Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности педагогической деятельности




 

Социальное назначение педагога, его функции во многом определяют особенности его труда. Прежде всего, это общест­венная значимость труда, которая задается перспективной направленностью деятельности. У скромного учительского стола закладывается сегодня будущее нашего общества. Те дети, которые придут в ваши классы, будут определять развитие общества лет через 20–30. Какими они будут, во многом зависит от их учителей. Отсюда вытекает и следующая особенность – огромная ответственность. Если токарь допустит брак, то общество потеряет лишь мельчайшую час­тичку материальных ценностей, а ошибки педагога – это судьбы людей.

Одной из особенностей педагогической деятельности явля­ется огромная зависимость результатов труда от личности учителя. В этом отношении работе учителя сродни труд актера. Еще великий К.Д. Ушинский писал, что личность формирует­ся личностью, характер формируется характером. Личность учителя, его отдельные качества как бы проецируются на сотни его учеников. Это относится как к достоинствам, так и к недос­таткам педагогов.

Характерной чертой работы учителя является высокий уро­вень его занятости. Дело в том, что педагогу очень трудно от­ключиться от своей профессиональной деятельности даже за пределами школы. Да и определить, где работа, а где досуг, не всегда просто. Скажем, учитель читает журнал «Юность» или смотрит программу «Время». Что это – работа или отдых? Ве­роятно, и то, и другое.

Совершенно справедливо утверждение классика немецкой педагогики А. Дистервега о том, что учитель может учить дру­гих только до тех пор, пока учится сам. Следовательно, боль­шая занятость педагога связана, прежде всего, с необходимо­стью постоянно работать над собой, расти, двигаться вперед. Застой, самоуспокоенность противопоказаны учителю.

Одним из доводов, которые используют «противники» учи­тельской профессии, пытаясь отговорить молодежь от поступ­ления в педагогические учебные заведения, является якобы ее однообразие, монотонность. Эти «знатоки» говорят о том, что повторять из года в год одно и то же – вот удел учителя. Попробу­ем им ответить. Спросите любого педагога о том, можно ли дать два совершенно одинаковых урока в двух параллельных клас­сах. Это практически невозможно: классы неповторимы, да и урок – это творчество. Кроме того, учителю и на уроке, и в вос­питательной работе приходится ежедневно решать педагогиче­ские задачи. Эти задачи относятся к разряду творческих, ибо нет и не может быть абсолютно надежной формулы, схемы, трафа­рета их решения. В каждой ситуации педагог сталкивается с неповторимой личностью ученика, каждая личность глубоко индивидуальна. По творческому потенциалу профессия учите­ля стоит в одном ряду с профессией художника, актера, скульптора. Действительно, педагоги, как скульпторы, лепят душу человека, формируя его личность. Как актеры, они посто­янно перед зрителями, играют роль, правда, всегда одну и ту же – самого себя.

Особенностью педагогической деятельности является то, что она осуществляется в ходе взаимодействия между учите­лем и учеником. Характер этого взаимодействия определяется, прежде всего, учителем. Оптимальным типом такого взаимо­действия является сотрудничество, которое предполагает пози­цию равноправных, взаимоуважающих партнеров.

И еще об одной особенности педагогического труда: учи­тель – это профессия вечной юности. Несмотря на возраст, он живет интересами подрастающего поколения, общение с кото­рым дает ему возможность всю жизнь оставаться духовно молодым.

Подводя итоги по этому разделу, отметим, что к особенно­стям педагогического труда относятся: большая социальная значимость, перспективная направленность, высокая общест­венная ответственность, творческий характер, высокий уро­вень занятости, связанный с постоянной необходимостью рабо­тать над собой, определяющая роль личности учителя в результатах педагогического труда, постоянное общение с мо­лодежью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.