КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос № 23. Гносеологическая проблематика в философии Канта
Вопрос № 23. Кант о предмете философии. Кант совершил «коперниканский» переворот в в понимании предмета философии (у Коперника поменялись местами Земля и Солнце). Кант же ввел понятие трансцендентального субъекта, который изначально обладает доопытными (априорными) познавательными способностями и поэтому является активной стороной в процессе познания (субъект конструирует объект). До Канта в философии нового времени доминировали представления об эмпирическом субъекте, которому предписывалась пассивная роль в познании. Хотя у Канта были предшественники, высказывавшие относительно активной роли субъекта в процессе познания (Декарт, Локк), Кант считал, что предметом философии – должно быть исследование априорных способностей трансцендентального субъекта и называл свою философскую систему «трансцендентальным идеализмом». В введении к работе «Критика чистого разума» - 1781 год – Кант рассуждал так: 1. человек подобен строителю: обнаружив, что возведенное им здание покосилось, он заглядывает в фундамент. Если «здание» созданной человеком культуры деформируется, то надо исследовать его «фундамент», т.е. само сознание, потому что «фундамент» всего, что делает человек – это сознание. Таким образо, задача философии – исследовать основания сознания, как бы инвентаризировать его способности. 2. предмет философии по Канту – рефлексия оснований разума, предметом философской рефлексии не может быть внешний мир, ее предмет – лишь сознание. 3. с т.з. Канта, философия – это метафизика. Физика изучает природу, а философия изучает то, что находится за пределами природы - сознание. 4. кантовская трактовка предмета философии имеет прямое отношение к европейской философии и науке: Кант считал, что науки, не исследующие своих оснований в разуме – догматические науки. Наука должна быть критической, т.е. исследовать свои основания в разуме, опираясь на философскую рефлексию (на современном языке это значит: философия должна выполнять для науки методологическую роль, а наука без методологических рефлексий – догма). Кант до этой работы стоял на позициях натурфилософии - естествознание умозрительное, где философия пытается подменить естественные науки. натурфилософия сохраняет свои позиции до сих пор и часто выдается за подлинную философию, но Кант указывал, что философия – метафизика и предметом философской рефлексии не м.б. внешний мир.
У Канта невозможно провести четкую грань между гносеологией и онтологией. Основа кантовской гносеологии: 1. понятие трансцендентального субъекта 2. понятие априорных способностей разума К понятию априоризма Кант пришел следующим образом: он выделил 2 вида суждений: аналитические (те, в которых предикат ничего не добавляет субъекту суждения) и синтетические (те, в которых предикат добавляет что-либо субъекту суждения). Кант ставил проблему: откуда берется содержание в синтетических суждениях. В апостериорных суждениях (т.е. основанных на опыте) содержание предиката извлекается из опыта. В априорных синтетических суждениях (т.е. доопытных, не извлеченных из опыта) совершенно непонятно откуда берется содержание предиката, т.е. прибавление индивидуализации есть, а откуда она берется непонятно (Бог всемогущ, всеблаг и всеведущ. Но Бог не может являться предметом конечного опыта, т.к. субстанция бесконечна). Если через точки равноудаленные от другой прямой провести еще одну прямую, то она никогда не пересечется с первой – это утверждение не м.б. предметом опыта, т.к. его нельзя проверить – бесконечные прямые нельзя измерить. К числу априорных суждений относятся те суждения, которые в принципе не могут быть предметом конечного опыта. Кант высказывает предположение о том, что в основе синтетических априорных суждений лежат априорные представления, которые даны человеку изначально. Их он называет априоризмами. Кант выделяет у человека 3 познавательные способности см. ниже.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |