригада будет являться центром ответственности. А если за затраты бригад несет ответственность руководитель цеха – то бригада не является центром ответственности, а центром ответственности в данном случае будет цех. Таким образом, более крупные центры ответственности могут состоять из ряда более мелких.

Децентрализованный учет предполагает выделение центров ответственности, наделение менеджеров этих центров определенными правами и обязанностями, создание системы оценки эффективности работы менеджеров, которая базируется на разделении затрат на управляемые и неуправляемые и служит в свою очередь основанием для системы вознаграждения менеджеров.

 

2. Классификация центров ответственности, критерии оценки эффективности их деятельности.

 

Базируясь на объеме и характере прав принятия решений (полномочий), выделяют следующие центры ответственности внутри организации: центры затрат (1-го и 2-го типа), центры прибыли и центры инвестиций.

Центр затрат – это область ответственности внутри организации, менеджер которой отвечает лишь за произведенные затраты. Менеджеры центров затрат наделены наименьшими правами принятия решений и поэтому несут минимальную ответственность за полученные результаты (отдел маркетинга, библиотека, практически все цеха на промышленных предприятиях РБ).

Выделяют 2 типа центров затрат:

 

Центр затрат 1-го типа:

Цель функционирования – максимизировать объем производства или реализации продукции, работ, услуг при заданной величине затрат.

Критерии оценки эффективности его деятельности:

1. Объем производства или реализации продукции, работ, услуг;

2. Соблюдение сметы затрат;

3. Соблюдение качества продукции, работ, услуг и степени удовлетворения покупателей.

Центр затрат 2-го типа:

Цель функционирования – минимизировать затраты, необходимые для производства заданного объема продукции, работ, услуг.

Критерии оценки эффективности его деятельности:

1. Уровень снижения затрат;

2. Выполнение производственной программы;

3. Соблюдение качества продукции, работ, услуг и степени удовлетворения покупателей.

Центр прибыли – это сегмент, руководитель которого отвечает одновременно как за доходы, так и за затраты своего подразделения, т.е. в конечном итоге за прибыль.

Цель функционированиямаксимизировать прибыль при фиксированном уровне инвестиций, располагая полномочиями:1) выбора ресурсов; 2) установления цен на продукцию, работы, услуги.

Критерии оценки эффективности его деятельности:

1. Прибыль, полученная центром;

2. Выполнение производственной программы;

3. Соблюдение качества продукции, работ, услуг и степени удовлетворения покупателей.

Практически любой цех промышленного предприятия может быть организован как центр прибыли (трансфертное ценообразование).

В зависимости от используемых в организации методик учета, распределения и возмещения общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов возможно использование ряда показателей прибыли для оценки эффективности деятельности центра прибыли:

1) маржинальная прибыль (МП):

МП = выручка нетто от реализации продукции, включая выручку от продаж внутри организации другим центрам ответственности по трансфертным ценам (В) – все переменные затраты

2) валовая прибыль (ВП):

ВП = В – прямые переменные затраты центра – переменные общепроизводственные затраты центра

3) прибыль от реализации (ПР):

 

ПР = В – прямые переменные затраты центра – переменные общепроизводственные затраты центра – управленческие расходы – расходы на реализацию

 

Центр инвестиций – сегменты предприятия, чьи менеджеры не только контролируют расходы и доходы своих подразделений, но и следят за эффективностью использования инвестированных в них средств. Т.е. это область ответственности внутри организации, где права принятия решений включают выбор эффективных затрат, доходов и величины инвестирования.

Менеджеры центров инвестиций наделены самыми большими полномочиями внутри организаций и, следовательно, несут наивысшую ответственность за принимаемые решения. В частности, они могут принимать собственные инвестиционные решения, т.е. распределять выделенные администрацией предприятия средства по отдельным проектам.

Цель функционированиямаксимизировать доход от инвестиций, располагая полномочиями: 1) выбора ресурсов; 2) выбора ассортимента и структуры производства и реализации продукции, работ, услуг (т.е. структуры инвестиций); 4) установления цен на продукцию, работы, услуги.

Критерии оценки эффективности его деятельности:

1. Доход на инвестиции (рентабельность активов);

2. Остающийся доход центра (остаточная прибыль);

3. Соблюдение качества продукции, работ, услуг и степени удовлетворения покупателей.

Доход на инвестиции (или рентабельность активов) – это наиболее популярный измеритель работы центра инвестиций, так как он учитывает влияние размера центра (стоимости его активов) и, следовательно, может быть использован для сравнения эффективности работы различных по объему центров инвестиций внутри организации. Доход на инвестиции (ДИ) определяется по формуле:

ДИ = Прибыль, полученная центром (Пц) / Общие активы центра (Ац)

Доход на инвестиции может быть сопоставлен с альтернативной стоимостью использования активов (альтернативной стоимостью капитала), которая представляет собой минимально допустимую норму прибыльности от вложения активов организации в альтернативные проекты и отражает рыночную стоимость активов. Уровень данного показателя может определяться, например, на основе анализа средних процентных ставок по депозитам или дивидендов по акциям. Процент альтернативной стоимости капитала устанавливается администрацией компании для каждого центра инвестиций. Если доход на инвестиции от осуществления инвестиционного проекта выше альтернативной стоимости использования активов, то при прочих равных условиях менеджер центра инвестиций примет решение о целесообразности инвестирования средств в данный проект.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.