Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие закономерности развития. Процесс развития личности




 

В переводе с латинского «процесс» означает движение вперед, изменение. Понятие «развитие» уже определялось выше. Это, напомним, процесс количественных и качес­твенных изменений в организме человека. Результат разви­тия – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характе­ризуется физическим развитием, включающим в себя мор­фологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Если человек достигает, такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятель­ность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» – со­циальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целена­правленного и продуманного воспитания. Личность опре­деляется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей – с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятель­ности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.

Развитие человека – очень сложный, длительный и про­тиворечивый процесс. Изменения в нашем организме про­исходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к про­стому накоплению количественных изменений и прямоли­нейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные пре­образования физических, психических и духовных характе­ристик личности.

Представители различных философских течений по-раз­ному объясняют этот во многом еще не познанный процесс. Развитие человека есть процесс стихийный, неуправляе­мый, спонтанный; развитие происходит независимо от усло­вий жизни и детерминировано лишь «врожденной потен­цией»; развитие человека фаталистически обусловлено его судьбой, в которой никто и ничего изменить не может – это лишь небольшая часть мнений представителей идеалистической философии. Диалектико-материалистическая фи­лософия трактует развитие как свойство живой материи, присущее ей изначально благодаря свойственному материи движению и самодвижению. В развитии уничтожается старое и созидается новое. В отличие от животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создает средства существования своим трудом.

Движущая сила развития – борьба противоречий. Последние уподобляются тому «вечному двигателю», который дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразова­ний и обновлений. Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Человеку не приходит­ся ни искать, ни придумывать противоречия, они возникают на каждом шагу как диалектическое следствие изменения потребностей, порождаемых развитием. Да и сам человек «соткан» из противоречий.

Различают внутренние и внешние противоречия, проти­воречия общие (универсальные), движущие развитием чело­веческих масс, и индивидуальные – характерные для от­дельно взятого человека. Универсальный характер имеют противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых материальных и кончая высшими духовными, и воз­можностями их удовлетворения. Такой же характер имеют и противоречия, проявляющиеся в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма. Внутрен­ние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние – стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Одно из основных внутренних противоречий – расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Например, между стремлением старше­классников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их психики и интеллекта, социальной зрелости. «Хочу» – «могу», «знаю» – «не знаю», «можно» – «нельзя», «есть» – «нет» – это типичные пары, емко выражающие наши постоянные проти­воречия.

Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, – с другой. Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. В отечественной педагогике и психологии ощутимых результа­тов в изучении развития школьников добились П.П. Блонский, Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия. Заметный след в науке о развитии оставили зарубежные исследователи Л. Термен, Э. Геккель, Ф. Мюллер, И. Шванцара.

Требовалось, прежде всего, ответить на главный вопрос: почему различные люди достигают различного уровня раз­вития, от каких условий зависит этот процесс и его результат? Длительные исследования позволили вывести общую зако­номерность: развитие человека детерминировано внутрен­ними и внешними условиями. К внутренним условиям от­носятся физиологические и психические свойства организ­ма. Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность челове­ка, формируются новые взаимоотношения, что в свою оче­редь приводит к очередному изменению. И так без конца. Соотношение внешнего и внутреннего, объективного и субъ­ективного бывает разным в различных формах проявления жизнедеятельности личности и на различных ступенях ее развития.

Связь природных условий и форм человеческого развития выражает биогенетический закон, открытый Э. Геккелем и Ф. Мюллером. Согласно этому закону онтогения (индивиду­альное развитие) представляет собой краткое и быстрое повто­рение (рекапитуляцию) филогении (развития вида). Имеются в виду те повторения основных стадий развития вида, которые наблюдаются в развитии зародыша. Некоторые психологи и педагоги пытались расширить содержание данного закона на весь процесс индивидуального развития человека. Действительно, факты, говорящие о том, что человек в его индивидуальном развитии отчасти повторяет развитие пред­ков, бесспорны. Однако это не означает, что сокращенное повторение присуще всем признакам организма (есть призна­ки, которые возникают вследствие приспособления его к условиям жизни), а поэтому трактовать сложнейший процесс человеческого становления как простое «копирование» разви­тия предков недопустимо. Формулировка закона, закрепивша­яся в педагогике 30–70-х гг. (онтогенез повторяет филогенез), неверна именно по причине расширительного, произвольного и упрощенного истолкования фактов. В развитии человека все тоньше, сложнее. Нельзя согласиться с немецким психологом В. Штерном, считавшим, что младенец находится на стадии млекопитающего, во втором полугодии – на стадии обезьяны, на втором году он достигает элементарного человеческого состояния и только в зрелом возрасте человек достигает стадии современной культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.