Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуации профессиональной диагностики




Специфика профессиональной диагностики

Лекция 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

План:

1. Специфика профессиональной диагностики.

2. Ситуации профессиональной диагностики.

3. Методы профессиональной диагностики.

 

Задачами профессиональной диагностики являются определение наличного уровня профессионализма у человека, установление соответствия человека требованиям профессии и соответствия профессии запросам человека, выявление потенциальных профессиональных возможностей человека, помощь конкретному работнику в использовании его реальных профессиональных возможностей для эффективного выполнения труда.

В ходе профессиональной диагностики важно обследовать в первую очередь те специфические ПВК, которые являются необходимыми характеристиками именно данной профессии, входит в ее психограмму, а затем изучать все другие психологические характеристики (память, внимание, др.). Иными словами желательно стремиться в ходе диагностики выявлять состояние прежде всего стержневых, ядерных, малокомпенсируемых для данной профессии психологических качеств, умений, а затем состояние производных, вспомогательных качеств.

В ходе диагностики важно учитывать не только позитивные качества работника, но и негативные проявления, препятствующие движению к профессионализму.

Важная особенность профессиональной диагностики – необходимо все стороны профессионализма (мотивацию, способности, т.д.) выявлять не только в сегодняшнем, актуальном состоянии, но и в перспективе, в динамике, в развитии, т.е. намечать зону ближайшего профессионального развития и саморазвития, в этом случае диагностика приобретает прогностический характер.

В профессиональной диагностике учитывается два момента: 1 – насколько человек соответствует требованиям той объективной профессиональной деятельности, в которую он включен; 2 – насколько сама профессия (ее цели, задачи, менталитеты, результаты) соответствуют духовной сущности данного работника. В психологической диагностике при оценке профессионализма следует ориентироваться не только на внешние объективно данные показатели успешности и результативности разных видов профессиональной деятельности, но и внутренние собственно психологические показатели (мотивацию, профессиональное мышление, уровень притязаний, удовлетворенность трудом, психологическую цену достигнутых результатов).

 

Наиболее распространенные ситуации в профессиональной диагностике: профотбор и профессиональная аттестация.

Профотбор – процедура определения соответствия человека данной профессии, пригодности его к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях. Профотбор – определение профпригодности к конкретному виду труда. По содержанию деятельности профотбор – это принятие решения о соответствии человека по результатам психологических профессиональных испытаний определенной деятельности. Профессиональной отбор используется в тех случаях, где профессия предъявляет высокие требования к личности специалиста (судебные органы) или требования к деятельности специалиста (в профессиях машиниста, водителя и т.д.), где могут быть тяжелые последствия при профессиональных ошибках, авариях.

Профессиональная аттестация – процедура оценки деловых качеств специалиста, определение соответствия работающего человека некоторым эталонным качествам. В зависимости от разных задач аттестация может быть направлена на: определение уровня и ступени профессионализма; установление квалификационного разряда; соответствия занимаемой должности; соответствия кадровому выдвижению и т.п.

Аттестация выполняет в целом следующие функции:

- диагностическую или оценочную: изучение и оценка деятельности, поведения, личности специалиста в целях их наиболее правильного использования;

- прогностическую функцию, которая заключается в определении возможностей, способностей работника к дальнейшему росту, совершенствованию, уточнении перспектив развития;

- корректирующую функцию, которая состоит в определении каких-либо специальных мероприятий или конкретных направлений по изменению некоторых элементов деятельности и поведения специалиста;

- воспитательную функцию, т.е. воздействие на личностные качества работника, в первую очередь на эмоционально-мотивационную сферу, направленность личности.

При профессиональной аттестации следует ориентироваться на такие правила, как:

1. Исходить из некоторой эталонной обобщенной модели профессионализма (профессиограммы) или модели успешного специалиста. Несмотря на очевидность этого положения реально аттестация строится на основе группы разрозненных признаков, так называемых деловых качеств, фрагментарно описывающих специалиста без учета целостной модели его труда.

2. Учитывать соответствие специалиста минимальному перечню требований и соответствие человека требованиям, позволяющим говорить о перспективе профессионального роста.

3. Включать в аттестацию несколько блоков профессионализма: собственно профессиональную компетентность (эффективность профессиональной деятельности, профессиональные способности, профессиональное мышление, способность работать в экстремальных ситуациях, способность противостоять неблагоприятным профессиональным факторам и т.д.), личностную компетентность (мотивацию специалиста, профессиональные притязания, ожидания, удовлетворенность трудом), индивидуальную компетентность (способность к саморазвитию, самопроектированию, самокоррекции и т.д.). В этом случае специалист предстает в ходе аттестации целостно.

4. Ответственно относиться к выбору экспертов. Так, например, эксперт должен быть выше по уровню профессионализма тех, кого он оценивает; он должен знать критерии профессиональной компетенции и владеть приемами ее анализа, а также этическими правилами принятия решения и формулирования заключения; эксперт должен быть независим.

5. Аттестация должна проводиться по заранее составленной программе, в которой необходимо отразить все критерии диагностики и методы психологической профессиональной аттестации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.