КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие положения 15 страница
Общие направления и технология аудита операций с нематериальными активами обобщены в таблицах Таблица. Цель, задачи, информационное обеспечение, процедуры аудита операций с нематериальными активами
Проверка достоверности данных бухгалтерского учета нематериальных активов осуществляется с помощью аудиторских процедур, позволяющих выявить существенные искажения в учете и отчетности нематериальных активов. Содержание аудиторских процедур и используемые источники аудиторских доказательств (документы) приводятся в таблице. Таблица. Аудиторские процедуры проверки нематериальных активов
2.17 Аудит расчетно-кредитных операций (4ч.) План лекции. 1. Цель аудита. Источники аудиторских доказательств. Перечень аудиторских процедур. 2. Методика аудита расчетов с поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками. 3. Аудит претензионной задолженности. 4. Аудит расчетов с подотчетными лицами. 5. Аудит расчетов с разными дебиторами и кредиторами. 6. Аудит внутрихозяйственных расчетов. 7. Аудит расчетов с бюджетом. 8. Методика аудита кредитов и займов. Анализ кредитных взаимоотношений экономического субъекта. 9. Анализ расчетно-платежной дисциплины. 1. Цель аудита. Источники аудиторских доказательств. Перечень аудиторских процедур. Аудиторская проверка расчетно-кредитных операций основывается на подтверждении финансовых обязательств, как клиента, так и его разнообразных контрагентов (юридических, физических лиц). Соблюдение расчетно-платежной дисциплины оказывает существенное влияние на финансовое положение организации, поэтому аудитор в ходе проверки уделяет внимание на полноту и своевременность расчетов с контрагентами. Общеметодические основы и принципы аудита обязательств (дебиторской и кредиторской задолженности) сформулированы в таблицах. Таблица. Цель, задачи, информационное обеспечение, процедуры аудита расчетно-кредитных операций
В соответствии с требованиями методики аудита однородных хозяйственных операций в процессе аудита дебиторской и кредиторской задолженности необходимо получить достаточные и уместные доказательства достоверности и реальности финансовых обязательств. Общая методика аудиторских действий обобщена в таблице. Таблица Общая методика аудиторской диагностики расчетно-кредитных операций
2. Методика аудита расчетов с поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками. В процессе аудита расчетов с поставщиками и покупателями решаются следующие задачи: - оценка внутреннего контроля за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности в организации; - определение состояния договорной дисциплины в организации; - определение соответствия организации учета дебиторской и кредиторской задолженности действующему нормативному законодательству; - установление наличия и правильности оформления документов по поставке и продаже продукции, материалов, товаров, работ, услуг; - определение правильности осуществления расчетов за полученные товарно-материальные ценности и услуги, оплаченные денежными средствами, с использованием различных форм расчетов (платежными поручениями, векселями, путем зачета взаимных требований и пр.); - подтверждение полноты и своевременности оприходования полученных товарно-материальных ценностей, а также полноты и своевременности их списания с материально-ответственного лица при их отгрузке и продаже; - установление правильности оформления и отражения в учете выданных авансов, предъявленных претензий; - выявление правильности отражения по соответствующим статьям баланса сумм дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и покупателями; - установление причины и давности образования задолженности по расчетам, определение реальности погашения дебиторской и кредиторской задолженности; - установление соответствия оборотов по счетам расчетов в журналах - ордерах и главной книге; - осуществление контроля за состоянием платежной дисциплины, своевременность принятия мер по возмещению сумм дебиторской задолженности покупателей. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями начинается с проверки соблюдения договорной дисциплины. Аудит договорной дисциплины предусматривает проверку расчетов с поставщиками и покупателями на основании договоров поставки сырья и материалов и других хозяйственных договоров на оказанные услуги или выполненные работы. Аудитор устанавливает характер и содержание каждого договора (договор купли-продажи, поставки, мены, подряда, соглашение о взаимозачетах). Анализ договорных положений осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Аудитор устанавливает и фиксирует наименования поставщиков и покупателей для дальнейшей проверки расчетных операций с точки зрения их юридического подтверждения. При проверке расчетов по существу данные о покупках и поставках в аналитическом учете сопоставляются с заключенными договорами поставки (соглашениями). Аудитор устанавливает наличие всех договоров и соглашений по отраженным в бухгалтерском учете в течение отчетного года сделкам. Прежде всего, каждый договор подвергается контролю с точки зрения наличия обязательных реквизитов (номер договора, дата оформления, обязательные реквизиты, подписи и печати сторон). Далее анализируется содержание каждого договора. Определяются условия поставки продукции (товаров), порядок расчетов и переход права собственности, а также права, ответственность и обязанности сторон по выполнению условий купли – продажи. При проверке договорной дисциплины аудитор должен установить полноту и своевременность исполнения сторонами обязательств в соответствии с условиями договора. К заключаемым договорам могут прилагаться соответствующие спецификации на поставку товаров, материалов, положения которых также анализируются аудитором. Обращается внимание на осуществление расчетов с использованием наличного и безналичного оборота. Условия расчетов и их фактическое соблюдение устанавливается по договорам поставки. Аудитор инспектирует особые условия расчетов: проверка документального оформления расчетов, целесообразность применения формы расчетов, отражение расчетных операций в бухгалтерском учете. Порядок наличного денежного оборота регулируется Письмом ЦБ РФ «Порядок ведения кассовых операций в РФ». Документальным подтверждением расчетов являются отчеты кассира или авансовые отчеты подотчетных лиц. Преимущественное значение в системе расчетов занимает безналичное обращение. Документальным подтверждением расчетов являются выписки банка. Порядок безналичного денежного обращения регулируется Положением «О безналичных расчетах в РФ». Данный порядок регулирует осуществление безналичных расчетов по счетам в формах, установленных законодательством, а также определяет форматы и порядок заполнения используемых расчетных документов. Применяются следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитиву; расчеты чеками; расчеты по инкассо. При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы: платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования, инкассовые поручения. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи. Банками могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными). Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее – банк - эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (далее исполняющий банк). Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Следующим направлением аудита является проверка инвентаризационной работы. Аудитор устанавливает наличие проведенных в течение отчетного года инвентаризаций расчетов с поставщиками и покупателями. Проверяется соответствие сроков и порядка проведения инвентаризации на основании Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Расчеты с поставщиками и покупателями должны быть подвергнуты инвентаризации в обязательном порядке перед составлением годового бухгалтерского баланса, что подтверждается наличием актов сверки расчетов со всеми поставщиками и покупателями. При необходимости аудитор может самостоятельно провести контрольную инвентаризацию расчетов. Проверка документального оформления и организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями включает следующие процедуры. Исследуется порядок документального оформления расчетных операций. Аудитор подтверждает наличие первичных документов на поступление и продажу продукции, материалов, товаров, внеоборотных активов, работ, услуг: счетов – фактур и накладных установленной формы. Накладные и счета-фактуры проверяются на соответствие унифицированным формам. Проверка первичных документов, отражающих факт поступления и продажи товарно-материальных ценностей и прочих работ, услуг, заключается в соответствии документов установленной форме счета – фактуры, являющегося основанием для возмещения НДС из бюджета. При аудите следует руководствоваться Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Методика проверки порядка документального оформления операций по поступлению и продаже товарно-материальных ценностей, работ и услуг приведена на рисунке.
Одновременно, аудитор должен установить соответствие записей в счетах-фактурах с записями в накладных. По мере поступления счетов-фактур, оприходования товарно-материальных ценностей, полученных от поставщиков и их оплаты, данные счета – фактуры подлежат регистрации в книге покупок. Регистрация счетов-фактур предполагает обязательную запись даты оплаты счета – фактуры поставщика в соответствии с платежными поручениями и авансовыми отчетами. Этот факт является обязательным условием возмещения НДС из бюджета и отражения в учете бухгалтерской записи по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». По мере предъявления счетов-фактур, отгрузки продукции, проданной покупателям или оплаты отгруженных товаров (работ, услуг) данные счета – фактуры подлежат регистрации в книге продаж. Необходимо определить момент реализации для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения (по отгрузке или по оплате). После этих процедур осуществляется проверка книги покупок и книги продаж по следующей методике, приведенной на рисунке.
Данные счетов-фактур сопоставляют с записями аналитического учета по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Для проверки сумм используются карточки по счетам, ведомости аналитического учета или журналы-ордера с ведомостями по счетам. Операции по оплате подтверждаются суммами, отраженными в авансовых отчетах, выписках банка, отчетах кассира. Протестированные обороты по дебету и кредиту и сальдо счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в журнале – ордере и анализе счета сверяются с записями в Главной книге и в бухгалтерском балансе. Также при проверке расчетных операций аудитор анализирует несоблюдение расчетов с поставщиками и покупателями и устанавливает наличие и возмещение штрафных санкций за нарушение условий договоров. При этом аудитор должен обратить внимание на наличие судебных исков на отчетную дату, по которым судебные разбирательства еще не завершены. Проверка полученных и признанных к получению штрафных санкций осуществляется в разрезе аналитического учета по счету 91 «Прочие доходы и расходы».
3. Аудит претензионной задолженности.
Аудитор останавливается на проверке претензионной задолженности поставщику. При этом он устанавливает причину возникновения претензии, своевременность предъявления претензии поставщику или подрядчику, ведение аналитического учета в разрезе каждой претензии. При этом проверке подвергаются инвентаризационные материалы, акты на расхождение по количеству и качеству, претензионные расчеты, коммерческие акты. В бухгалтерском учете проверка осуществляется по счету 76/2 «Расчеты по претензиям». Аудитор устанавливает законность списания дебиторской задолженности и наличие суммы на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». Задолженность неплатежеспособного дебитора может быть списана с баланса в двух случаях: - истек срок исковой давности (срок исковой давности составляет три года с момента возникновения задолженности); - должник признан банкротом. Проверке подвергается записи по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Аудитор контролирует срок возникновения задолженности, порядок списания задолженности с баланса (необходимо подтвердить инвентаризацией расчетов) и отражения в бухгалтерском учете. При этом следует учесть, что такая задолженность должна учитываться на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента ее списания с баланса. Таблица Методика и техника аудита претензионной задолженности
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |