Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории педагогики




 

Основные педагогические понятия, выражающие науч­ные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям от­носятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, таки­ми, как развитие и формирование.

Воспитание – целенаправленный и организованный про­цесс формирования личности. В педагогике понятие воспи­тания употребляется в широком и узком социальном смыс­ле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание – это пере­дача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нор­мы, словом, все созданное в процессе исторического разви­тия духовное наследие человечества.

Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт исполь­зовался и приумножался последующими. История знает слу­чаи, когда опыт терялся, жизненесущая река воспитания пе­ресыхала. Люди оказывались отброшенными в своем разви­тии далеко назад и вынуждены были заново восстанавливать утраченные звенья своей культуры; горькая участь и тяже­лый труд ожидали этих людей. Исторический процесс развития общества неопровержи­мо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание – это общая и веч­ная категория. Многие философы, анализируя законы, управляющие общественной жизнью, устанавливают объективные связи меж­ду воспитанием и уровнем развития производительных сил общества. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для вос­питания. Направленность, характер воспитания соответству­ют уровню развития производительных сил и характеру про­изводственных отношений. Поэтому воспитание имеет кон­кретно-исторический характер.

Смена типа общественно-экономической формации вле­чет за собой смену типа воспитания. С изменением общес­твенных отношений коренным образом изменяются цели, задачи, формы и организация воспитания. Социальные условия жизни также изменяют характер воспитания и его влия­ние на сознание и поведение людей. С появлением в обществе классов воспитание приобрета­ет классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содержание и формы. Когда хорошее воспитание становится дорогим удовольствием, недоступным для всех людей в об­ществе, оно превращается в орудие дискриминации людей, средство возвеличения одних над другими.

Рассмотрев понятие воспитания в широком социальном смысле, мы мало прояснили его конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что воспи­танием – передачей накопленного опыта – занимаются не только профессиональные педагоги в специально создан­ных учебно-воспитательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляю­щих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие воспитания нуждается в сужении и конкретизации. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздей­ствие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориен­тации, подготовки к жизни. При таком понимании воспитания возникает ряд непро­стых вопросов: какой из общественных Институтов более других ответствен за судьбы воспитания; правильно ли ви­нить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспитания, если возможности и сила воспитательного воз­действия многих социальных институтов превосходят скром­ные возможности учебно-воспитательных учреждений?

Не требует особых доказательств вывод о том, что при наличии многих воспитательных сил успех воспитания мо­жет быть достигнут только путем жесткой координации дей­ствий всех причастных к воспитанию социальных институ­тов. При нескоординированных воспитательных воздействи­ях человек подвергается очень сильным односторонним вли­яниям, способным деформировать общую цель воспитания. Координаторами воспитательного воздействия в хорошо ор­ганизованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, управляемые высококвалифицированными пе­дагогами.

В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляе­мое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществ­ляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватываю­щее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание – это про­цесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В педагогике, как и других социальных науках, понятие воспитания часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, на­пример, «физическое воспитание», «эстетическое воспита­ние».

Следующая основная категория педагогики – обучение. Это специально организованный, целенаправленный и уп­равляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навы­ков самообразования в соответствии с поставленными целя­ми. Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве Исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения. Знания – это отражение человеком объективной действительности в фор­ме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, ре­зультат познания объективной действительности. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных зна­ний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до Совер­шенства путем многократного упражнения.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравствен­ные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны при­знать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично пере­крываются.

Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представ­лений об изучаемых предметах. Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. В XIX веке полу­чение образования отождествлялось с формированием чело­века. Сейчас огромный объем знаний, накопленных челове­чеством, не позволяет утверждать, что человек когда-нибудь овладеет всеми ими в полном объеме даже после очень длительного обучения.

Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и след­ствия, мыслить. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавли­вать недостающие звенья в системе знаний с помощью логи­ческих рассуждений. В древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» – большая доля истины.

Немало людей поражают нас феноменальной памятью, знанием огромного количества конкретных фактов. Начи­танность, энциклопедическую осведомленность нередко при­нимают за образованность. Это не соответствует действительности, если человек не способен устанавливать причин­но-следственные связи, если у него нет собственных мыс­лей. Вовсе не каждого, окончившего школу или даже уни­верситет, можно считать образованным. Также нельзя считать необразованным того, кто не получил высшее образование. «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приоб­щиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение...» – резюмировал А. Дистервег.

В зависимости от объема полученных знаний и достигну­того уровня самостоятельности мышления различают началь­ное, среднее и высшее образование. По характеру и направ­ленности образование подразделяется на общее, профессио­нальное и политехническое.

Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способ­ности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необ­ходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки. Объем и направленность общего образования регулируются государством, во многих развитых странах общее (оно же среднее) образование обя­зательно.

В начальных допрофессиональных и профессиональных учебных заведениях (ПТУ, СПТУ, ТУ, школах мастеров) го­товят рабочих высокой квалификации, а в средних и высших профессиональных учебных заведениях – специалистов средней и высшей квалификации для различных отраслей на­родного хозяйства.

Политехническое образование знакомит с основными прин­ципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые приме­няются в быту и повседневной жизни.

Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие». Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздей­ствием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологичес­ких и др.

Воспитание – один из важнейших, но не един­ственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личнос­ти, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Понятие «формирование» считается еще не установившейся педагогической категорией, несмотря на очень широ­кое его применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие формирования нередко упот­реблялось для обозначения неуправляемых, случайных воз­действий на личность. Например, известный автор пособий по педагогике П.Н. Груздев предлагал называть формирова­нием только стихийное воспитание – «воздействие различ­ных условий на людей независимо от сознательной деятель­ности».

Неопределенны границы применения в педагогике еще одного общенаучного понятия – развитее. Синтезируя на­иболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными непрекращающимися изменениями, перехо­дами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему, в человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в ка­чественные и наоборот.

Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процес­са современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физиче­ское, психическое, духовное, социальное и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие достаточно общие понятия, как «самовоспитание», «самообразование», «самораз­витие», «педагогический процесс», «продукты педагогической деятельности», «социальное формирование» и др. Признавая выделенные понятия важными компонентами педагогической теории, будем рассматривать их смысл в контексте изучения специальных вопросов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.