Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наследственность и развитие




 

Познать закономерности человеческого развития – это значит получить ответ на ключевой вопрос: какими факто­рами обусловлено течение и результаты данного процесса? Хотя слово «фактор» уже употреблялось выше, напомним, что этим термином обозначается веская причина, образо­ванная совместным влиянием нескольких простых причин (переменных). Какими же причинами определяется разви­тие личности?

Установлено, что процесс и результаты человеческого раз­вития детерминируются совместным воздействием трех ге­неральных факторов – наследственности, среды и воспита­ния. Следующая схема, заимствованная у И. Шванцары, иллюстрирует взаимоотношение основных факторов разви­тия. Базу образуют врожденные и унаследован­ные предрасположения, обозначенные обобщающим терми­ном «наследственность». Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний – среды и воспитания. Взаимодействие названных факторов может быть либо оптимальным (рав­носторонний треугольник), либо при переоценке одного или другого внешнего слагаемого (вершина C1 или С2) негармо­ничным. Также возможно, что врожденная и унаследован­ная база недостаточно развивается как средой, так и воспи­танием (треугольникv А, В, С3). Данная схема должна одновременно демонстрировать, что ни один фактор не действу­ет самостоятельно, что результат развития зависит от их согласованности.

 

врожденные + унаследованные

предрасположения

Природное (биологическое) в человеке – это то, что связывает его с предками, а через них – со всем живым миром, с высшими животными в особенности. Отражение биологического – наследственность. Под наследствен­ностью понимается передача от родителей к детям опреде­ленных качеств и особенностей. Носители наследственно­сти – гены (в переводе с греческого «ген» означает рожда­ющий). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и пе­редающем всю информацию о свойствах организма. Генети­ка расшифровала наследственную программу развития человека. Получены факты, заставляющие переосмыслить мно­гие устоявшиеся педагогические положения.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особен­ное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятель­ности, мышления. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммирова­но сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор. Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей.

К наследственным свойствам относятся также особен­ности нервной системы, обусловливающие характер, осо­бенности протекания психических процессов. Изъяны, не­достатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, бо­лезни (например, шизофрению) могут передаваться потом­ству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемо­филия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость, например. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

Вариантная часть программы обеспечивает развитие сис­тем, помогающих организму человека приспособиться к из­менению условий его существования. Обширнейшие неза­полненные области наследственной программы представлены для последующего дообучения. Каждый человек допол­няет эту часть программы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человеческой потенции путем саморазви­тия и самосовершенствования. Таким образом, необходи­мость воспитания заложена в человеке природой. Жестко запрограммированных наследственных признаков хватает для выживания животному, но не человеку.

Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение трех главных проблем – наследования интеллектуальных, специальных и моральных качеств.

Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуаль­ных качеств. Что наследуют дети – готовые способности к определенному виду деятельности или только предрасполо­жения, задатки? Рассматривая способности как индивидуаль­но-психологические особенности личности, как условия ус­пешного выполнения определенных видов деятельности, педагоги отличают их от задатков – потенциальных воз­можностей для развития способностей. Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях, позволяет ответить на поставленный вопрос однозначно – наследу­ются не способности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки реализуются или нет. Все зависит от того, получит ли человек возможности для перехода наследственной потенции в конкретные способ­ности, обеспечивающие успех в определенном виде деятель­ности. Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант – зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, пот­ребностей общества, наконец, от спроса на продукт той или иной деятельности человека.

Особенно острые споры вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности. Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограни­ченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Видный генетик академик Н.П. Дубинин считает, что для нормаль­ного мозга нет генетической обусловленности вариаций интеллекта и что распространенное мнение, будто бы уровень интеллекта передается от родителей к детям, не соответствует результатам научных исследований.

Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных спо­собностей наследственность. Отрицательные предрасполо­жения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические струк­туры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.

Педагоги-идеалисты считают доказанным факт наличия интеллектуального неравенства людей и первопричиной его признают биологическую наследственность. Задатки к по­знавательной деятельности, предопределяющие воспитатель­ные и образовательные возможности, наследуются людьми в неодинаковой мере. Из этого делается вывод: человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуаль­ные способности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса наследования интеллектуальных за­датков предопределяет практические пути воспитания и об­учения людей. Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каж­дого человека задатков. Большинство зарубежных педагоги­ческих систем исходит из того, что воспитание должно сле­довать за развитием, оно лишь помогает вызреванию того, что заложено в человеке от природы, и поэтому должно быть лишь приспособлено к задаткам и способностям человека.

В определении специальных задатков нет особых разно­гласий между представителями различных педагогических систем. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие спе­циальными задатками, достигают значительно более высо­ких результатов и продвигаются в избранной области дея­тельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия. Специальными задатками называют музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и мн. др.

Особенно важен вопрос о наследовании моральных ка­честв и психики. Ведущим положением отечественной педа­гогики долгое время было утверждение о том, что все психи­ческие качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступ­ником. Дети не наследуют моральных качеств своих роди­телей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Душа новорожден­ного, говорили древние, – «чистый лист», на который жизнь наносит свои письмена. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания. Расшифровывая генетичес­кие программы, ученые не обнаружили там ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно как и других генов, причастных к нравственности.

Тогда почему многие серьезные ученые придерживаются теории «врожденного зла»? И справедлива ли пословица, дошедшая до нас из глубины веков, – яблоко от яблони недалеко падает? В западной педагогике доминирует утверж­дение о том, что нравственные качества человека биологи­чески обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчли­вость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении по­ведения человека и животных. Если наука признает наличие инстинктов и рефлексов у животных и людей (И.П. Павлов), а инстинкты наследуются, то почему же их наследование людьми должно приводить к действиям, отличным от действий животных? Так перебрасывается мостик от поведения жи­вотных к человеческому поведению, которое в целом ряде случаев признается инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Вопрос этот очень сложный, и к его решению нужно подходить со всей ответственностью. Тем не менее, в последнее время все более определенную, хотя и осторожную, позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и отечествен­ные специалисты (П.К. Анохин, Н.М. Амосов).

Человек как биологический вид подвергся очень незна­чительным изменениям за всю известную людям историю своего развития. Это еще одно веское доказательство неиз­менности человеческой природы, жесткой генной регламентации человеческой сущности. Изменение вида человека может произойти лишь тогда, когда ученые получат средства для практического вмешательства в генный код. Что таят в себе подобные попытки – благо или зло, к чему они могут привести – сейчас трудно предположить.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.