Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражняющая. 2. «Функциональное удовольствие».




2. «Функциональное удовольствие».

3. Д. Мид трактовал игру как модель социального взаимодействия и средство усвоения социальных установок развивающейся личности (у детей).

4. В рамках психоанализа игра рассматривается как проективная и катартическая активность ребенка, замещающая заблокированные потребности и обеспечивающая достижение удовольствия (Э. Эриксон – игра как форма самовыражения при столкновении с обществом).

5. Когнитивный подход интерпретирует игру как средство развития интеллектуальных операций (Ж. Пиаже)

6. Концепция игры как «ведущей деятельности», согласно которой человек познаёт мир через игру, учение, трудовую деятельность принадлежит Л.С. Выготскому, А.В. Запорожцу, А.Н. Леонтьеву, В.В. Давыдову.

7. Д.Б. Эльконин определил игру как деятельность, формирующую поведение. Он выделил 4 уровня развития игры: от действий с определёнными предметами, направленными на участника игры без наличия жёстких правил до жёсткой регламентации действий выполнения той или иной роли. При этом уровни игры он приравнял к стадиям её развития.

8. В исследованиях Б.А. Зельцерман, Н.В. Рогалёвой игра трактуется как «инструмент» развития личности.

9. Педологический аспект игры выявлен усилиями многих дидактов. Среди них: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский.

10. Игру рассматривают как форму активного влияния на формирование и развитие психических процессов: внимание, представление, память, мышление, воображение (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б, Эльконин, В.В. Давыдов).

11. Игру толкуют и как “психологический эквивалент творческой деятельности” (В.В. Давыдов, Н.Ю. Посталюк), поскольку она заключает в себе своеобразное триединство познавательного, практического и коммуникативного начала.

Традиционно различают следующие формы организации социального взаимодействия в игре:

· индивидуальную игру (самостоятельное разгадывание кроссворда, ребуса, шарады... сольное исполнение музыкального произведения);

· парную форму игры;

· фронтальную игру;

· групповую форму игры.

Ролевая игра достигает своего максимального расцвета в 4–5 лет. Роль взрослого, которая берется на себя ребенком, предполагает следование правилам, за счет которых происходит регулирование, как выполнения действий с предметами, так и взаимоотношений с другими детьми. Эмоциональные переживания в игре способствуют эмоциональному развитию ребёнка, формируют умения контроля за своими эмоциями, поведением.

В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения – подражание, которое от простейших его форм переходит к сознательному усвоению определённой формы поведения.

Важнейшими новообразованиями этого периода детства является:

· овладение знаково–символической функцией (Выготский Л.С., Запорожец А.В. и др.);

· чувствительность к звуковой стороне языка (К. И. Чуковский), например: Бардадым – страшный и ужасный;

· к 4 годам речь обретает новую функцию - планирования и далее - рассуждения;

· развитие познавательных психических процессов: память от непроизвольной к произвольной; мышление развивается от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому;

· развитие воображения (исследование Е.Е. Кравцовой, 1996).

· ребёнок овладевает т.н. перцептивными действиямиструктурными единицами процесса восприятия у человека на основе сформированных у него к данному времени сенсорных эталонов (общепринятые образцы внешних свойств предметов);

· активное усвоение нравственных форм.

Наряду с игровой деятельностью ребёнок

осваивает другие формы деятельности: конструирование, рисование, обретение определённых трудовых навыков.

Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилом, представлением или образцом.

Организовывая педагогический процесс необходимо знать, что для ребёнка дошкольного возраста ведущую роль играет непроизвольное запоминание.

 

Анатомо-физиологическая и психологическая готовность к школе:

· увеличение мозга ребёнка до 1 кг 350 гр.;

· изменение течения основных нервных процессов: торможения и возбуждения (овладение тормозными реакциями…);

· формирование мотивационно-потребностной сферы личности ребёнка (к 6-7 годам формируется желание поступить в школу, учиться, стать …врачом, чтобы вылечить… и т.п.).

У ребенка должна развиться произвольность поведения.

Даже подготовленный к школьному обучению ребёнок испытывает значительные трудности в связи с:

· содержанием жизни ребёнка (вместо игровой деятельности, которая была основной, появилась новая – учебная);

· его положением в образовательном учреждении (из старшего в детском саду он становится младшим школьником);

· часто недостаточно самостоятелен, в том числе, в мышлении, суждениях и т.п.

Психологическая готовность к школе (необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников) должна быть критерием его поступлению в образовательное учреждение.

 

Кризис 7 лет связан с формированием т.н. «социального «Я»». По мнению Ермоловой Т.В., Мещерякова С Ю. и др. ребёнок:

· начинает осваивать новые связи, ищет своё место в новом сообществе;

· пересматривает своё отношение к родителям, близким людям;

· социальные контакты обретают для него особую значимость;

· формируется устойчивый аффективно-чувственный комплекс (чувство неполноценности, неудачника и т.п.).

 

Важно, чтобы негативная составляющая кризиса не утвердилась на следующем этапе развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.