В своей деятельности продюсер выполняет различные функции, сталкивается с большим многообразием ситуаций, в которых ему приходится выступать в различных ипостасях. Все роли продюсера неразрывно связаны между собой, но в каждой ситуации зачастую явно доминирует только одна, а другие создают гармонию в действиях продюсера или служат фоном.
Естественно, каждая роль предполагает свои особые приемы, этические рамки, качества, владение которыми делает успешной продюсерскую деятельность.
Участвуя в процессе управления, продюсер непременно сталкивается с ролевыми преломлениями, с переходом одних ролей в другие, с их сочетанием и пересечением. Пребывая в каждой из ролей, выполняя свои функции, управленец шоу-индустрии стремится к достижению своих основных целей, но та или иная роль предполагает свои приемы и методы, которые в другой роли будут не такими эффективными.
Например, выступая в роли наставника, продюсер показывает пример, учит, указывает на ошибки и помогает их исправлять. А «за- чем он это делает»? Ответ очевиден: «Для успеха проекта!» Возьмем другую роль — художественный руководитель: в этой ипостаси продюсер направляет действия творческой команды, именно в то русло, которое считает наиболее продуктивным, а мотивирует его на это необходимость и желание достичь поставленных целей (достижение популярности, реализация проекта и др.), результатом чего может стать прибыль, успех, удовлетворение творческих потребностей.
Итак, из сказанного выше можно сделать следующий вывод: основная цель продюсера в какой бы ипостаси он ни был, в какой бы роли он ни выступал, какую бы позицию ни занимал — это эффективная работа и, как следствие, получение прибыли.
Преломления, пересечения присутствуют во всей структуре ролей (см. рис. 2.3).
Продюсер
Руководитель
Креативщик
Менеджер
Лидер
Дипломат
Предпринима-тель
Наставник
Исследователь-прогнозист
Информатор
Рис.2.3. Варианты ролевых преломлений
В этом легко убедиться, проанализировав функции, которые продюсер выполняет, пребывая в каждой из ролей, и полномочия, которыми он при этом располагает.
Если искать преломления в таких ролях, как исследователь, руководитель, информатор, то можно легко убедиться в том, что одной из основных целей пребывания продюсера в этих ролях является разработка стратегии и тактики представления проекта перед публикой и его продвижения на рынок. С глобальной точки зрения главная задача продюсера — обеспечение успешного развития компании, которая является основой его деятельности.
Решая ту или иную проблему, которая возникает в процессе продюсерской деятельности, управленец решает важные для проекта проблемы, при этом он выступает сразу в нескольких ролях: во-первых, в роли руководителя, а во-вторых, в роли предпринимателя. Ведь в процессе принятия решения, предварительно пройдя цепь «цель – ситуация - - проблема», продюсер оценивает, анализирует множество вариаций.
Управляя человеческими ресурсами своего проекта и выполняя функции контроля, активизации, координации, которые наиболее характерны для работы с персоналом, продюсер выступает в роли лидера, руководителя наставника, менеджера. Пребывание в этих ролях одновременно позволяет организатору проекта гармонично сочетать в себе все необходимые качества для того, чтобы успешно управлять проектом, используя приемы и преимущества каждой из вышеуказанных ролей. Таким образом, пересечение и сочетание ролей, несомненно помогает продюсеру разработать и претворить в жизнь свою концепцию.
Участвуя в PR-деятельности, продюсер непременно пребывает в ролях креативщика, прогнозиста; предпринимателя, организатора. Используя присущие данным ролям полномочия и преимущества согласно в данный момент ситуации, продюсер может оценить пери- од жизнедеятельности своего проекта, на какую публику он рассчитан и каков его статус — он будет иметь успех на международном уровне или это проект внутреннего использования.
Для того чтобы деятельность продюсера была успешной, ему не- обходимо знать и применять в практической деятельности приемы формального и неформального управления. Данные приемы продюсер претворяет в жизнь, исполняя такие роли, как дипломат, руководитель, лидер.
Приведенные выше примеры являются доказательством того, что каждая функция, каждое действие продюсера требует от него сочетания в себе качеств сразу нескольких ролей и использования преломлений ролей согласно возникшей ситуации.
Одной из особенностей ролевых преломлений, является то, что пребывание продюсера в одной роли обязательно предусматривает пребывание им в других ролях, т.е. просматривается некая взаимосвязь, подчиненность одних ролей другим и их последовательность. Так, например, роль наставника невозможна без признания продюсером роли лидера и дипломата. Роль предпринимателя основывается на ролях креативщика, исследователя-прогнозиста, менеджера.
Проанализировав ролевые преломления в деятельности продюсера-управленца, можно сделать вывод, что пребывание продюсера в той или иной роли чаще всего предполагает признание им ролей лидера, дипломата и креативщика. Именно выступая в этих ролях, управленец создает в сознании подчиненных факт признания своей профессиональности и авторитета, Постоянно исполняя эти роли, продюсер способен использовать сочетания ролевых характеристик в принятии жизненно важных для организации решений, ориентиром которых служит ситуация.
Исследовав комплекс ролей продюсера, их классификации и преломления, приходим к следующим выводам относительно роле- вой структуры деятельности продюсера:
взаимосвязь и динамичность ролей. Для эффективного функционирования продюсер должен осознавать, что ролевая структура недискретна: роли неотделимы одна от другой, рассматривать их необходимо целостно. Исполняя определенную роль, не следует абстрагироваться от остальных. Только их комплекс даст желаемый результат.
Нужно учитывать и динамику ролевой структуры. Каждая из ролей не существует стационарно, а находится в развитии, постоянно видоизменяется; преломляясь, переходит в другие роли;
системный подход. Одна из главных причин формирования системного подхода в управлении заключена в доминировании определенных ролей в деятельности продюсера. Выбор оптимального подхода влечет за собой выбор соответствующих сочетаний (комплекса) ролей.
С другой стороны, преобладание определенных ролей зависит от личностных качеств продюсера, его навыков, умений. Естественно, продюсер успешно будет исполнять роли тогда, когда предусматриваемые ролями качества, формы поведения совпадают с его реальными характеристиками. Роли же, не соответствующие качествам продюсера, он будет сознательно обходить, что отрицательно скажется на общем результате. Чтобы предупредить возможные пробелы в ролевой структуре деятельности продюсера, необходимо разрабатывать методы оценки и отбора продюсеров на основе способности исполнения им всего комплекса ролей;
ситуационный подход. Нельзя игнорировать фактор индивидуальности в управлении. В каждой конкретной ситуации требуется индивидуальный (нестандартный) подход. Он строится не только в соответствии с данными ролями, личностными качествами, но и определяется обстоятельствами. При этом открывается перспектива построения ситуационных моделей продюсера, его поведения и действий, необходимых в конкретных ситуациях, на основе комплекса ролей. Такие модели раскроют многогранность управленческой деятельности и методов управления, что будет способствовать его развитию.
Комплекс ролей — одна из малоизученных составляющих модели продюсера. Детальное изучение и решение этой проблемы позволяет четко ответить на такие вопросы управления, как форма отношений между руководителем и подчиненными, методы оценки и отбора будущего продюсера и многие другие.
Тема 4. Управление проектом.
4.1. Стили управления проектом.
4.2. Формальное и неформальное управление.
4.3. Методы эффективного управления.
4.4. Авторитет и власть, как основа руководства и управления.
4.5. Управление сольным проектом.
4.6. Специфика управления коллективом.
4.7. Продюсирование. Типы продюсерских компаний и их оргструктура.
4.8. Виды планирования.
4.9. Бизнес-план.
Проблема взаимоотношений руководителя хореографического проекта и исполнителя неизбежно встает и неоднозначно решается в каждом из проектов.- Существует масса примеров существования проектов, где руководитель и исполнитель находятся в дружеских отношениях несмотря на общепринятое мнение: «где деньги, там нет друзей». Есть примеры, где участники процесса являются субъектами трудового договора или контракта, и схема их отношений приобретает вид «работодатель - работник».
В зависимости от фигуры руководителя проекта и специфики его взаимоотношений с артистом складывается определенный стиль управления, который так или иначе, выступает фактором влияния на творческий и коммерческий потенциал проекта. И какими бы ни были отношения руковдителя и исполнителя, первый по праву является авторитарной фигурой, которая берет на себя ответственность за судьбу проекта и исполнителя.
Таким образом, вопросы партнерства и лидерства неизбежно встают во взаимоотношениях этих основных фигур любого проекта. И дело здесь касается не только творческой свободы, оказывают влияние психологические и социальные факторы. При этом сразу необходимо уяснить, что и руководитель, и исполнитель — это два важ- ных звена, без слаженной совместной деятельности которых невоз- можна реализация проекта по своей сути.
Заключая довор или контракт с работодателем, т.е. руководителем проекта, исполнитель так или иначе оказывается под влиянием человека устанавливающим некие рамки, ограничивающим некоторую свободу творчества исполнителя.
В соответствии со спецификой их взаимоотношений в процессе деятельности складывается определенный стиль управления, кото- рый характеризуется соответствующими финансовыми, управленческими, творческими взаимосвязями центральных звеньев, а также учитывает человеческий фактор.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление