Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние среды на развитие личности

 

Человек становится личностью только в процессе социа­лизации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психи­ческое развитие происходить не может.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю. Первую отно­сят к отдаленному окружению, а вторую – к ближайшему. В понятие социальная среда входят такие общие характерис­тики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер проте­кания производственных и социальных процессов и некото­рые другие. Ближняя среда – это семья, родственники, друзья.

Каково же влияние среды на формирование человека? Единства в его оценке среди педагогов, стоящих на различ­ных методологических платформах, нет. Точнее говоря, ог­ромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкрет­ный общественный строй, конкретные условия жизни чело­века, его семья, школа, друзья. Естественно, человек дости­гает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприят­ные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в дет­ском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно дово­льно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интере­сов и потребностей, взглядов и ценностных ориентации. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растет число разводов, неполных семей, растет и число социально обездоленных детей. Кризис семьи, по мнению специалис­тов, стал причиной многих негативных общественных явле­ний и, прежде всего, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних. Подростковая преступность в России достигла угрожающих размеров. Значительное число правонарушений в стране совершается подростками и моло­дыми людьми в возрасте 14–18 лет.

Как в теоретическом, так и в практическом плане небез­ынтересен и такой вопрос: что оказывает большее влияние на развитие человека – среда или наследственность? Мне­ния специалистов разделились. Приверженцы так называемого биогенного (биогенетического) направления в педа­гогике предпочтение отдают наследственности, а социогенного (социогенетического, социологизаторского) – среде. Многие исследователи пытались установить точные количественные пропорции влияния среды и наследствен­ности на развитие человека. Получены очень противоречи­вые результаты, надежно свидетельствующие лишь об одном: доля участия исследуемых факторов в развитии разных людей неодинакова. Влияние среды, по оценкам представителей социогенного направления, может достигать 90%; влияние наследственности, считают сторонники биогенного направ­ления, отнюдь не менее значимое – 80–90%. Большее доверие вызывают взвешенные оценки, игнорирующие край­ности. Например, английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) пришел к следующему заключению по поводу влияния ос­новных факторов на умственное развитие: 64% из факторов умственного развития приходится на наследственные влияния; 16% – на различия в уровне семейной среды; 3% на различия в воспитании детей в той же семье; 17% – на смешанные факторы (взаимодействие наследствен­ности со средой).

Разумеется, наука стремится к точности, это ее цель. Но вряд ли даже самые скрупулезные вычисления будут пол­ностью соответствовать действительности. Развивается каж­дый человек по-своему и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя. В каких пропорциях переплетутся действующие причины, к какому результату приведет их взаимодействие, зависит и от многих случайных факторов, действия которых ни учесть, ни измерить нельзя.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Наследственность и развитие | Развитие и воспитание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.