КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Базельские принципы эффективного надзора
Проверка правильности расчета достаточности капитала банка и максимальных размеров риска, показателей ликвидности баланса банка Система пруденциальных нормативов РК Базельское соглашение и принципы организации пруденциального регулирования деятельности банков Тема 8. Аудиторская проверка соблюдения банком пруденциальных нормативов, установленных НБ Внутренний аудит внешних расчетов Внутренний аудит операций на счетах в банке Программа внутреннего аудита: 1) установление количества расчетных и других счетов в банках и наличия банковских выписок по всем счетам; 2) проверка непрерывности информации (начальное сальдо последующей выписки должно соответствовать конечному сальдо предыдущей); 3) проверка наличия первичных документов, подтверждающих банковские операции; 4) ведение книги регистрации платежных поручений; 5) получение наличных денег в банке, полнота их оприходования в кассу, хранение чековой книжки; 6) правильность бухгалтерских проводок по банковским операциям; 7) общий вывод о значимости ошибок в учете безналичных денежных средств и их влиянии на достоверность отчетности. Программа внутреннего аудита: 1) выявление видов расчетов; 2) наличие задолженности и реальность её погашения, а также лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности; 3) порядок списания долгов, нереальных для взыскания; 4) обоснованность, своевременность и правильность оформления документов по претензиям, выставляемым проверяемой организацией; 5) правильность бухгалтерских проводок; 6) правильность ведения аналитического учета расчетов; 7) общий вывод о значимости ошибок в учете расчетов и их влиянии на достоверность отчетности.
1. Решение большинства проблем банковского надзора видится в усилении системного подхода, преодолении обособленности отдельных подразделений надзорного блока, дальнейшем совершенствовании их деятельности. Коротко охарактеризую возможные направления совершенствования банковского надзора на системной основе, имея в виду основные документы Базельского комитета. Стабильность функционирования банковской системы во многом зависит от эффективности работы регулирующих органов. Совершенствование банковского надзора в России должно соответствовать мировым нормам и принципам (хотя бы потому, что многое в экономических реформах, в том числе в банковской сфере, делается нами по примеру государств с развитой рыночной экономикой). В этих странах его становление было непростым, накоплен значительный опыт, который мы можем использовать. Базельский комитет выработал 25 основных принципов надзора, затрагивающих все этапы "жизненного цикла" банков и всю систему взаимоотношений между ними и надзорными органами. Для направленного ведения банковского надзора должны быть законодательно определены одна или несколько организаций, например, Центральный банк и (или) специализированные агентства (бюро, ведомства, комитеты), работающие под эгидой и в тесном контакте с Центральным банком и (или) Министерством финансов. Эти организации должны иметь, с одной стороны, четко определенные функции, с другой стороны, конкретные полномочия. Для выполнения поставленных задач они должны быть оперативно независимыми и иметь в своем распоряжении достаточные ресурсы. Законодатель обязан создать правовое поле, в рамках которого функционируют органы банковского надзора, начиная от положения о лицензировании банковских учреждений и постоянном наблюдении за их деятельностью до стадии ликвидации, а также дать критерии оценки надежности и устойчивости банков. Нормативным подкреплением обеспечиваются и санационные процедуры. Одним из базельских принципов является необходимость лицензирования банковской деятельности. Подход к выдаче разрешения должен быть жесткий. Организации, которые не подпадают под определенные критерии, не имеют права заниматься банковским бизнесом. При рассмотрении заявок на выдачу лицензий органы банковского надзора внимательно анализируют минимальные размеры уставного капитала и структуру собственности банка; состав и персоналии директоров и высших менеджеров; оперативный финансовый план; организацию внутреннего управления; план развития банка на ближайшую перспективу. 2. В Казахстане установлены обязательные к соблюдению банками второго уровня пруденциальные нормативы (для обеспечения финансовой устойчивости банка, достижения стабильности денежно-кредитной системы, защиты интересов вкладчиков) и методы их определения: - минимальный размер собственного капитала банков устанавливается и уточняется Национальным банком; - норматив отношения капитала I уровня к сумме его активов К1= (К1-Ик)/А>=0,06; - коэффициент достаточности собственных средств с опре* делением капитала I и II уровня и расчета достаточности собственных средств по формуле: К1 = К1-ИК / А где: К1 - собственный капитал I уровня; ИК - инвестиции банка в акции и Субординированный долг других юридических лиц; А - сумма всех активов в соответствии с консолидированным балансом банка; - норматив отношения собственного капитала банка к сумме его активов, взвешенных по степени риска К2 <= 0,12; - нормативы максимального риска на одного заемщика, для заемщиков, являющихся лицами, связанными с банком особыми отношениями К3.1 <=0,10 и КЗ.2 <=0,25 для прочих заемщиков; - коэффициент ликвидности К4 >=0,2; - коэффициент максимального размера инвестиций банка в основные средства и другие нефинансовые активы К5 = = И/К<=0,5; - лимиты открытой валютной позиции установлены в размере, не превышающем 10% от величины собственного капитала банка и размер валютной нетто-позиции в размере 25% от величины собственного капитала. 3. Проверка правильности расчета достаточности капитала банка исходит из: 1. правильность бухгалтерского учета компонентов собственного капитала; 2. достаточность капитала по отношению к активам и активам, взвешенным по степени риска, в соответствии с требованиями пруденциальных нормативов; 3. динамика изменений и темпы роста уровня капитала, причины его увеличения или уменьшения; 4. достоверность данных, отражаемых в финансовой отчетности и представляемых в Национальный банк; При проверке и анализе ликвидности инспектора, помимо других вопросов, обязательно должно быть установлено следующее: наличие и полнота содержания внутренней стратегии (поли гики) управления активами и пассивами, в том числе по вопросам ликвидности; размер обязательств, их структура по статьям, видам валют, секторам экономики и по срокам погашения (до востребования, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные) динамика коэффициента текущей ликвидности за отчетный период; степень использования депозитов для выдачи кредитов; сопоставление объемов активов и обязательств в иностранной валюте и др. При анализе чувствительности банка к изменениям на рынке инспектора, помимо других вопросов, обязательно должны установить следующее: наличие и полноту содержания внутренней политики управления рисками банковской деятельности в учреждении, в том числе по вопросам процедур прогнозирования изменений на рынке банковских услуг, включая ставки вознаграждения (интереса), курсы ценных бумаг и иностранных валют, доминирующее положение на рынке и минимизация их влияния на финансовые показатели банка; наличие и полнота содержания внутренней стратегии (политики) маркетинга банка; действия банка в условиях изменений на рынке банковских услуг и зависимость финансовых показателей от таких изменений; соответствие полученных в результате анализа чувствительности банка к изменениям на рынке, и др.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |