Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и приемы клинической диагностики




Наиболее распространенными методами клинической диагностики являются беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, тестирование и проективные методы.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Беседа как диагностический метод позволяет получить информацию о внутренних процессах, субъективном переживании, особенностях поведения человека, которые не могут быть обнаружены с помощью объективных методов. Беседа служит особым средством установления тесного личного контакта с собеседником и часто используется не только как диагностический метод, но и как психотерапевтический прием. Результативность беседы как метода клинической диагностики зависит напрямую от уровня профессиональной компетенции диагноста, от его личностных качеств (коммуникабельность, эмпатия, тактичность, рефлексия, др.). Кроме сбора информации клиническая беседа используется для помощи клиенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения и т.д.

Беседа является наиболее свободной формой опроса, поскольку поведенческие реакции человека почти неисчерпаемы и предугадать заранее их чтобы выстроить структуру беседы часто не представляется возможным. В беседах психолога должна интересовать не только явное содержание ответов обследуемого, но и скрытое содержание, проявляющееся через запинки, интонации, жесты и т.п.

Используя клиническую беседу, психолог должен ориентироваться на следующие реальные аспекты взаимодействия с клиентом:

1 – адекватность отражения клиентом и психологом задачи диагностики;

2 – рефлексия психологом основных факторов диагностического обследования;

3 – рефлексия психологом степени соответствия его личностного семантического поля и содержания применяемых им научных категорий.

Метод наблюдения в клинической диагностике состоит в преднамеренном, систематическом, организованном и целенаправленном восприятии, изучении психических явлений с целью отыскания их смысла. Наблюдение может сопровождать любой другой диагностический метод: беседу, тестирование. Эффективность наблюдения в клинической диагностике обусловливается наличием четко поставленной цели. Цель сужает поле наблюдения, но помогает систематизировать наблюдаемые факты и объективировать изучаемые явления. В клинической диагностике чаще всего пользуется систематизированным (на основе определенных схем) наблюдением.

Анализ продуктов деятельности дает богатый психологический материал, несмотря на то, что его использование затруднено субъективностью при интерпретации результатов. Сбор анамнеза и использование биографических методов в большинстве случаев клинической диагностики является обязательной процедурой.

Тестирование в клинической диагностике имеет особенность: использование определенного диагностического метода зависит от конкретного случая, который часто выявляется прямо во время консультации. Клиническая диагностика строится как оперативная, быстрая, результаты который можно использовать «здесь-и-сейчас», в контексте ситуации оказания психологической помощи. В клинической диагностике применяются различные тесты: тесты интеллекта, проективные методики, личностные опросники.

Завершается клиническая консультация обычно психодиагностическим заключением (обычно в письменной форме, но может быть и устная форма психодиагностического заключения).

Результаты клинических испытаний могут быть использованы в разных целях и предназначаться разным специалистам или самому клиенту и его родным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.