Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система органов финансового контроля. Виды финансового контроля. Формы и методы контрольно-ревизионной работы




Понятие, цели и содержание финансового контроля. Значение контроля в осуществлении задач и функций государства

Система органов финансового контроля. Виды финансового контроля. Формы и методы контрольно-ревизионной работы.

АУДИТ

(часть 1)

для студентов V курса (I высшее образование)

 

Кафедра «Бухгалтерский учет, аудит и статистика»

Составил преподаватель: Перетятко О.П.

 

Омск 2011

Раздел 1. Теоретические аспекты аудита

Тема 1. Сущность финансового контроля

План:

1. Понятие, цели и содержание финансового контроля. Значение контроля в осуществлении задач и функций государства.

 

Понятие «контроль» связано с понятием «управление». Оно происходит от английского глагола «to соntrol», имеющего различ­ные значения. В экономическом смысле он означает управление и наблюдение.

Финансово-экономический контроль можно определить как регламентированную нормами права деятельность уполномоченных госу­дарственных, муниципальных органов, а также негосударственных организаций, органов и лиц, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений правовых норм и управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование экономической системы государства и ее элементов.

«Финансовый контроль», «экономический кон­троль», «финансово-экономический» контроль и «финансово-хозяйственный» контроль — понятия близкие по смыслу, почти равнозначные (тождественные). Однако при одностороннем и узком рассмотрении финансовый контроль определяет только следствие (последствие) финансовых взаимоотношений, тогда как финансово-экономический контроль исследует совокупность причин и следствий (последствий).

 

Система финансового контроля включает государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независи­мый контроль).

Государственный финансовый контроль состоит из общегосударственного и ведомственного. Общегосударственный контроль охваты­вает все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственно­сти или ведомственной подчиненности. Этот контроль ведется как в масштабе РФ, так и в ее субъектах. На уровне местного самоуправления проводится муниципальный финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый контроль в России осуществ­ляют: Счетная палата РФ, Федеральная налоговая служба РФ, Федеральная служба финансово-бюжетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Банк России, Министерство финансов РФ и др.

Задачи финансового контроля:

- контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов;

- кон­троль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кре­дитной, денежной, налоговой и валютной политики;

- контроль за­конности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями.

Функции финансового контроля:

- проверка правильности образо­вания государственных средств, их сохранности и целевого исполь­зования;

- контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов;

- обеспечение обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц;

- контроль государственного внут­реннего и внешнего долга.

 

Результативная деятельность субъекта финансового контроля проявляется в социальном, организационном и экономическом эффекте.

Социальный эффект финансового контроля выражается в том, что по результатам проверок к лицам, допустившим нарушение финансового законодательства, применяются меры, включая увольнение и привлечение к уголовной ответственности. Таким образом, в результате финансового контроля улучшается социальная структура коллективов, руководящие должности занимают более квалифицированные, ответственные и честные люди. В обществе в целом формируется большее доверие к власти, поскольку оно (общество) видит реальные результаты действенности власти. Кроме того, финансовый контроль исполнения бюджета не позволяет отвлекать средства, предусмотренные на социальные программы, на другие цели, что обеспечивает развитие таких социальных институтов, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, пенсионное обеспечение и др.

Организационный эффект заключается в том, что по итогам контрольных мероприятий предлагаются и осуществляются меры, улучшающие структуру исполнительной власти, в результате чего повышается управляемость, сокращаются излишние звенья управления или создаются новые, повышается оперативность управления.

Экономический эффект проявляется, во-первых, в том, что средства, использованные не по целевому назначению, а также штрафные санкции за это возвращаются в федеральный бюджет. Эти средства составляют значительные суммы. Во-вторых, экономический эффект выражается в улучшении деятельности органов федеральной исполнительной власти в части экономии бюджетных и внебюджетных средств, повышения рентабельности производства, снижения себестоимости продукции и т.д.

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголов­ная ответственность, органы государственного финансового кон­троля должны передать материалы ревизии или проверки в право­охранительные органы.

Правом назначения проверок соответствующими органами пользуются Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федера­ций Федерального Собрания РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, орга­ны власти субъектов РФ, правоохранительные органы — суды, про­куратура, милиция, федеральные службы безопасности.

Федеральные органы государственной власти, органы государст­венной власти субъектов РФ, государственные и унитарные организации должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обяза­тельным платежам, правильного ведения учета и др.

Общегосударственный контроль подразделяется на денежно-кредитный, валютный, страховой, налоговый, таможенный.

Денежно-кредитный и валютный контроль в основном осущест­вляет Банк России. Страховой контроль осуществляет Федеральная служба страхового надзора, таможенный контроль реализуют Федеральная таможенная служба РФ и его подразделения, налоговый контроль осуществляется ФНС РФ и ее подразделения.

Использование государственных (преимущественно — бюджетных) средств на различных уровнях государственного управления контролирует Казначейство РФ и его подразделения.

Ведомственный государственный контроль проводится внутри от­дельных государственных ведомств (министерств, орга­нов управления исполнительной власти, федеральных служб, федеральных агентов). Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений. Для проведения ведомственного контроля могут привлекаться ревизоры федеральных служб и их подразделений. Обычно такой контроль реализуется путем проведения ревизий и тематических проверок.

Общественный контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим).

В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), выражающие интересы различных общественных организаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами Федеральной службы государственной статистики, государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами (федеральной и субъектов РФ).

Наряду с указанными видами финансового контроля в России используется такая форма финансового контроля, как аудиторский финансовый контроль.

Понятие «аудит» значительно шире таких понятий, как «реви­зия» и «контроль». Аудит обеспечивает не только проверку дос­товерности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятель­ности в целях рационализации расходов и увеличения прибыли.

Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской экспертизы: аудит – независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов.

 

Классификация видов и методов контроля:

1. По организационным формам (по субъектам проведения) контроль подразделяется на:

- государственный;

- ведомственный (внутриведомственный);

- вневедомственный;

- аудиторский (независимый);

- внутрихозяйственный.

2. В зависимости от времени проведения:

- предварительный (форма предварительного контроля имеет предупреждающий характер, поскольку предшествует совершению хозяйственных и финансовых операций);

- текущий (оперативный) (главная особенность текущего контроля заключается в оперативном выявлении отклонений от норм законодательства, принятых решений, утвержденных плановых показателей и нормативов путем оперативного сопоставления с фактическими данными в момент совершения финансово-хозяйственных операций.);

- последующий (контроль финансово-экономической деятельности за определенный истекший период называют последующим,
поскольку контролируются фактически совершенные операции.).

3. В зависимости от источников информации:

1) документальный это контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета, составления и заполнения форм бухгалтерской (финансовой) документации и отчетности. В процессе такого контроля устанавливаются достоверность представленной в документах финансовой информации, соответствие выполненных операций требованиям законов и других нормативных актов, а также оценивается система внутреннего контроля проверяемого объекта.

Выделяются следующие методические приемы документального контроля:

• формальная и арифметическая проверка документов;

• юридическая оценка отраженных в документах хозяйственных операций;

• логический контроль объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций;

• встречная проверка документов или записей в учетных регистрах посредством сличения их с одноименными или взаимосвязанными данными у организаций, с которыми проверяемый объект имеет хозяйственные связи;

• способ обратного счета;

• оценка законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета;

• балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей;

• сравнение;

• различные методические (технические) приемы экономического анализа.

2) фактический (контроль, при котором количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания и др.).

Приемы фактического контроля подразделяют на три группы: инвентаризацию, экспертную оценку и наблюдение.

Инвентаризация представляет собой способ фактического контроля за сохранностью имущества организации путем сопоставления фактических остатков основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и состояния расчетов с соответствующими данными бухгалтерского учета на определенную дату и выявление отклонений. В ходе проверок инвентаризации подвергаются в первую очередь ценности на тех объектах, где были вскрыты нарушения: установленного порядка оприходования материалов и продукции; оформления приходно-расходной документации; сроков проведения плановых инвентаризаций и предоставления ежегодных отпусков материально ответственным лицам. Если несплошной инвентаризацией у материально ответственных лиц выявляются существенные расхождения с учетными данными, то следует проводить сплошную инвентаризацию.

В зависимости от степени охвата хозяйственных средств и состояния расчетов различают полные и частичные инвентаризации. Полные инвентаризации распространяются на все виды хозяйственных средств (основные средства, материально-производственные запасы, денежные средства и расчеты) и расчетов, в том числе находящиеся в обособленных подразделениях организации. Частичные инвентаризации касаются только отдельных видов этих средств и расчетов или объектов организации.

По полноте охвата объектов инвентаризации подразделяют на сплошные и несплошные. При сплошной инвентаризации проверяют все виды материалов (продукции) в натуре у определенного материально ответственного лица; при несплошной — только отдельные наименования этих ценностей. Являясь элементом метода бухгалтерского учета и внутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля, инвентаризация одновременно является и методическим приемом, используемым при осуществлении внешнего контроля.

Экспертная оценка представляет собой способ фактического контроля, основанный на проведении квалифицированными специалистами экспертизы действительных объемов и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей, соблюдения технологических режимов, соответствия продукции стандартам и, техническим условиям. Экспертная оценка иногда применяется также для изучения других вопросов, требующих специальных знаний: качества проектно-сметной и другой технической документации, подлинности подписей в первичных документах (почерковедческая экспертиза) и др.

Одним из наиболее эффективных приемов фактического контроля является контрольный обмер выполненных строительно-монтажных и ремонтных работ. Он включает два основных этапа: проверку соответствия характера, объема и стоимости принятых по актам работ утвержденным сметам и рабочим чертежам; установление фактического объема (в натуре) и качества выполненных работ в сопоставлении с данными оплаченных актов их приемки, журналов учета, документов на списание строительных материалов, оплату труда рабочих и т.п. Для выявления случаев излишнего списания сырья и материалов на себестоимость продукции, замены дорогостоящего сырья более дешевым без отражения в документах и учете, завышения объемов выполненных работ целесообразно использовать различные приемы: сравнительный анализ фактических материальных затрат на производство единицы продукции в сопоставлении с действующими нормами.

Обследование это разновидность контрольных действий и метод предварительного контроля по оперативному выявлению состояния дел по отдельному вопросу, входящему в компетенцию субъекта финансово-экономического контроля, дополнительный способ для определения необходимости и целесообразности проведения проверки или ревизии. Так, при необходимости уполномоченные должностные лица, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. В ходе обследования могут быть решены следующие основные задачи:

- определение правомерности и возможностей использования производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий для получения дохода;

- установление правового статуса, организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта и их соответствия действующему законодательству;

- мониторинг и диагностика финансовой отчетности и финансового состояния подконтрольного объекта;

- предварительный анализ и оценка финансово-экономической деятельности объекта контроля.

Обследование позволяет до начала проверки или ревизии выявить слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и определить наиболее важные для проверки вопросы.

Наблюдение это способ фактического контроля, предполагающий изучение организации труда и учета на рабочих местах, в цехах, на отдельных производственных участках и в организации в целом, проверку условий хранения товарно-материальных ценностей на складах, состояния пропускной системы, поступления и отпуска товарно-материальных ценностей и т.п. Установление соответствия складских помещений условиям нормального хранения товарно-материальных ценностей, наличия и исправности весовых и измерительных приборов, является одним из важных условий обеспечения сохранности материальных ценностей, профилактики нарушений и хищений. Изучение состояния складского хозяйства и контрольно-пропускной системы в процессе контроля является существенным условием обеспечения сохранности собственности организации. Для фиксации отдельных элементов изучаемого процесса на определенные моменты времени в контроле применяют моментные наблюдения. Моментные наблюдения как прием фактического контроля применяются для проверки соблюдения трудовой дисциплины и использования рабочего времени. Являясь особым видом выборочного наблюдения, моментные наблюдения обычно характеризуют альтернативный признак (например, работа или простой). Поэтому их репрезентативность оценивается по формулам средней и предельной ошибки выборки.

 

Вопросы для самопроверки:

  1. Сформулируйте определение финансово-экономического контроля.
  2. В чем заключается основное содержание финансово-экономического контроля?
  3. Перечислите основные функции финансово-экономического контроля.
  4. Сформулируйте основные задачи финансово-экономического контроля.
  5. Что понимается под методами финансово-экономического контроля?

6. На какие виды подразделяют финансово-экономический контроль по характеру источников материала, на основе которого он осуществляется?

  1. Приведите определение документального и фактического контроля.

8. Перечислите и охарактеризуйте методические приемы документального и фактического контроля.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.