КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования к личности педагога
Помимо общих требований, предъявляемых ко всем занимающимся педагогической деятельностью, для педагога существуют особые требования к его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми. Для успешной работы педагога крайне важно наличие социальной чувствительности (социальной перцепции). Социальная чувствительность – особая, имеющая эмоциональную природу чувствительность к психическим проявлениям других людей, их стремлениям, ценностям и целям. Она заключается в умении специалиста заметить настроение и особенности поведения другого человека, понять их и принять. Педагог должен уметь построить свое взаимодействие с собеседником с учетом как его, так и своего собственного настроения, особенностей поведения, мировосприятия. Для того чтобы развить в себе социальную чувствительность, необходимо проявлять внимание и воображение. Социальная чувствительность включает в себя: а) чувствительность в наблюдении – способность видеть и запоминать поступки и высказывания людей; б) теоретическую чувствительность – умение использовать теоретические знания для того, чтобы делать заключения об учениках; в) номотетическую чувствительность – способность применять по отношению к конкретному человеку знания об особенностях поведения представителей той группы, к которой он принадлежит; Отсутствие социальной чувствительности – один из основных источников проблем в общении педагогов и учеников. Способность правильно определять и предвидеть чувства, мысли и их поведение развивается с опытом работы и возрастом. Развитию социальной чувствительности препятствует наличие у педагога «стереотипного оценивания». «Стереотип» в переводе с греческого означает «твердый отпечаток», т.е. повторное воспроизведение, представляющее собой точную копию оригинала. Негативный эффект «стереотипного оценивания заключается в негибкости педагога, не желающего замечать несоответствие ученика выбранному для него «шаблону» и сменить стереотип на другой, более подходящий для данного человека. Хорошо, если стереотип положительный (например, учитель воспринимает ученика как потенциального отличника). Хуже, если педагог начинает односторонне истолковывать поведение ученика, которого он «записал» в группу лентяев и троечников. Многие из нас в повседневной жизни – стихийные поклонники физиогномики, френологии и учения Кречмера о связи типов конституции с определенными чертами характера. А.А. Бодалев приводит данные опроса без малого сотни людей, детей и взрослых, и почти все так или иначе соотносят внешность с качествами характера, проецируют, как выразился в свое время один психолог, «уши... на души». Если квадратный подбородок – значит, сильная воля; если толстый – значит, добродушный; если в очках – более умный, образованный, интеллигентный; если постоянно приоткрытый рот – глупый или наивный и т.п. Такие стереотипы могут быть как следствием опосредованных ассоциаций (где-то подспудно мы мгновенно ассоциируем, даже не осознавая: зрение испорчено ночными бдениями над книгой; удивленный человек часто действительно открывает рот, еще чаще – удивленный ребенок, отсюда вывод о наивности), так и влиянием ярких образов искусства (Пьер Безухов – толстый и добродушный, супермены-киногерои почти сплошь с квадратными подбородками). Вместе с тем опыт показывает, что подобное восприятие неверно, что среди толстых, увы, не больше добродушных, чем среди худых, а очкарик не обязательно образован и интеллигентен. Мы знаем, что в психологии достаточно распространена другая точка зрения, развивающая учение Кречмера, но здесь мы опираемся на свой опыт практических учителей. Проекции физических черт на психологические качества педагогами-практиками оказываются неточны, а потому – опасны. Мы должны помнить о подобных стереотипах восприятия, чтобы не ошибиться в оценках, но больше – чтобы не ошиблись ученики, оценивая нас; мы можем ведь и «играть» на стереотипах, корректируя оценку. Есть среди них и такие: улыбающийся – более дружелюбно настроенный (у американцев – и более умный: наверно, не случайна эта американская «повсеместная» улыбчивость; конечно, от нашей жизни, можно возразить, особенно не заулыбаешься, но где контрдовод – рвать этот порочный круг: не оттого ли плохо живем, что злы и агрессивны?). Если у нас есть привычка держать рот открытым – закроем, если привыкли поджимать губы – отвыкнем; таких людей воспринимают часто как злых, скрытных, ханжей по натуре. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с «групповым восприятием», восприятием с точки зрения какой-либо группы. Старики видят сидящих или лежащих в скверике длинноволосых юнцов. Это хиппи. Они для стариков «все плохие». «Простые» в обыденном понимании – молодые рабочие ребята – вместе со стариками ненавидят «хиппарей» и с удовольствием, как это бывает, заламывая им руки, заталкивают в милицейские машины. Причины группового восприятия понятны – мы пропитаны идеями и взглядами «своей» группы. Групповое восприятие, таким образом, часто окрашено социальными оценками, часто оказывается социально-групповым. Причем оно накладывает существенный отпечаток на мельчайшие нюансы оценки. В свое время ленинградские психологи провели любопытный опыт. Разные группы (школьники, рабочие, инженеры и т.д.) людей наблюдали на экране телевизора человека, произносящего текст, кажется, о спуске на воду нового судна. Текст позволял представить выступающего и директором, и рабочим, и журналистом, и ученым. Оценки, которые давались потом человеку, зависели от принадлежности воспринимающего к определенной группе. Социальная роль (рабочий, ученый и т.п.), приписываемая выступающему, влияла и на полноту, и на прочность усвоения передаваемой с экрана информации.
Развитая способность управлять собой – еще одна важная особенность педагога. В управлении собой наиболее важно следующее: устойчивые жизненные позиции; уверенность в себе; поддержание физического здоровья; рациональное распределение сил; преодоление трудностей; правильное распределение времени. Устойчивые жизненные позиции. Делая выбор, определяя ценности, люди формируют свои жизненные позиции, свой, скажем так, кодекс отношений с другими людьми. Известнейший психолог Эрик Берн (если не читали, обязательно прочитайте его книгу «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры») свел эти позиции к четырем жестким типам. Что значит жестким? У человека может быть более сложное отношение к себе и другим, но как тенденцию эти типы можно принять. Примерьте их на себя, подумайте. 1 позиция. Я в порядке – вы в порядке. Положительное отношение к себе и другим людям. Жизнь такой человек считает приятной, удовлетворен ею. Ценит добрые отношения, контакт, одобрение своих поступков. Уверенный в себе, отзывчивый, вызывающий доверие, спокойный. 2 позиция. Я в порядке – вы не в порядке. К себе относится положительно, других (во всяком случае большинство) считает несовершенными, худшими (им не хватает ума, порядочности, правдивости и т.д.). Считает, что превосходит других, и обычно это демонстрирует. Выглядит высокомерным. Таких, как правило, не любят. Раздутое самомнение, труден в общении, ненавидит других, преувеличивает свою роль в работе. 3 позиция. Я не в порядке – вы в порядке. Считает, что у него слабости, недостатки, из-за которых он уступает другим. Не слишком нравится себе, так как концентрирует внимание на своих слабостях и неудачах (в том числе воображаемых). Смотрит на других чаще всего снизу вверх. Не уверен в себе, неинициативен, недооценивает свою роль в работе, поддается стрессам. 4 позиция. Я не в порядке – вы не в порядке. Ценит низко себя и других. Утратил веру в себя и возможность получить удовольствие от жизни, практически любые контакты воспринимает как сильное разочарование. Склонен к подавленности, свыкся с неудачами, нетворчески относится к работе. Чтобы изменить позицию (легко сказать, конечно, но можно ли выполнить, особенно если вся жизнь, как представляется, была и есть «не в порядке»), считают специалисты, надо принять кардинальное решение: я выбираю положительное отношение к миру (пусть он несовершенен и жесток). Если я хочу быть учителем, только такое решение обеспечит поведение, необходимое «по профессии»: быть внимательным к окружающим, быть открытым и искренним, уметь слушать и слышать других, – все это черты, характеризующие положительное отношение (менеджеры называют его активным подходом), и в то же время необходимые учителю. Уверенность в себе. Определившиеся ценности, положительная позиция – это первый шаг к той внутренней уверенности, которую ученик быстро распознает, отделяя человека зрелого (пусть даже молодого) от «неопределившейся неуверенности». Уверенность в себе – по менеджментским определениям – это качество, которое демонстрируют люди, знающие, что они чувствуют и чего хотят, действия которых, выражающие их взгляды, четки и ясны, которые не позволяют себе прибегать к обходным путям, открыто выражают свою позицию (Вудкок и Френсис). Вот почему мы говорим, что уверенность в себе – это черта человека с определившимися ценностями (цит. по кн.: Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Прогресс, 1989. – С. 295), с ясной позицией; четкая позиция – фундамент уверенности. И, тем не менее, наличие твердых ценностей еще не гарантия того, что человек проявит в общении уверенность в себе. Во-первых, люди, как известно, очень разные. Многие врожденные качества, психическая конституция ставят труднейшие барьеры на этом пути. Есть еще ряд факторов (они обычно взаимосвязаны), мешающих молодым педагогам обрести уверенность в себе: 1. Плохая самопрезентация: молодой человек смутно, слишком эмоционально, а потому неубедительно и внешне противоречиво выражает свои мысли. 2. Недооценка себя: сравнивая себя с опытными коллегами, молодой учитель приходит к выводу о своей некомпетентности (в предмете, в общении). Кроме того, здесь могут играть роль какие-либо обстоятельства (поступки, отношения), из-за которых человек считает себя «недостойным» хорошего отношения окружающих, а поэтому неуверен сам. 3. Недостаток практики: человек просто не пытается (или недостаточно пытается) быть уверенным. Он не следит за собой, махнул рукой на себя. Способ Джеймса. Один из самых «легких» способов стать уверенным в себе рекомендует Уильям Джеймс. Этот американский психолог, один из кумиров Карнеги (последний его часто цитирует), рассуждает: «Кажется, что действие следует за чувством, но на самом деле действие и чувство сочетаются: управляя действием, которое находится под более непосредственным контролем воли, мы можем косвенно управлять чувством, не находящимся под этим контролем. Итак, превосходный сознательный путь к обретению бодрости, если ваша подлинная бодрость утрачена, заключается в том, чтобы сидеть с бодрым видом, действовать и говорить так, словно вы уже проникнуты бодростью. Если такое поведение не побудит вас испытывать бодрость, то ничто иное в данном случае вам не поможет. Поэтому, чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так; будто вы действительно смелы, напрягите для этой цели свою волю, и приступ страха, по всей вероятности, сменится приливом мужества». В некоторых отечественных книгах психический механизм, рекомендуемый Джеймсом, называют методом физических действий Станиславского; суть та же: если вы хотите обрести определенные эмоции, соответствующие определенным физическим действиям, выполняйте эти действия – и нужные эмоции появятся. Сразу вспомнился Козьма Прутков с его знаменитым «если хочешь быть красивым – будь им». Карнеги, развивая советы Джеймса, говорит, что для уверенного выступления нужно быть к нему по меньшей мере подготовленным (знать, о чем говорить). Карнеги предлагает свои подпорки: сделать для начала глубокий вдох, дышать глубоко в течение полминуты до выхода к аудитории; выпрямиться, смотреть прямо в глаза слушателям и начинать говорить «так уверенно, как будто они все вам должны деньги». Не надо нервно застегивать и расстегивать пуговицы, «ломать» пальцы и вообще суетиться. Коли трудно совладать с руками, держать их за спиной, «ломать» их там, чтоб никто не видел (цит. по кн.: Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Прогресс, 1989). Однако нам кажется, что на простые решения не всегда стоит надеяться. Поэтому-то мы и поставили в кавычки слово «легкий», характеризуя способ Джеймса. Видимо, наиболее эффективны результаты, полученные в итоге внутренних самоизменений (при этом никто не мешает попробовать метод физических действий). Источники неуверенности. Любопытно видеть, как во многом совпадают советы психологов и менеджеров. Менеджеры указывают, что начало самоизменения (от неуверенности к уверенности) – в установлении причин, источников неуверенности. Надо понять, выражаясь языком психологов, смысл неуверенности. Почему я стал неуверенным? Из-за сверхопеки родителей? Из-за того, что всегда был меньше и слабее и сверстники меня не воспринимали всерьез? Из-за того, что меня когда-то напугали? Причин может быть много, и самое страшное – мы можем и не вспомнить истинную причину. Но кроме причины общей, изначальной, понять смысл неуверенности поможет анализ ситуации: почему я неуверен в классе перед учениками? Я боюсь, что они будут насмехаться, издеваться? Боюсь, что не оценят меня? Я тревожусь, что дети не осилят материал, который я преподаю? Я думаю, что недостаточно компетентен, чтобы преподнести материал? И т.д. Анализ общей причины и смысла неуверенности подсказывает каждый раз свой путь ее преодоления. Избавление от гиперопеки и принятие самостоятельных решений – если такова изначальная причина. Перепрофилирование цели, установки – если я боюсь плохого отношения детей (я ведь в таком случае думаю не о детях, не о результатах труда, а о себе. Я буду следить за их развитием, я сосредоточусь на результатах). Я разложу «по полочкам» материал – если боюсь, что он труден для учеников. Познание смысла неуверенности уменьшает неуверенность. Но опытные менеджеры предлагают еще ряд указаний, помогающих стать более уверенным вне зависимости от причин неуверенности. Некоторые из них могут быть полезны учителю. Попробуем рассмотреть их через конкретные педагогические ситуации. Правила обретения уверенности. Один из «педагогических» авторов, молодой учитель Вадим Слуцкий предлагает задачу для юных коллег (Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992. – С 144, 150–151). Ученик на уроке отказался подать учителю дневник. Что делать учителю? Представьте в такой ситуации неуверенного учителя, даже не просто неуверенного, а, выражаясь языком менеджеров, не заботящегося о том, чтобы быть уверенным. Такой учитель выдает моментальную стихийную реакцию. Либо он тотчас прибегает к насилию (крик, угрозы и т.п.), и ребенок становится в защитную позицию, усиленно сопротивляясь прилюдному подрыву своего престижа; либо учитель оставляет ученика в покое, «забывает» о своем требовании: не дал дневник – ну и не дал. В.И. Слуцкий метко замечает, что ученики уважают и слушаются тех учителей, кого привыкают слушаться. «Поэтому, – цитируем, – начинающим учителям очень важно предъявлять поначалу те требования, которые дети не могут не выполнить, чтобы они привыкли повиноваться». Как же поступит учитель, заботящийся о своем авторитете? После отказа ученика он секундочку подумает и попросит его остаться после урока. Во-первых, класс видит, понимает, что этот учитель своего добивается, во-вторых, и сам ученик это понимает, кроме того, действует «отсроченное наказание» (мальчик ждет неприятного разговора, он уже, так сказать, «пребывает в наказании»). Помните, как во «Флагах на башнях» Макаренко–Захаров «некоторым образом состоял в переписке» (его слова) с Игорем? Он запиской вызвал парня после проступка на вечерний разговор, раньше его принять не пожелал, и к вечеру Игорь «созрел», «осознал» и т.п., а воспитатель фактически уже и не говорил о проступке с учеником – отсроченное наказание само сработало. В данном же случае, с дневниками, В.И. Слуцкий предлагает в разговоре с учеником после урока задать ему вопрос: разве, требуя дневник, я не прав? Другие ученики за такой же проступок дают дневник, а ты нет. Это справедливо? (У детей обостренное чувство справедливости.) В конце концов, после того, как ученик дневник отдаст, не надо туда вообще ничего записывать (В.И. Слуцкий предлагает вернуть дневник через пару дней без записей – ученик «намучается» и еще «благодарен будет»). Вообще же мы согласны с автором задачи, что хороший педагог не будет записывать замечаний в дневник, демонстрируя свое бессилие. Мы используем эту ситуацию для иллюстрации менеджментского правила «самовоспитания уверенности»: добивайтесь своего. В.И. Слуцкий, описывая ситуацию (видимо, из собственного опыта), замечает: если вы потребовали дневник, обязательно добейтесь, чтоб ребенок сделал это, в противном случае для учеников невыполнение требований станет сигналом к тому, чтобы вообще вас не слушаться. 1. Сформулируем первое правило: добивайтесь своего. Для этого на первых порах выдвигайте требования, которые ученики не могут не выполнять. По большому счету, вырабатывая чувство уверенности в себе, добивайтесь своего во всем: если надо что-то разъяснять, если надо перебрать несколько вариантов для решения проблемы – не отступайте. И другие, и вы сами должны видеть, что вы своего добьетесь. 2. Еще один пример, молодая учительницы литературы на уроке по «Вишневому саду» она умудрилась рассказать и о Раневской с Гаевым, и о том, как Бунин критиковал постановку пьесы, и о трагической судьбе царской семьи, и о «теории малых дел», и попутно – о нравственных исканиях Толстого и Достоевского, и даже, мимоходом, о некоторых философских взглядах Бердяева. И по мере того, как учительница расширяла круг вопросов, ученики все больше скучали, отвлекались, а сама она, замечая это, терялась, сбивалась, «спотыкалась». Поэтому: будьте проще. Не хватайтесь сразу же за несколько вопросов, не усложняйте проблему. Попытайтесь определить суть, подайте проблему так, чтоб эту суть увидели другие. 3. Одна учительница рассказала о нововведении в своей школе. С декабря в школе начали, ссылаясь на изменившиеся ориентиры детей, «экономическую игру». Детям выдается определенное количество денежных единиц (нарезанная бумага – назвали «шкулоны»). За пятерочный ответ 5 шкулонов, за четверочный – 4, за остальные – штраф (по сколько-то шкулонов вычитается). За запись в дневнике штраф (вычитается 3 шкулона) и т.п. Назначаются банкиры (выдают шкулоны), финансисты (подсчитывают шкулоны), полиция (следит за поведением на переменах и сообщает, с кого сколько шкулонов снять) и т.д. Класс-победитель, набравший больше всех шкулонов, едет на экскурсию за счет спонсоров (как хорошо рыночное слово вписывается в экономическую игру) в Санкт-Петербург. Чемпионы в индивидуальном зачете тоже получают какие-то призы. Учительница рассказывала об игре с ужасом. Она понимала, что эта современная интерпретация вроде бы почившего в бозе соцсоревнования изначально педагогически невежественна: для некоторых детей тройка равносильна пятерке – у них меньшие способности (или человек наконец-то собрался и выучил, но еще есть пробелы) и т.п. Кроме того, вредность такого соревнования очевидна: доносчики-полицейские, радость от того, что другому записывают в дневник (за это с него снимаются шкулоны – я его обгоню), крики «ура» по поводу неудачных оценок за контрольную в параллельном классе и т.п. Учительница с самого начала все это предвидела. Но на педсовете, где решалось, начинать игру или нет, не выступила, не возразила. Учительница эта – человек неуверенный, она считает, что к ее аргументам все равно бы не прислушались, что ее всерьез в школе не воспринимают и т.п. Постепенно некоторые учителя стали по ходу игры говорить о тех же сомнениях, что возникали у нее еще до начала. Она очень переживает, что не высказалась вовремя, эти переживания еще больше укрепляют ее в мысли, что она робкая, неуверенная. Следующее правило обретения уверенности: не «роняйте» себя. Если что-либо важно для вас, добейтесь, чтобы другие знали о вашей позиции. Не бойтесь неприятия, иронии, не бойтесь остаться в одиночестве. Важно, что вы не уронили себя в собственных глазах. Самоуважение укрепляет уверенность в себе. Вы незаметно начнете увереннее держаться. Окружающие будут вас воспринимать серьезнее, с уважением, если вы не промолчите о своих взглядах, о том, что для вас важно. 4. Один из преподавателей взял себе за правило не позволять другим людям, как он выразился, «затыкать ему рот» и уводить в сторону от главного, от того, чего он хочет добиться. И это помогло ему стать увереннее в себе. Он привел типичный пример. В начале урока в десятом классе ученики, желая потянуть время, предлагают: «Давайте о жизни поговорим, нам с вами интересно о жизни поговорить». Учитель (решивший никуда не уходить от главного, но понимающий, что перед ним дети, а потому хитрый): Вам действительно интересно поговорить о жизни? Все: Да... нам... пятнадцать лет... мы ищем... Учитель: Ну, а если бы не было урока, вам все равно был бы интересен этот разговор? Они: Конечно. Учитель: Поднимите руки, кому интереснее всего на свете поговорить о жизни. Все поднимают руки. Учитель: Всех поднявших руки прошу после уроков прийти в 25-й кабинет, побеседуем о жизни. Общий радостный смех. Возьмите себе за правило: следить, чтобы вас не «сбивали». Кстати, часто люди это делают неосознанно. Ознакомьтесь с их точкой зрения и настаивайте на своем (если, конечно, вы уверены в своей правоте). Дети вообще-то очень уважают такое поведение: и их выслушать, и на своем настоять. 5. Вот типичные ответы молодых педагогов (педагогов-практикантов) на вопрос: как вы сами считаете, почему так неуверенно себя чувствуете сегодня на уроке? – Я все время боялась не уложиться, мне казалось, что материал очень большой и я не успею объяснить. – Я боялся спутать цифры в примерах из объяснения (даты, номера орфограмм, названия терминов и т.д. – в зависимости от предмета). Молодые учителя очень боятся исказить факты, цифры и т.п., так как это говорит об уровне компетентности, за это, прежде всего, поругают и накажут проверяющие, этого не простят дети. – Меня отвлекало от урока то, что я пыталась запомнить всех детей, боялась забыть кого-то или поставить неправильно оценку. Достаточно часты «неожиданные» объяснения, но все они из той же «оперы». – Сегодня из-за аварии плохо ходили трамваи, я боялась опоздать, перенервничала и никак не могла собраться на уроке. – Я наметил небольшую самостоятельную работу вместо опроса и вдруг не нашел текста в портфеле, когда приехал в школу. Оказалось, что он лежит в лаборантской на столе. Смешно, но это меня так выбило из колеи... – Я плохо запоминаю имена. Обращаться без имени неудобно, а не дай Бог перепутать: они ржут, как бешеные, а тот, чье имя перепутаешь или не вспомнишь, обижается. Примеры можно множить. Суть их одна – боязнь ошибки. Можно советовать, отталкиваясь от конкретной ситуации: чтобы запомнить имена, посиди на чужих уроках, поприглядывайся внимательнее к детям. Или предложите детям свернуть листочек так, чтоб он стоял на столе, пусть напишут на нем свое имя. Сделайте и себе такой же. Обыграйте ситуацию: скажите, что вы все на некоторое время станете участниками телевизионного круглого стола и т.п. Дадим один общий совет: ошибка не ослабляет. Любой человек ошибается. Ни в коем случае не растравляйте в себе переживания по поводу ошибки, не давайте им захватить себя, иначе возникает чувство несоответствия своему месту. Оно разрушит вас как профессионала. Кажется, Карнеги высказал такую парадоксальную, но мудрую мысль: лучше ошибаться уверенно. Продолжим: пусть ошибка делает вас увереннее, а не слабее. Ведь на ошибках учатся. И последнее. В меньшей степени, чем неуверенность, но все же достаточно часто заметно среди молодых педагогов явление обратное – самоуверенность. Для некоторых – это маскировка неуверенности; для части – снобизм молодости, считающей, что лишь ей дано, в отличие от старого, консервативного, что-то понять и изменить; для некоторых – оборотная сторона профессионального и человеческого невежества. Отличительная черта самоуверенности – агрессивность, стремление навязать свою позицию, поставить себя над партнером. Оттого, что молодой учитель часто не определился ценностно, от внутренней неуверенности для него характерны колебания от неуверенности к самоуверенности. Или он бывает самоуверенным по отношению к коллегам и неуверенным с детьми, или – наоборот. Или постоянно неровен по отношению ко всем окружающим. Поэтому обратим еще раз ваше внимание на вынесенные в эпиграф слова о золотой середине – «спокойной уверенности в сочетании с наружной скромностью». Есть еще один рецепт того, как настроиться на такое спокойно-благожелательное состояние. Представьте, что вы спрашиваете незнакомого человека: «Который час?» Попробуйте такое состояние, такой тон удерживать в себе постоянно.
Поддержание физического здоровья. Изречение «В здоровом теле – здоровый дух» – это не просто слова. По статистике, среди молодежи, заканчивающей среднюю школу, всего 4% абсолютно здоровых людей. Частые простуды, сколиоз, ослабленное зрение – это далеко не полный перечень наиболее распространенных и наиболее «безобидных» болезней. Почти все они – следствие пренебрежения своим здоровьем. В итоге – повышенная утомляемость, снижение работоспособности и интереса к жизни, получение более низких результатов в жизни и профессии. Способы поддержания здоровья общеизвестны. Для людей, ведущих преимущественно сидячий образ жизни (а студенты относятся именно к этой категории людей), важно движение, особенно на свежем воздухе, сбалансированное питание, отдых после длительных умственных нагрузок. Главное – не забывать о необходимых процедурах и соблюдать предписанный режим работы и отдыха.
Рациональное распределение сил. Людям, особенно молодым, кажется, что их силы и энергия беспредельны. Наверное, это так, но иногда наступают моменты, требующие слишком много сил. Именно тогда и наступает пора думать об их рациональном распределении. Научиться наращивать и эффективно использовать свои способности можно, если, кроме выражения своих чувств, соблюдать еще несколько правил: изучить и оценить себя – особенно способы, придающие силы; занимать активную жизненную позицию; настраиваться на успех; спокойно принимать неудачи и учиться на них. В любой работе, связанной с интенсивным общением с людьми, трудности неизбежны. Люди по-разному реагируют на них. То, по поводу чего один будет переживать часами и даже месяцами, другой человек просто не заметит. Большинство людей нуждаются в определенном уровне нагрузок, чтобы выполнять работу с интересом. Правильное распределение времени. Люди, которым на все в жизни хватает времени – самые счастливые на земле. Но, как правило, чем более разносторонние интересы имеет человек, тем меньше у него времени. Педагог, в силу особенностей профессии, должен четко распоряжаться временем. К примеру, он не может прервать или раньше закончить консультацию или урок только потому, что возникло какое-то срочное дело, более того, ему следует придерживаться заранее установленного графика работы, иначе у детей может сложиться впечатление, что специалист не заинтересован в их судьбе, относится к своей работе формально. С чего же начать при катастрофической нехватке времени? Разумеется, с анализа того, на что оно тратится. Вероятнее всего окажется, что несколько часов в день «уходит» на дела, которые можно вовсе не выполнять или совмещать одно с другим. Например, люди совершенно нерационально тратят время на сомнения, переживания и иные ненужные эмоции или делают то, что должны делать другие. Второй шаг – планирование, которое лучше осуществлять при помощи ежедневника. Третий шаг – контроль исполнения планов. Правильному распределению времени помогает осведомленность. Множество вопросов можно решить по телефону, не тратя времени на личные встречи. Рациональное распределение информации (чтобы ее можно было найти быстро), накопленной в процессе обучения в вузе и за годы работы, способно значительно экономить время. Развитые навыки воздействия на других людей – еще одна особенность личности хорошего педагога. Традиционно в общении, в том числе и педагогическом, выделяют четыре основных способа воздействия: заражение, подражание, внушение и убеждение. Заражение – это особый способ воздействия, связанный с передачей эмоционального состояния от одного человека другому. Когда говорят, что человек подвержен процессу заражения, то имеют в виду, что он бессознательно, невольно поддается определенным психическим (эмоциональным) состояниям. Он теряет способность управлять своими поступками, предсказывать ситуацию, контролировать себя и окружающих. Опытные учителя и лекторы способны использовать заражение в своих целях – в качестве сплачивающего фактора, для повышения энтузиазма аудитории, мобилизации людей на выполнение важного дела. Импульсом, способным вызвать преднамеренное заражение, могут стать аплодисменты, массовая декламация, скандирование лозунгов, намеренно вызванное ликование, личный пример (на субботниках и т.д.), наличие общей значимой цели. Подражание – один из механизмов освоения ребенком различных форм поведения, действий, норм отношений в обществе, особенностей национальной культуры, профессии. Когда ребенок кому-то или чему-то подражает, то он перенимает внешние черты (поведения, состояния) и воспроизводит их в своем поведении. С возрастом происходит изменение смысла подражания – от поверхностного копирования к подражанию тем сторонам поведения, которые действительно отражают смысл ситуации. Роль педагога в формировании образцов для подражания в подростковом возрасте очень велика. Для школьников этого возраста характерно объединение в группы с особой субкультурой. Без умелого влияния извне со стороны взрослых такие группы бывают склонны к отклоняющемуся от норм поведению. Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Особенностью внушения является то, что человек не оценивает поступающие к нему сведения или факты, не сравнивает с другой информацией, а воспринимает их «на веру». Таким образом, некритическое восприятие информации адресатом – основная отличительная черта внушения. Оно часто применяется на уроке и вне его. Объяснение нового материала в традиционной форме, опрос и выставление оценок, лекция, познавательная беседа, выступление на собрании – вот примеры использования метода внушения. Применять внушение по отношению к детям очень просто, поскольку, во-первых, дети легче подвержены ему, чем взрослые, а во-вторых, вера в авторитет учителя способствует вере детей в слова, которые говорят педагоги. Зачастую «эффект доверия» бывает тем аргументом, который заставляет учеников поверить словам учителя. К сожалению, взрослые забывают об этом эффекте и сами способствуют развенчанию своего авторитета, произнося слова и не подкрепляя их делом, сами себе противореча. Основным отличием метода убеждения от остальных методов воздействия в общении является наличие логики. Именно при помощи логики и риторики при убеждении происходит отбор, упорядочение фактов и выводов с целью достижения определенной задачи. При использовании этого метода следует строго придерживаться темы разговора. Важно следить за тем, чтобы все доказательства: факты, цифры, примеры – были уместны, верны и служили основанием для убедительных выводов. Еще одно условие – педагогу следует относиться к детям как к равным собеседникам, признавать за ними такие же права в аргументации и возражении, принимать их доказательства, избегая стереотипов оценки.
Из всех нравственных качеств существеннее всего для учителя – любовь к детям. Кто-то мудрый сказал: «Легко любить все человечество, значительно труднее – конкретного человека». Некоторые педагоги скептически относятся к данному требованию, считая, что заставить себя любить другого человека невозможно. Вместе с тем любовь как высшее духовное напряжение человека основана на сознании максимальной ценности другого, бескорыстном и самозабвенном желании ему добра и счастья. Любовь к детям – не только чувство, но и характеристика такого уровня педагогического сознания учителя, которому свойственно безусловное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, признание его права быть таким, какой он есть, желание помочь ребенку в его развитии. Называя качества, которые ученики более всего ценят в учителе, ученики, прежде всего, включают в данный список следующие: отзывчивость, доброжелательность, человечность, уважение к их личности и только потом – знание предмета и умение объяснять учебный материал. Не менее значимы для них и такие качества педагога, как терпение, уравновешенность, выдержка, которые являются важной составляющей и условием проявления истинной любви к детям. Без любви учителя к своим ученикам не рождаются ответная любовь и доверие. Любовь к детям обуславливает: Педагогический оптимизм учителя – вера в возможности ребенка, умение видеть в нем лучшее и опираться на это лучшее в воспитании, а также вера в собственные возможности и успех своего дела. Профессиональную совесть учителя – это субъективное осознание им своего долга и ответственности перед учениками, пробуждающее внутреннюю потребность поступать в соответствии с ценностями и нормами педагогической этики. Профессиональную самоотверженность учителя – готовность в служении детям и своему призванию пренебречь эгоистическими интересами и потребностями, не считаясь со временем, а иногда и здоровьем, отдавать свои силы тому делу, которое он считает самым важным и главным в своей жизни. Педагогическую справедливость – это качество учителя, проявляющееся в объективном отношении к каждому ученику, в признании права каждого на уважение его личности, в отказе от избирательного отношения к ученикам, деления их на «любимых» и «нелюбимых». Профессиональную честь педагога, которая предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя в соответствии с социальным статусом его профессии. То, что может позволить себе обычный человек, не всегда может позволить себе учитель. Выполняемая им социальная и профессиональная роль предписывает особые требования к уровню общей культуры, нравственному облику, и снижение им этой планки не только ведет к унижению его личного достоинства, но и влияет на отношение общества к учителю в целом.
Однако одна любовь к детям еще не определяет успешности в будущей педагогической деятельности. Нужны конкретные качества личности, которые обеспечивают успех в педагогическом труде, т.е. специальные педагогические способности. По поводу этой группы качеств существуют разные точки зрения. Мы будем придерживаться классификации, исходя из основных уже рассмотренных выше видов деятельности педагога. Для выполнения основной функции учитель должен уметь учиться сам, систематизировать изученное, быть способным к познанию индивидуальных особенностей детей и своих собственных. Будем называть это качество гностическими способностями. Учитель должен уметь проектировать личность ученика, возможности его развития, свою деятельность. Эту группу качеств принято называть проектировочными способностями. Конструктивные способности проявляются в умении делать сложное – доступным, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в учебно-воспитательном процессе. Коммуникативные способности связаны с умением устанавливать и поддерживать контакты с детьми, строить правильные взаимоотношения с ними, выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия. Наконец, учитель должен уметь организовывать детей, вести их за собой, включать в разнообразные виды деятельности, побуждать к самовоспитанию. Проявление этих качеств связано в первую очередь с организаторскими способностями. Трудолюбие, терпение, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность – все эти качества также необходимы будущему учителю. Кроме указанных выше обязательных качеств личности, есть еще и такие, которые мы назовем весьма желательными для будущего педагога. Очень помогает в работе учителя наличие чувства юмора. Однако, обладая всеми названными качествами, можно не быть хорошим учителем. Требуется еще одна черта, которая объединяет все остальные, активизирует их развитие. Это профессиональная педагогическая направленность –совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность. Отсутствие или слабое развитие какого-либо профессионально значимого качества может быть компенсировано сильным развитием другого. Вот почему так много хороших, не похожих друг на друга учителей. Кроме того, недостаточные качества можно и должно развивать, однако это осуществимо только в целенаправленной систематической деятельности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |