Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к личности педагога




Помимо общих требований, предъявляемых ко всем занимаю­щимся педагогической деятельностью, для педагога существуют особые требования к его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми.

Для успешной работы педагога крайне важно на­личие социальной чувствительности (социальной перцепции). Социальная чувствительность – особая, имеющая эмоциональ­ную природу чувствительность к психическим проявлениям других людей, их стремлениям, ценностям и целям. Она за­ключается в умении специалиста заметить настроение и осо­бенности поведения другого человека, понять их и принять. Педагог должен уметь построить свое взаимодейст­вие с собеседником с учетом как его, так и своего собственного настроения, особенностей поведения, мировосприятия. Для того чтобы развить в себе социальную чувствительность, необ­ходимо проявлять внимание и воображение.

Социальная чувствительность включает в себя:

а) чувствительность в наблюдении – способность видеть и за­поминать поступки и высказывания людей;

б) теоретическую чувствительность – умение использовать теоретические знания для того, чтобы делать заключения об учениках;

в) номотетическую чувствительность – способность приме­нять по отношению к конкретному человеку знания об особен­ностях поведения представителей той группы, к которой он принадлежит;

Отсутствие социальной чувствительности – один из основ­ных источников проблем в общении педагогов и учеников. Способность правильно опре­делять и предвидеть чувства, мысли и их поведение развивает­ся с опытом работы и возрастом. Развитию социальной чувствительности препятствует наличие у педагога «сте­реотипного оценивания».

«Стереотип» в переводе с греческого означает «твердый от­печаток», т.е. повторное воспроизведение, представляющее собой точную копию оригинала. Негативный эффект «стереотипного оценивания заключается в негибкости педагога, не желающего замечать несоответствие ученика выбранному для него «шаблону» и сменить стереотип на другой, более под­ходящий для данного человека.

Хорошо, если стереотип положительный (на­пример, учитель воспринимает ученика как потенциального отличника). Хуже, если педагог начинает односторонне истол­ковывать поведение ученика, которого он «записал» в группу лентяев и троечников.

Многие из нас в повседневной жизни – стихийные поклонники физиогномики, френологии и уче­ния Кречмера о связи типов конституции с определенны­ми чертами характера. А.А. Бодалев приводит данные опроса без малого сотни людей, детей и взрослых, и почти все так или иначе соотносят внешность с качествами ха­рактера, проецируют, как выразился в свое время один психолог, «уши... на души». Если квадратный подбородок – значит, сильная воля; если толстый – значит, добродуш­ный; если в очках – более умный, образованный, интелли­гентный; если постоянно приоткрытый рот – глупый или наивный и т.п. Такие стереотипы могут быть как следст­вием опосредованных ассоциаций (где-то подспудно мы мгновенно ассоциируем, даже не осознавая: зрение ис­порчено ночными бдениями над книгой; удивленный человек часто действительно открывает рот, еще чаще – удив­ленный ребенок, отсюда вывод о наивности), так и влия­нием ярких образов искусства (Пьер Безухов – толстый и добродушный, супермены-киногерои почти сплошь с квад­ратными подбородками). Вместе с тем опыт показывает, что подобное восприятие неверно, что среди толстых, увы, не больше добродушных, чем среди худых, а очкарик не обязательно образован и интеллигентен.

Мы знаем, что в психологии достаточно распространена другая точка зрения, развивающая учение Кречмера, но здесь мы опираемся на свой опыт практических учителей. Проекции физических черт на психологические качества педагогами-практиками оказываются неточны, а потому – опасны. Мы должны помнить о подобных стереотипах вос­приятия, чтобы не ошибиться в оценках, но больше – что­бы не ошиблись ученики, оценивая нас; мы можем ведь и «играть» на стереотипах, корректируя оценку. Есть сре­ди них и такие: улыбающийся – более дружелюбно настроенный (у американцев – и более умный: наверно, не случайна эта американская «повсеместная» улыбчивость; конечно, от нашей жизни, можно возразить, особенно не заулыбаешься, но где контрдовод – рвать этот порочный круг: не оттого ли плохо живем, что злы и агрессивны?). Если у нас есть привычка держать рот открытым – закро­ем, если привыкли поджимать губы – отвыкнем; таких людей воспринимают часто как злых, скрытных, ханжей по натуре.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с «групповым восприятием», восприятием с точки зре­ния какой-либо группы. Старики видят сидящих или лежащих в скверике длинноволосых юнцов. Это хиппи. Они для стариков «все плохие». «Простые» в обыденном понимании – молодые рабочие ребята – вместе со стариками ненавидят «хиппарей» и с удовольствием, как это бывает, заламывая им руки, заталкивают в милицейские машины. Причины группового восприятия понятны – мы пропитаны идеями и взглядами «своей» группы. Групповое восприятие, таким образом, часто окрашено социальными оценками, часто оказывается социально-групповым. Причем оно наклады­вает существенный отпечаток на мельчайшие нюансы оценки. В свое время ленинградские психологи провели любопытный опыт. Разные группы (школьники, рабочие, инженеры и т.д.) людей наблюдали на экране телевизора человека, произносящего текст, кажется, о спуске на воду нового судна. Текст позволял представить выступающего и директором, и рабочим, и журналистом, и ученым. Оцен­ки, которые давались потом человеку, зависели от принадлежности воспринимающего к определенной группе. Социальная роль (рабочий, ученый и т.п.), приписывае­мая выступающему, влияла и на полноту, и на прочность усвоения передаваемой с экрана информации.

 

Развитая способность управлять собой – еще одна важная особенность педагога. В управлении собой наиболее важно следующее: устойчивые жизненные позиции; уверенность в себе; поддержание физического здоро­вья; рациональное распределение сил; преодоление трудно­стей; правильное распределение времени.

Устойчивые жизненные позиции.

Делая выбор, определяя ценности, люди формируют свои жизненные позиции, свой, скажем так, кодекс отно­шений с другими людьми. Известнейший психолог Эрик Берн (если не читали, обязательно прочитайте его книгу «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры») свел эти позиции к четырем жестким типам. Что значит жестким? У человека может быть более сложное отношение к себе и другим, но как тенденцию эти типы можно принять. Примерьте их на себя, подумайте.

1 позиция. Я в порядке – вы в порядке. Положительное отношение к себе и другим людям. Жизнь такой человек считает приятной, удовлетворен ею. Ценит добрые отношения, контакт, одобрение своих поступ­ков. Уверенный в себе, отзывчивый, вызывающий доверие, спокойный.

2 позиция. Я в порядке – вы не в порядке. К себе относится положительно, других (во всяком слу­чае большинство) считает несовершенными, худшими (им не хватает ума, порядочности, правдивости и т.д.). Счи­тает, что превосходит других, и обычно это демонстрирует. Выглядит высокомерным. Таких, как правило, не любят. Раздутое самомнение, труден в общении, ненавидит дру­гих, преувеличивает свою роль в работе.

3 позиция. Я не в порядке – вы в порядке. Считает, что у него слабости, недостатки, из-за которых он уступает другим. Не слишком нравится себе, так как концентрирует внимание на своих слабостях и неудачах (в том числе воображаемых). Смотрит на других чаще всего снизу вверх. Не уверен в себе, неинициативен, недо­оценивает свою роль в работе, поддается стрессам.

4 позиция. Я не в порядке – вы не в порядке. Ценит низко себя и других. Утратил веру в себя и воз­можность получить удовольствие от жизни, практически любые контакты воспринимает как сильное разочарование. Склонен к подавленности, свыкся с неудачами, нетворче­ски относится к работе.

Чтобы изменить позицию (легко сказать, конечно, но можно ли выполнить, особенно если вся жизнь, как пред­ставляется, была и есть «не в порядке»), считают специа­листы, надо принять кардинальное решение: я выбираю положительное отношение к миру (пусть он несовершенен и жесток). Если я хочу быть учителем, только такое реше­ние обеспечит поведение, необходимое «по профессии»: быть внимательным к окружающим, быть открытым и искренним, уметь слушать и слышать других, – все это черты, характеризующие положительное отношение (менеджеры называют его активным подходом), и в то же время необ­ходимые учителю.

Уверенность в себе.

Определившиеся ценности, положительная позиция – это первый шаг к той внутренней уверенности, которую ученик быстро распознает, отделяя человека зрелого (пусть даже молодого) от «неопределившейся неуверенности».

Уверенность в себе – по менеджментским определени­ям – это качество, которое демонстрируют люди, знаю­щие, что они чувствуют и чего хотят, действия которых, выражающие их взгляды, четки и ясны, которые не позво­ляют себе прибегать к обходным путям, открыто выража­ют свою позицию (Вудкок и Френсис).

Вот почему мы говорим, что уверенность в себе – это черта человека с определившимися ценностями (цит. по кн.: Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Прогресс, 1989. – С. 295), с ясной позицией; четкая позиция – фундамент уверенности. И, тем не менее, наличие твердых ценностей еще не гарантия того, что человек проявит в общении уверенность в себе.

Во-первых, люди, как известно, очень разные. Многие врожденные качества, психическая конституция ставят труднейшие барьеры на этом пути. Есть еще ряд факторов (они обычно взаимосвязаны), мешающих молодым педа­гогам обрести уверенность в себе:

1. Плохая самопрезентация: молодой человек смутно, слишком эмоционально, а потому неубедительно и внеш­не противоречиво выражает свои мысли.

2. Недооценка себя: сравнивая себя с опытными коллегами, молодой учитель приходит к выводу о своей некомпетентности (в предмете, в общении). Кроме того, здесь могут играть роль какие-либо обстоятельства (по­ступки, отношения), из-за которых человек считает себя «недостойным» хорошего отношения окружающих, а по­этому неуверен сам.

3. Недостаток практики: человек просто не пытается (или недостаточно пытается) быть уверенным. Он не сле­дит за собой, махнул рукой на себя.

Способ Джеймса. Один из самых «легких» способов стать уверенным в себе рекомендует Уильям Джеймс. Этот американский пси­холог, один из кумиров Карнеги (последний его часто ци­тирует), рассуждает: «Кажется, что действие следует за чувством, но на са­мом деле действие и чувство сочетаются: управляя действием, которое находится под более непосредственным контролем воли, мы можем косвенно управлять чувством, не находящимся под этим контролем.

Итак, превосходный сознательный путь к обретению бодрости, если ваша подлинная бодрость утрачена, за­ключается в том, чтобы сидеть с бодрым видом, действо­вать и говорить так, словно вы уже проникнуты бодро­стью. Если такое поведение не побудит вас испытывать бодрость, то ничто иное в данном случае вам не поможет. Поэтому, чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так; будто вы действительно смелы, напрягите для этой цели свою волю, и приступ страха, по всей вероятности, сменится приливом мужества».

В некоторых отечественных книгах психический механизм, ре­комендуемый Джеймсом, называют методом физических действий Станиславского; суть та же: если вы хотите об­рести определенные эмоции, соответствующие определен­ным физическим действиям, выполняйте эти действия – и нужные эмоции появятся. Сразу вспомнился Козьма Прутков с его знаменитым «если хочешь быть красивым – будь им».

Карнеги, развивая советы Джеймса, говорит, что для уверенного выступления нужно быть к нему по меньшей мере подготовленным (знать, о чем говорить). Карнеги предлагает свои подпорки: сделать для начала глубокий вдох, дышать глубоко в течение полминуты до выхода к аудитории; выпрямиться, смотреть прямо в глаза слуша­телям и начинать говорить «так уверенно, как будто они все вам должны деньги». Не надо нервно застегивать и расстегивать пуговицы, «ломать» пальцы и вообще суе­титься. Коли трудно совладать с руками, держать их за спиной, «ломать» их там, чтоб никто не видел (цит. по кн.: Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Прогресс, 1989).

Однако нам кажется, что на простые решения не всег­да стоит надеяться. Поэтому-то мы и поставили в кавычки слово «легкий», характеризуя способ Джеймса. Видимо, наиболее эффективны результаты, полученные в итоге внутренних самоизменений (при этом никто не мешает попробовать метод физических действий).

Источники неуверенности. Любопытно видеть, как во многом совпадают советы психологов и менеджеров. Менеджеры указывают, что на­чало самоизменения (от неуверенности к уверенности) – в установлении причин, источников неуверенности. Надо понять, выражаясь языком психологов, смысл неуверен­ности. Почему я стал неуверенным? Из-за сверхопеки ро­дителей? Из-за того, что всегда был меньше и слабее и сверстники меня не воспринимали всерьез? Из-за того, что меня когда-то напугали? Причин может быть много, и самое страшное – мы можем и не вспомнить истинную причину. Но кроме причины общей, изначальной, понять смысл неуверенности поможет анализ ситуации: почему я неуверен в классе перед учениками? Я боюсь, что они будут насмехаться, издеваться? Боюсь, что не оценят ме­ня? Я тревожусь, что дети не осилят материал, который я преподаю? Я думаю, что недостаточно компетентен, чтобы преподнести материал? И т.д.

Анализ общей причины и смысла неуверенности под­сказывает каждый раз свой путь ее преодоления. Избав­ление от гиперопеки и принятие самостоятельных реше­ний – если такова изначальная причина. Перепрофилиро­вание цели, установки – если я боюсь плохого отношения детей (я ведь в таком случае думаю не о детях, не о ре­зультатах труда, а о себе. Я буду следить за их развити­ем, я сосредоточусь на результатах). Я разложу «по полоч­кам» материал – если боюсь, что он труден для учеников.

Познание смысла неуверенности уменьшает неуверен­ность. Но опытные менеджеры предлагают еще ряд ука­заний, помогающих стать более уверенным вне зависимос­ти от причин неуверенности. Некоторые из них могут быть полезны учителю. Попробуем рассмотреть их через кон­кретные педагогические ситуации.

Правила обретения уверенности. Один из «педагогических» авторов, молодой учитель Вадим Слуцкий предлагает задачу для юных коллег (Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992. – С 144, 150–151).

Уче­ник на уроке отказался подать учителю дневник. Что де­лать учителю?

Представьте в такой ситуации неуверенного учителя, даже не просто неуверенного, а, выражаясь языком менед­жеров, не заботящегося о том, чтобы быть уверенным. Та­кой учитель выдает моментальную стихийную реакцию. Либо он тотчас прибегает к насилию (крик, угрозы и т.п.), и ребенок становится в защитную позицию, усиленно со­противляясь прилюдному подрыву своего престижа; либо учитель оставляет ученика в покое, «забывает» о своем требовании: не дал дневник – ну и не дал. В.И. Слуцкий метко замечает, что ученики уважают и слушаются тех учите­лей, кого привыкают слушаться. «Поэтому, – цитируем, – начинающим учителям очень важно предъявлять понача­лу те требования, которые дети не могут не выполнить, чтобы они привыкли повиноваться».

Как же поступит учитель, заботящийся о своем авто­ритете? После отказа ученика он секундочку подумает и попросит его остаться после урока. Во-первых, класс ви­дит, понимает, что этот учитель своего добивается, во-вторых, и сам ученик это понимает, кроме того, дейст­вует «отсроченное наказание» (мальчик ждет неприятного разговора, он уже, так сказать, «пребывает в наказании»). Помните, как во «Флагах на башнях» Макаренко–Заха­ров «некоторым образом состоял в переписке» (его сло­ва) с Игорем? Он запиской вызвал парня после проступ­ка на вечерний разговор, раньше его принять не пожелал, и к вечеру Игорь «созрел», «осознал» и т.п., а воспита­тель фактически уже и не говорил о проступке с учени­ком – отсроченное наказание само сработало. В данном же случае, с дневниками, В.И. Слуцкий предлагает в разгово­ре с учеником после урока задать ему вопрос: разве, тре­буя дневник, я не прав? Другие ученики за такой же про­ступок дают дневник, а ты нет. Это справедливо? (У де­тей обостренное чувство справедливости.) В конце кон­цов, после того, как ученик дневник отдаст, не надо туда вообще ничего записывать (В.И. Слуцкий предлагает вернуть дневник через пару дней без записей – ученик «намуча­ется» и еще «благодарен будет»). Вообще же мы соглас­ны с автором задачи, что хороший педагог не будет за­писывать замечаний в дневник, демонстрируя свое бесси­лие. Мы используем эту ситуацию для иллюстрации менеджментского правила «самовоспитания уверенности»: добивайтесь своего. В.И. Слуцкий, описывая ситуацию (видимо, из собствен­ного опыта), замечает: если вы потребовали дневник, обя­зательно добейтесь, чтоб ребенок сделал это, в противном случае для учеников невыполнение требований станет сиг­налом к тому, чтобы вообще вас не слушаться.

1. Сформулируем первое правило: добивайтесь своего. Для этого на первых порах выдвигайте требования, кото­рые ученики не могут не выполнять. По большому счету, вырабатывая чувство уверенности в себе, добивайтесь сво­его во всем: если надо что-то разъяснять, если надо перебрать несколько вариантов для решения проблемы – не отступайте. И другие, и вы сами должны видеть, что вы своего добьетесь.

2. Еще один пример, молодая учительницы литерату­ры на уроке по «Вишневому саду» она умудрилась расска­зать и о Раневской с Гаевым, и о том, как Бунин критиковал постановку пьесы, и о трагической судьбе царской семьи, и о «тео­рии малых дел», и попутно – о нравственных исканиях Толстого и Достоевского, и даже, мимоходом, о некоторых философских взглядах Бердяева. И по мере того, как учительница расширяла круг вопросов, ученики все больше скучали, отвлекались, а сама она, замечая это, терялась, сбивалась, «спотыкалась».

Поэтому: будьте проще. Не хватайтесь сразу же за не­сколько вопросов, не усложняйте проблему. Попытайтесь определить суть, подайте проблему так, чтоб эту суть увидели другие.

3. Одна учительница рассказала о нововведении в своей школе. С декабря в школе начали, ссылаясь на изменившиеся ориентиры детей, «экономическую игру». Детям выдается определенное количество денежных еди­ниц (нарезанная бумага – назвали «шкулоны»). За пя­терочный ответ 5 шкулонов, за четверочный – 4, за ос­тальные – штраф (по сколько-то шкулонов вычитается). За запись в дневнике штраф (вычитается 3 шкулона) и т.п. Назначаются банкиры (выдают шкулоны), финансисты (подсчитывают шкулоны), полиция (следит за по­ведением на переменах и сообщает, с кого сколько шку­лонов снять) и т.д. Класс-победитель, набравший боль­ше всех шкулонов, едет на экскурсию за счет спонсоров (как хорошо рыночное слово вписывается в экономичес­кую игру) в Санкт-Петербург. Чемпионы в индивидуаль­ном зачете тоже получают какие-то призы. Учительница рассказывала об игре с ужасом. Она по­нимала, что эта современная интерпретация вроде бы по­чившего в бозе соцсоревнования изначально педагогически невежественна: для некоторых детей тройка равносильна пятерке – у них меньшие способности (или человек на­конец-то собрался и выучил, но еще есть пробелы) и т.п. Кроме того, вредность такого соревнования очевидна: до­носчики-полицейские, радость от того, что другому запи­сывают в дневник (за это с него снимаются шкулоны – я его обгоню), крики «ура» по поводу неудачных оценок за контрольную в параллельном классе и т.п.

Учительница с самого начала все это предвидела. Но на педсовете, где решалось, начинать игру или нет, не выступила, не возразила. Учительница эта – человек не­уверенный, она считает, что к ее аргументам все равно бы не прислушались, что ее всерьез в школе не воспри­нимают и т.п. Постепенно некоторые учителя стали по ходу игры го­ворить о тех же сомнениях, что возникали у нее еще до начала. Она очень переживает, что не высказалась вовре­мя, эти переживания еще больше укрепляют ее в мысли, что она робкая, неуверенная.

Следующее правило обретения уверенности: не «роняй­те» себя. Если что-либо важно для вас, добейтесь, чтобы другие знали о вашей позиции. Не бойтесь неприятия, иронии, не бойтесь остаться в одиночестве. Важно, что вы не уронили себя в собственных глазах. Самоуважение укрепляет уверенность в себе. Вы незаметно начнете уве­реннее держаться. Окружающие будут вас воспринимать серьезнее, с уважением, если вы не промолчите о своих взглядах, о том, что для вас важно.

4. Один из преподавателей взял себе за правило не позволять другим людям, как он выразился, «затыкать ему рот» и уводить в сторону от главного, от того, чего он хочет добиться. И это помогло ему стать увереннее в себе. Он привел типичный при­мер. В начале урока в десятом классе ученики, желая потянуть время, предлагают: «Давайте о жизни поговорим, нам с вами интересно о жиз­ни поговорить».

Учитель (решивший никуда не уходить от главного, но понимающий, что перед ним дети, а по­тому хитрый): Вам действительно интересно поговорить о жизни?

Все: Да... нам... пятнадцать лет... мы ищем...

Учитель: Ну, а если бы не было урока, вам все равно был бы интересен этот разговор?

Они: Конечно.

Учитель: Поднимите руки, кому ин­тереснее всего на свете поговорить о жизни.

Все поднимают руки.

Учитель: Всех поднявших руки прошу после уроков прийти в 25-й кабинет, побеседуем о жизни.

Общий радостный смех.

Возьмите себе за правило: следить, чтобы вас не «сби­вали». Кстати, часто люди это делают неосознанно. Озна­комьтесь с их точкой зрения и настаивайте на своем (если, конечно, вы уверены в своей правоте). Дети вообще-то очень уважают такое поведение: и их выслушать, и на своем настоять.

5. Вот типичные отве­ты молодых педагогов (педагогов-практикантов) на вопрос: как вы сами считаете, почему так не­уверенно себя чувствуете сегодня на уроке?

– Я все время боялась не уложиться, мне каза­лось, что материал очень большой и я не успею объяснить.

– Я боялся спутать цифры в примерах из объяснения (даты, номера орфограмм, названия терминов и т.д. – в зависимости от предмета).

Молодые учителя очень боятся исказить факты, циф­ры и т.п., так как это говорит об уровне компетентности, за это, прежде всего, поругают и накажут проверяющие, этого не простят дети.

– Меня отвлекало от урока то, что я пыталась запом­нить всех детей, боялась забыть кого-то или поставить не­правильно оценку.

Достаточно часты «неожиданные» объяснения, но все они из той же «оперы».

– Сегодня из-за аварии плохо ходили трамваи, я боялась опоздать, перенервничала и никак не могла со­браться на уроке.

– Я наметил небольшую самостоятельную работу вместо опроса и вдруг не нашел текста в портфеле, когда приехал в школу. Оказалось, что он лежит в лаборант­ской на столе. Смешно, но это меня так выбило из колеи...

– Я плохо запоминаю имена. Обращаться без имени неудобно, а не дай Бог перепутать: они ржут, как беше­ные, а тот, чье имя перепутаешь или не вспомнишь, оби­жается.

Примеры можно множить. Суть их одна – боязнь ошибки. Можно советовать, отталкиваясь от конкретной ситуации: чтобы запомнить имена, посиди на чужих уро­ках, поприглядывайся внимательнее к детям. Или пред­ложите детям свернуть листочек так, чтоб он стоял на столе, пусть напишут на нем свое имя. Сделайте и себе такой же. Обыграйте ситуацию: скажите, что вы все на некоторое время станете участниками телевизионного круг­лого стола и т.п.

Дадим один общий совет: ошибка не ослабляет. Любой человек ошибается. Ни в коем случае не растравляйте в себе переживания по поводу ошибки, не давайте им захватить себя, иначе возникает чувство несоответст­вия своему месту. Оно разрушит вас как профессионала. Кажется, Карнеги высказал такую парадоксальную, но мудрую мысль: лучше ошибаться уверенно. Продолжим: пусть ошибка делает вас увереннее, а не слабее. Ведь на ошибках учатся.

И последнее. В меньшей сте­пени, чем неуверенность, но все же достаточно часто за­метно среди молодых педагогов явление обратное – са­моуверенность. Для некоторых – это маскировка неуверенности; для части – снобизм молодости, считающей, что лишь ей дано, в отличие от старого, консервативного, что-то понять и изменить; для некоторых – оборотная сто­рона профессионального и человеческого невежества.

Отличительная черта самоуверенности – агрессивность, стремление навязать свою позицию, поставить себя над партнером. Оттого, что молодой учитель часто не опреде­лился ценностно, от внутренней неуверенности для него характерны колебания от неуверенности к самоуверен­ности. Или он бывает самоуверенным по отношению к коллегам и неуверенным с детьми, или – наоборот. Или постоянно неровен по отношению ко всем окружающим.

Поэтому обратим еще раз ваше внимание на вынесен­ные в эпиграф слова о золотой се­редине – «спокойной уверенности в сочетании с наруж­ной скромностью». Есть еще один рецепт того, как настроиться на такое спо­койно-благожелательное состояние. Представьте, что вы спрашиваете незнакомого человека: «Который час?» По­пробуйте такое состояние, такой тон удерживать в себе постоянно.

 

Поддержание физического здоровья.

Изречение «В здоровом теле – здоровый дух» – это не про­сто слова. По статистике, среди молодежи, заканчивающей среднюю школу, всего 4% абсолютно здоровых людей. Частые простуды, сколиоз, ослабленное зрение – это далеко не пол­ный перечень наиболее распространенных и наиболее «безобидных» болезней. Почти все они – следствие пренебрежения своим здоровьем. В итоге – повышенная утомляемость, сни­жение работоспособности и интереса к жизни, получение бо­лее низких результатов в жизни и профессии.

Способы поддержания здоровья общеизвестны. Для людей, ведущих преимущественно сидячий образ жизни (а студенты относятся именно к этой категории людей), важно движение, особенно на свежем воздухе, сбалансированное питание, отдых после длительных умственных нагрузок. Главное – не забывать о необходимых процедурах и соблюдать предписанный режим работы и отдыха.

 

Рациональное распределение сил.

Людям, особенно молодым, кажется, что их силы и энергия беспредельны. Наверное, это так, но иногда наступают момен­ты, требующие слишком много сил. Именно тогда и наступает пора думать об их рациональном распределении.

Научиться наращивать и эффективно использовать свои спо­собности можно, если, кроме выражения своих чувств, соблю­дать еще несколько правил: изучить и оценить себя – особенно способы, придающие силы; занимать активную жизненную по­зицию; настраиваться на успех; спокойно принимать неудачи и учиться на них.

В любой работе, связанной с интенсивным общением с людьми, трудности неизбежны. Люди по-разному реагиру­ют на них. То, по поводу чего один будет переживать часами и даже месяцами, другой человек просто не заметит. Боль­шинство людей нуждаются в определенном уровне нагрузок, чтобы выполнять работу с интересом.

Правильное распределение времени.

Люди, которым на все в жизни хватает времени – самые счастливые на земле. Но, как правило, чем более разносторонние интересы имеет человек, тем меньше у него времени. Педагог, в силу особенностей профессии, должен четко распоряжаться временем. К примеру, он не мо­жет прервать или раньше закончить консультацию или урок только потому, что возникло какое-то срочное дело, более того, ему следует придерживаться заранее установленного графика работы, иначе у детей может сложиться впечатле­ние, что специалист не заинтересован в их судьбе, относится к своей работе формально.

С чего же начать при катастрофической нехватке времени? Разумеется, с анализа того, на что оно тратится. Вероятнее все­го окажется, что несколько часов в день «уходит» на дела, кото­рые можно вовсе не выполнять или совмещать одно с другим. Например, люди совершенно нерационально тратят время на сомнения, переживания и иные ненужные эмоции или делают то, что должны делать другие. Второй шаг – планирование, ко­торое лучше осуществлять при помощи ежедневника. Третий шаг – контроль исполнения планов.

Правильному распределению времени помогает осведомлен­ность. Множество вопросов можно решить по телефону, не тра­тя времени на личные встречи. Рациональное распределение информации (чтобы ее можно было найти быстро), накоплен­ной в процессе обучения в вузе и за годы работы, способно зна­чительно экономить время.

Развитые навыки воздействия на других людей – еще одна особенность личности хорошего педагога. Традици­онно в общении, в том числе и педагогическом, выделяют четы­ре основных способа воздействия: заражение, подражание, внушение и убеждение.

Заражение – это особый способ воздействия, связанный с передачей эмоционального состояния от одного человека дру­гому. Когда говорят, что человек подвержен процессу зараже­ния, то имеют в виду, что он бессознательно, невольно поддает­ся определенным психическим (эмоциональным) состояниям. Он теряет способность управлять своими поступками, предсказывать ситуацию, контролировать себя и окружаю­щих. Опытные учителя и лекторы способны использовать зара­жение в своих целях – в качестве сплачивающего фактора, для повышения энтузиазма аудитории, мобилизации людей на вы­полнение важного дела. Импульсом, способным вызвать пред­намеренное заражение, могут стать аплодисменты, массовая декламация, скандирование лозунгов, намеренно вызванное ликование, личный пример (на субботниках и т.д.), наличие общей значимой цели.

Подражание – один из меха­низмов освоения ребенком различных форм поведения, дейст­вий, норм отношений в обществе, особенностей национальной культуры, профессии. Когда ребенок кому-то или чему-то подражает, то он перенимает внешние черты (поведения, со­стояния) и воспроизводит их в своем поведении. С возрастом происходит изменение смысла подражания – от поверхност­ного копирования к подражанию тем сторонам поведения, которые действительно отражают смысл ситуации. Роль пе­дагога в формировании образцов для подражания в подростковом возрасте очень велика. Для школьников этого возраста характерно объединение в группы с особой субкуль­турой. Без умелого влияния извне со стороны взрослых такие группы бывают склонны к отклоняющемуся от норм поведению.

Внушение – целенаправленное, неаргументированное воз­действие одного человека на другого или на группу. Особенно­стью внушения является то, что человек не оценивает посту­пающие к нему сведения или факты, не сравнивает с другой информацией, а воспринимает их «на веру». Таким образом, некритическое восприятие информации адресатом – основная отличительная черта внушения. Оно часто применяется на уро­ке и вне его. Объяснение нового материала в традиционной форме, опрос и выставление оценок, лекция, познавательная беседа, выступление на собрании – вот примеры использования метода внушения.

Применять внушение по отношению к детям очень просто, поскольку, во-первых, дети легче подвержены ему, чем взрос­лые, а во-вторых, вера в авторитет учителя способствует вере детей в слова, которые говорят педагоги. Зачастую «эффект до­верия» бывает тем аргументом, который заставляет учеников поверить словам учителя. К сожалению, взрослые забывают об этом эффекте и сами способствуют развенчанию своего автори­тета, произнося слова и не подкрепляя их делом, сами себе противореча.

Основным отличием метода убеждения от остальных мето­дов воздействия в общении является наличие логики. Именно при помощи логики и риторики при убеждении происходит отбор, упорядочение фактов и выводов с целью достижения определенной задачи. При использовании этого метода следу­ет строго придерживаться темы разговора. Важно следить за тем, чтобы все доказательства: факты, цифры, примеры – были уместны, верны и служили основанием для убедитель­ных выводов. Еще одно условие – педагогу следует относиться к де­тям как к равным собеседникам, признавать за ними такие же права в аргументации и возражении, принимать их доказа­тельства, избегая стереотипов оценки.

 

Из всех нравственных качеств существеннее всего для учителя – любовь к детям. Кто-то мудрый сказал: «Легко любить все человечество, значительно труднее – конкретного человека». Некоторые педагоги скептически относятся к данному требованию, считая, что заставить себя любить другого человека невозможно. Вместе с тем любовь как высшее духовное напряжение человека основана на сознании максимальной цен­ности другого, бескорыстном и самозабвенном желании ему доб­ра и счастья. Любовь к детям – не только чувство, но и характери­стика такого уровня педагогического сознания учителя, которому свойственно безусловное принятие ребенка со всеми его достоин­ствами и недостатками, признание его права быть таким, какой он есть, желание помочь ребенку в его развитии.

Называя качества, которые ученики более всего ценят в учителе, ученики, прежде всего, включа­ют в данный список следующие: отзывчивость, доброжелатель­ность, человечность, уважение к их личности и только потом – знание предмета и умение объяснять учебный материал. Не ме­нее значимы для них и такие качества педагога, как терпение, уравновешенность, выдержка, которые являются важной состав­ляющей и условием проявления истинной любви к детям. Без любви учителя к своим ученикам не рождаются ответная любовь и доверие.

Любовь к детям обуславливает:

Педагогический оптимизм учителя – вера в возможности ребенка, умение видеть в нем лучшее и опи­раться на это лучшее в воспитании, а также вера в собственные возможности и успех своего дела.

Профессиональную совесть учителя – это субъективное осозна­ние им своего долга и ответственности перед учениками, пробуж­дающее внутреннюю потребность поступать в соответствии с цен­ностями и нормами педагогической этики.

Профессиональную самоотверженность учителя – готовность в служении детям и своему призванию пре­небречь эгоистическими интересами и потребностями, не считаясь со временем, а иногда и здоровьем, отдавать свои силы тому делу, которое он считает самым важным и главным в своей жизни.

Педагогическую справедливость – это качество учителя, прояв­ляющееся в объективном отношении к каждому ученику, в при­знании права каждого на уважение его личности, в отказе от из­бирательного отношения к ученикам, деления их на «любимых» и «нелюбимых».

Профессиональную честь педагога, которая предписывает норма­тивные требования к его поведению и побуждает в различных си­туациях вести себя в соответствии с социальным статусом его про­фессии. То, что может позволить себе обычный человек, не всегда может позволить себе учитель. Выполняемая им социальная и профессиональная роль предписывает особые требования к уровню общей культуры, нравственному облику, и снижение им этой планки не только ведет к унижению его личного достоинства, но и влияет на отношение общества к учителю в целом.

 

Однако одна любовь к детям еще не определяет успешно­сти в будущей педагогической деятельности. Нужны кон­кретные качества личности, которые обеспечивают успех в педагогическом труде, т.е. специальные педагогические способности.

По поводу этой группы качеств существуют разные точки зре­ния. Мы будем придерживаться классификации, исходя из основных уже рассмотренных выше видов деятельности педагога.

Для выполнения основной функции учитель должен уметь учиться сам, систематизировать изученное, быть способным к познанию индивидуальных особенностей детей и своих собст­венных. Будем называть это качество гностическими способностями.

Учитель должен уметь проектировать личность учени­ка, возможности его развития, свою деятельность. Эту группу качеств принято называть проектировочными спо­собностями.

Конструктивные способности проявляются в умении делать сложное – доступным, учитывать возрастные и индивидуаль­ные особенности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Коммуникативные способности связаны с уме­нием устанавливать и поддерживать контакты с детьми, стро­ить правильные взаимоотношения с ними, выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия.

Наконец, учитель должен уметь организовывать детей, вес­ти их за собой, включать в разнообразные виды деятельности, побуждать к самовоспитанию. Проявление этих качеств связа­но в первую очередь с организаторскими способностями.

Трудолюбие, терпение, настойчивость, оптимизм, гумани­стическая направленность – все эти качества также необходи­мы будущему учителю.

Кроме указанных выше обязательных качеств личности, есть еще и такие, которые мы назовем весьма желательными для будущего педагога. Очень помогает в работе учителя нали­чие чувства юмора.

Однако, обладая всеми названными качествами, можно не быть хорошим учителем. Требуется еще одна черта, которая объединяет все остальные, активизирует их развитие. Это про­фессиональная педагогическая направленность –совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность.

Отсутствие или слабое развитие какого-либо профессионально значимого качества может быть компенсировано сильным развитием дру­гого. Вот почему так много хороших, не похожих друг на друга учителей. Кроме того, недостаточные качества можно и долж­но развивать, однако это осуществимо только в целенаправлен­ной систематической деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.