Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проективное тестирование




Проекция как основа диагностической деятельности возникла и закрепилась в психоанализе. Психоанализ рассматривает проекцию как один из защитных механизмов, посредством которого внутренние импульсы и чувства, неприемлемые для «Я», приписываются внешнему объекту и тогда проникают в сознание как измененное восприятие окружающего мира. В каждом дальнейшем направлении создавались техники, базирующиеся на явлении психологической проекции.

Истоки проективной техники относятся к Ф. Гальтону, который изучал ассоциативный процесс. Гальтон первым убедился в том, что «свободные ассоциации» только называются свободными, но таковы не являются; они определяются прошлым опытом человека. Позднее К.-Г. Юнг, обратившийся к ассоциациям, создает тест, позволяющий актуализировать скрытые переживания – комплексы личности. Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию принадлежит Г. Мюррею, по мнению которого защитные механизмы могут появляться, а могут и не проявляться. До Мюррея теория проекции для диагностики психики специально не формулировалась (тест Роршаха, например, не был задуман в качестве проективной методики).

Для обозначения определенного типа психологических методик понятие проекции впервые используется Л. Франком в 1939 г. Франк выдвигает три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности.

1. Направленность на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур, личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей, или черт.

2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

3. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида». Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление человека, его восприятие, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой».

В начале 40-х гг. «проективное движение» в западной психологии набирает силу, и с 50-х гг. проективные методы становятся самыми популярными, оттесняют на второй план традиционные психометрические методы. Середина 20 века – «золотое время» проективной диагностики. В качестве образа проекции рассматривались словесные ассоциации (тест словесных ассоциаций, метод незаконченных предложений, тест сказки); графические образы (тест окрашивания пальцем, тест Роршаха); цвет (тест Люшера); форма (тест Вартега); ситуации (тест Розенцвейга, тест кукол) и даже части тела (тест руки). Проективные методы и ныне занимают ведущее место в зарубежной психодиагностике, особенно в клинической диагностике.

Наиболее существенным признаком проективных методов является использование в них неопределенных, слабоструктурированных стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Стимулы проективных методов приобретают смысл не только в силу их объективного содержания, сколько в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемым. Для проективных методов характерно отсутствие оценки ответов – реакций как «правильных» или «ошибочных» и ограничений в их выборе.

Проективные методы – предмет непрекращающихся споров. Критика проективных методик основывается на недостаточной их стандартизации, субъективизме диагноста при оценке и интерпретации результатов. Проективные методы не рекомендуется использовать отдельно от других методов.

Виды проективных методик:

1. Конститутивные – методики, в которых происходит структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест Роршаха).

2. Конструктивные – создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Мира).

3. Интерпретативные – методики, основанные ан истолковании какого-либо события, ситуации (ТАТ, САТ).

4. Катарсические – осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрамма).

5. Экспрессивные – методы, использующие графическую деятельность (рисунок несуществующего животного, рисунок семьи).

6. Импрессивные – предпочтение одних стимулов других (тест Люшера)

7. Аддитивные – методы на завершение предложения, рассказа, истории.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.