КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Новорожденность
ДЕТСТСТВО Психология Детства ТЕМА 3 Литература
1. Абрамова Г.С. Психология развития: Учеб. пособие. М., 2000. 2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. М., 2000. 3. Блонский П.П. Педология. М., 1934. 4. Божович Д.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. М., Воронеж, 2001. 5. Валлон А. Психическое развитие ребенка / Пер. с фр. СПб., 2001. 6. Выготский Л.С. Педагогическая психология//Психология: классические труды. М., 1996. 7. Давыдов В. В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии//Вопросы философии, 1981, № 12. 8. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М., 2003 9. Запорожец А.В. Психология действия. Избранные психологические труды. М., 2000. 10. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997. 11. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. М., 1995. Кн. 3. 12. Обухова Л.Ф. Возрастная (детская) психология: Учебник. М., 2010. 13. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии: Сб. ст. / Сост. и ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М., 2001. 14. Психоанализ детской сексуальности / З.Фрейд, К.Абрахам, К.Г. Юнг и др.: Пер. с нем. / Под ред. В.А. Лукова. СПб., 1997. 15. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998. 16. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.-Воронеж, 1996. 17. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. М., 1997. Напоминание: Большинство отечественных исследователей в настоящее время признают следующую периодизацию возрастов: • пренатальный период (!); • младенчество (от рождения до 1 года); • ранний возраст (1–3); • дошкольный возраст (от 3 до 6–7); • младший школьный возраст (от 6–7 до 11–12); • подростковый возраст (отрочество) (от 11–12 до 15–17); • юношеский возраст (от 15–17 до 19–21); • молодость (от 19–21 до 25–30); • зрелость (от 25–30 до 55–60); • старость (от 55–60 и старше). Период Детства: от рождения до младшего школьного возраста.
Пренатальный период (лат. prae – перед + natus – рождение) — стадия внутриутробного развития плода, на которой развиваются болевая, температурная, сенсорная чувствительность (например, к звуковым раздражениям), а также моторика. Возрастные периоды: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст. Младенческий возраст — этап индивидуального психического развития, который продолжается от рождения ребенка до года. В младенческом возрасте выделяются следующие этапы: · новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению с взрослыми; · первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно–личностное общение с взрослым; · второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно–манипулятивная деятельность. · переход от младенчества к раннему возрасту (1-3 года) связан с „ кризисом первого года “.
В этот период происходит первичная адаптация ребенка к окружающему мир у. У ребенка к моменту рождения оказываются развитыми обоняние, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая чувствительность. Малыш способен слышать, различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации. В этот период происходит настройка ребенка на общение с взрослыми. В конце первого месяца появляется „ социальная “ улыбка, возникающая в ответ на обращение взрослого.
С 1 месяца до полугодовалого возраста ребенок овладевает экспрессивно–мимическими средствами общения, которые проявляются как комплекс оживления. Формируется система аффективно–личностных связей с близкими взрослыми. Комплекс оживления (лат. complexus — сочетание), описанный Н.М. Щеловановым (1920–е гг.) - показатель онтогенетического развития индивида, состоящий в различных двигательных реакциях младенца первых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, приятные звуки), по которым можно судить о переживании им положительных эмоций. К ним относятся: замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия, улыбку, издаваемые звуки, двигательное оживление. Комплекс оживления свидетельствует об освоении на определённом этапе окружающего мира, желание взаимодействовать с этим миром.
Генезис. Формирование комплекса оживления происходит с третьей недели жизни: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации предмета или при звуках, затем — улыбка, вокализация и двигательное оживление. В возрасте трех или четырех месяцев происходит видоизменение комплекса оживления в более сложные формы поведения. Нарушение последовательности формирования комплекса оживления может служить индикатором задержки психического развития.
Также развивается познавательная активность, в рамках которой ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями.
Второе полугодие - этап младенчества, на котором ведущей деятельностью становится предметно-манипулятивная деятельность. Ребёнок учится манипулировать предметами (игрушками) и не только… Манипуляции его, а, значит, его развитие напрямую зависит от взрослого. Дефицит данного общения с ним способен привести к т.к. «госпитализму» (данное понятие в детскую психологию ввёл австро-американский психоаналитик Р. Спитс).
Госпитализм (лат. hospitaliers — гостеприимный; госпиталь) - совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека (не только ребёнка) в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома (БПС). У младенцев к госпитализму приводит (в большинстве случает) разлука с матерью. Признаки: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и пр. Ребёнок значительно позже начинает ходить, отстаёт в речевом развитии; склонен к навязчивым движениям (раскачивание тела). В крайних формах госпитализм может привести к тяжёлым психическим расстройствам, и даже смерти. Явление госпитализма может быть не только в домах ребенка, но и в семьях малоэмоциональных матерей, не уделяющих ребенку требуемого внимания.
Спитц констатировал, что нормальная потребность в контакте появляется у ребенка в 6 мес. Если в это время происходит отделение ребенка от близкого взрослого, то он сначала плачет, требует мать или того, кто может ее заменить. Через месяц у него появляется реакция бегства, если к нему кто–то подходит. Еще через месяц он начинает избегать всех контактов с окружающим миром, а затем его реакции в ответ на внешние воздействия сводятся до минимума, он уже не кричит, исчезают все мимические выражения. При этом в психике происходят такие изменения, которые носят необратимый характер, обусловливая возникновение «депрессии зависимости».
Ранний возраст — этап индивидуального психического развития, который продолжается от 1 года до 3 лет. Характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. На данном этапе ребёнок: · осваивает перемещения в пространстве (ходьба), развивает мелкую моторику; · устанавливает отношения с окружающими; · формируются когнитивные процессы; · происходит овладение речью (на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребёнка); · развиваются аффективная и волевая сферы, · формируется самосознание. Ведущей деятельностью в этом возрасте выступает предметно–манипулятивная деятельность, а также общение со взрослым.
Кризис 3-х лет – «период каприз и упрямства» -обесценивается то, что было дорого, любимо, имело ценность. Ребёнок может ругаться, капризничать и пр., что свидетельствует об освоении им нового качества, которое точно выражено в словах: «Я сам»! Дошкольный возраст – этап психического развития от 3 до 6–7 лет, который подразделяется на младший (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет) дошкольный возраст. *** Отечественная периодизация отличается от зарубежной. Д.в. – сензитивный период для развития многих способностей, усвоения знаний, умений. При этом необходимо помнить, что формы и методы должны быть игровыми! Ведущей деятельностью данного возраста является игра. Детская игра – вид деятельности, заключающейся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в условной форме. В освоении игры у ребёнка развиваются психические процессы, подготавливающие его переход на другой этап своего развития. Функции игры:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |