Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие и воспитание




 

Влияние наследственности и среды корректируется вос­питанием. Воспитание – главная сила, способная дать об­ществу полноценную личность. Эффективность воспитатель­ного воздействия заключается в целенаправленности, систе­матичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании челове­ка и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим оп­ределяется роль, место, возможности воспитания в форми­ровании человека. Роль воспитания оценивается по-разно­му, причем диапазон этих оценок очень широк – от утвер­ждения его полной бессильности и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии сре­ды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Истина, как обычно, находится меж­ду крайностями. Лозунг «воспитание может все», с которым неоднократно выступала педагогика, себя не оправдал. Вос­питанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей воспитание вносит различ­ную лепту – от самой незначительной до максимально возможной.

Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Целенаправленное и систематическое, влияние вос­питателей приводит к образованию новых заранее запроек­тированных условнорефлекторных связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут. Воспитание – это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного вос­питания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Специальные исследования показали, что воспитание мо­жет обеспечить развитие определенных качеств, только опи­раясь на заложенные природой задатки. Воспитание детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком показа­ло, что детеныши обезьяны, имея те же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, тем не менее, не приобрета­ют ни одного психического качества, свойственного челове­ку (исследования Н.И. Ладыгиной-Коте).

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зави­сит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства. Эффективность воспитания определяется уровнем подго­товленности человека к восприятию воспитательного воз­действия, обусловленного влиянием наследственности и сре­ды. Люди поддаются воспитанию неодинаково, диапазон «под­атливости» очень широк – от полного неприятия воспита­тельных требований до абсолютного подчинения воле воспи­тателей. Существующая «сопротивляемость воспитанию» как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателей, определяет конечный результат. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда усло­вий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л.С. Выготский (1896–1934) обосновал закономерность, со­гласно которой цели и методы воспитания должны соответ­ствовать не только уровню развития, уже достигнутому ре­бенком, но и «зоне его ближайшего развития». Он выделяет два уровня умственного развития: 1) «уровень актуального развития» и 2) «зона ближайшего развития». На первом уров­не ребенок выполняет задания самостоятельно. На втором уровне он не может с ними справиться, а поэтому разрешает проблему с помощью взрослых. Только то воспитание при­знается хорошим, которое идет впереди развития. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону акту­ального развития». Формирует личность, воспитание, веду­щее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, ко­торые еще не созрели, но находятся в стадии становления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.