КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технологии диалогового взаимодействия. Технология беседы
Тема14 методология и методика эмпирического социологического исследования 1/ Теоретическая подготовка исследовательской программы 2/ Методы сбора социальной информации (выборка, анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование) 3/ Способы анализа и интерпретации данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций 1 Теоретическая подготовка исследовательской программы Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т. д. Возможно, и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респондента, т. е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность того, что кому-либо из нас придется организовывать такое исследование. Задачей данной темы является дать общее представление о методологии и методике эмпирического социологического исследования, познакомить с основными понятиями и процедурами. В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур: 1) подготовительный (разработка программы исследования); 2) основной (проведение эмпирического исследования); 3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций). Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. В раскрытии темы мы будем ориентироваться на прикладное социологическое исследование, которое может быть проведено в какой-либо производственной организации. Поэтому мы будем исходить из тех или иных реальных проблем, которые встают в настоящее время перед производственными организациями.
Проблема — это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему — значит получить новое знание или создать тео- ретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении. Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т. д. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу: 1) установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показателю, в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю; 2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии, а не экономической теории, технологии производства и т. д. Например, поставлена проблема разобраться в причинах низкой эффективности управления тем или иным подразделением предприятия. Социологу предстоит решить, какие социальные группы и личности участвуют в возникновении и решении этой проблемы, как влияют здесь их интересы, как стимулируется их участие в разрешении данной проблемы и т. д.; 3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал);
4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска; 5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми — экспертами. В роли экспертов обычно выступают специалисты — ученые или опытные практики. Производственная проблема может быть описана с помощью пяти основных характеристик: 1) Сущность или содержание. Например, низкая эффективность производства, высокая социально-психологическая напряженность в трудовом коллективе и т. д. При определении проблемы следует установить, с чем все это сравнивается и на каком основании. В данных примерах следует ответить на вопрос: почему мы считаем, что эффективность производства низкая, а социальная напряженность высокая? Низкая и высокая по сравнению с какими стандартами? 2) Организационное и физическое нахождение. В каком организационном подразделении (участках, отделах, филиалах) и физических объектах (заводы, здания, склады, конторы) была выявлена проблема. Насколько широко она распространена в организации. Какие подразделения она затронула. Рис. 7. Основные элементы программы прикладного социологического исследования 3) Владение проблемой. Является ли проблема «открытой» (знакомой всем) или «закрытой» (то есть известной группе лиц)? Какие люди (управленцы, специалисты, рабочие и т. д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении? 4) Абсолютная и относительная величина. Насколько важна проблема в абсолютных величинах? Например, объем потерянного рабочего времени или денег; объем неиспользуемых производственных мощностей. Насколько она важна в относительном выражении? Как она влияет на подразделения, в которых она обнаружена, и на людей, которые владеют ею? Насколько она важна для организации в целом? Что может получить организация от ее решения? 5) Временные рамки. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется?В результате предварительного анализа проблемная ситуация получает четкое выражение в виде формулировки проблемы. Причем эта формулировка может значительно отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком.
На основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования данной проблемы. Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным. Программа социологического исследования Методика социологических исследований 143 обычно включает в себя следующие разделы: 1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий); 2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных; 3) организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.). Основные элементы программы прикладного социологического исследования показаны на рисунке 7. Цели и задачи исследования. Этот раздел программы регулирует отношения заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, а также определяет объем затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата. Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулирована проблема как недостаточно высокий уровень управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели. Предмет и объект исследования. Предмет исследования — это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том же эмпирическом объекте могут выделяться различные его аспекты, которые являются предметом исследования. Иначе говоря, когда социолог выбирает предмет исследования, он в то же время формулирует и гипотезу о возможном пути решения проблемы, а также методы и формы проведения социологического исследования. Так, в обозначенном нами примере исследования социолог может предположить, что причиной является неэффективная система принятия решения, тогда предметом исследования может служить система принятия решений и это может стимулировать: 1) исследование путей принятия решений; 2) роль коллективных органов в подготовке и принятии решений; 3) роль штатных специалистов и линейных руководителей в принятии решений; 4) решающая и совещательная роль лиц, обладающих неофициальным влиянием, ответственность за решения, их внедрение и контроль за внедрением. Но социолог может предположить, что основная причина низкой эффективности управления заключается в стиле руководства. Тогда исследование будет развиваться по другому сценарию. Если в первом случае большое значение будет иметь анализ документов, то во втором случае — анкетный опрос и психологическое тестирование.
Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятия — необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные задачи: 1) Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании. 2) Это дает возможность вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций. 3) Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей. Теоретическая интерпретация понятий осуществляется через ряд последовательных этапов. На первом этапе осуществляется перевод проблемной ситуации в формулировку в строгих научных рамках и терминах. На следующем этапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционные составляющие, которые затем могут быть исследованы количественным методом. Кроме структурной интерпретации понятий, описывающих предмет исследования, необходимо провести их факторную интерпретацию, то есть определить систему его связей с внешними объектами и внутренними субъективными факторами. Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах. Формирование гипотезы — заключительная часть теоретической подготовки эмпирического социологического исследования. Гипотеза исследования — это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов. В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез: 1) Гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается. 2) Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число. 3) Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно более тесной. 4) При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов. 5) Невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами. Гипотезы — это отправные точки для исследования, дальнейшие этапы эмпирического социологического исследования находят-ся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пилотажное исследование. В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы причины и гипотезы следствия). Таким образом, они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий. Следует подчеркнуть, что формирование гипотез — это не праздные теоретические упражнения, а разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эм- Методика социологических исследований 145 пирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень социологического исследования, а его результаты и обобщения сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и к довольно тривиальным рекомендациям. 2 Методы сбора социальной информации (выборка, анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование) Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик и социолог располагает достоверными силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности. Но часто сложное исследование невозможно или в нем нет необходимости. Поэтому для решения задач исследования осуществляется выборка. В программе должно быть четко указано: 1) Каков объект эмпирического исследования. 2) Является исследование сплошным или выборочным. 3) Если оно является выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность. Репрезентативность — это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности. Генеральная совокупность — это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования. Вторичная совокупность (выборка) — это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом. Число единиц наблюдения, составляющих выборочную совокупность, называется ее объемом (объемом выборки). Существует ряд процедур осуществления выборки. 4) Исследователь обязан указать, сколько ступеней отбора применяется в выборке, какова единица отбора на каждой ступени и какой темп отбора применяется на каждой ступени. 5) Что является основой выборки (список, картотека, карта)? 6) Какова единица наблюдения на последней ступени выборки. Попробуем на характерном примере описать выборку. Возьмем исследование эффективности труда на малых предприятиях, существующих в системе крупных государственных предприятий. Такая форма организации труда в наше время стала широко распространенной. В качестве эмпирического объекта принимаются рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых пред- приятии. Исследование является выборочным, обеспечивающим репрезентативность; генеральной совокупностью являются все рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий. Применяются три ступени отбора: на первую ступень выделяются малые предприятия, занятые в основном и вспомогательном производстве. Для исследования малых предприятий, занятых во вспомогательном производстве, в связи с их малочисленностью, применяется сплошной опрос. Малые предприятия, занятые в основном производстве, будут изучаться выборочно. Вторая ступень отбора — отбор малых предприятий, занятых в основном производстве. По показателям, характеризующим эффективность деятельности, малые предприятия разделяются на три группы: а) наиболее эффективные, б) средние, в) низкоэффективные. В зависимости от числа малых предприятий, попавших в каждую группу, по каждому списку делается случайный, непропорциональный отбор. Например, отбираются по три малых предприятия из каждой группы с помощью определенного «шага отбора». Третья ступень — в отобранных малых предприятиях проводится сплошной опрос работающих. Единицей наблюдения являются отдельные работники. Следует подчеркнуть большое значение правильно проведенной выборки исследования. Если эта выборка проведена некорректно, то данное исследование не может считаться репрезентативным и достоверным, и его результатам нельзя доверять. Важная часть методического раздела программы — обоснование методов сбора эмпирических данных. Если будет использован анализ документов, то следует указать, какие документальные источники будут изучаться (какие статистические формы, планы, отчеты и т. д.), а также какие методы анализа их содержания будут применяться. При использовании методов опроса требуется описание его техники, организационной структуры и содержания, где проводится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в ведомственной поликлинике и т. д., какая разновидность анкетирования применяется, каково содержание анкеты. В нашем примере, где в качестве цели исследования выдвигалась оценка уровня управления в организации, процедура исследования требовала проведения аттестации руководителей и ведущих инженерных кадров. В обосновании методов сбора информации должно быть указано, что аттестация будет проводиться на основе применения двух взаимодополняющих методов: экспертной оценки и самооценки. Для аттестации управленческих кадров было выделено 36 признаков, для инженерно-технических кадров — 27 признаков. Все качества оценивались по словарю деловых, личностных и организаторских качеств экспертами трех уровней: 1) эксперты группы А, занимающие более высокую должность; 2) эксперты группы Б, находящиеся на равном должностном уровне; 3) эксперты группы В, находящиеся в подчинении у оцениваемого. Таким образом достигалась максимальная возможность объективности оценки, характеризующей данного руководителя или специалиста как подчиненного — исполнителя, сотрудника и това- Методика социологических исследований 147 рища по работе — смежника и управляющего коллективом. Степень выраженности качеств будет определяться как среднеарифметическое всех экспертных оценок. На основе этой средней будет выбрана соответствующая фраза и внесена в производственно-психологическую характеристику. Психологическая предрасположенность к управленческой деятельности будет выявляться с помощью теста Кут-та. Здесь основное внимание будет уделяться предрасположенности к активной жизненной позиции, общительности, эмоциональной устойчивости и самостоятельности суждений. При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов: 1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных; 2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы, адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче; 3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения. Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является анализ документов. Он имеет и ряд других преимуществ по сравнению с другими методами: 1) Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные о предприятии в целом и его рабочих и служащих. 2) Эта информация носит объективный характер. Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации: а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достовер б) часть этой информации устаревает; в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми г) подавляющее большинство данных в ведомственной доку Однако в большинстве случаев исследователь должен прибегать к другим методам сбора информации: наблюдению, опросу, тестированию и т. д. В социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суж- дениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы. В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больший элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающего его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения. В зависимости от характера процесса наблюдения выделяют его следующие типы: контролируемое и неконтролируемое, включенное и невключенное, полевое и лабораторное, случайное и систематическое и т. д. Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей — респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т. д. Метод опроса используется в ряде случаев: 1) Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют. 2) Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения. 3) Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д. 4) В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами. Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество полу- Методика социологических исследований 149 чаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации. 3 Способы анализа и интерпретации данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Обработка данных включает в себя следующие компоненты: 1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования. 2) Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования. 3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработки. В зависимости от методов получения первичной информации возможно применение различных приемов обработки и анализа данных. Так, если социолог определенную часть информации извлекает из документальных источников, то он использует два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ — анализ содержания) рассчитан на извлечение социологических информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов. Формализованный анализ документов основан на стандартизации процедур поиска, определения в содержании документа единиц счета, которыми могут быть отдельные слова (термины, географические названия, имена политических деятелей и т. д.), суждения, выраженные в виде предложений, абзацев, фрагментов текстов и т. д., а также различные виды публикаций (по жанру, типу авторов, темам и т. п.). Единицы счета определяются в зависимости от целей социологического исследования. Процедура исследования, основанного на технике контент-анализа, состоит из 18 операций, описанных в специальной литературе. При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др. Так, ранжирование — это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг — это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают эту сумму. Ранг I присваивают объекту, получившему наименьшую сумму, самый низкий ранг — объекту с наивысшей суммой. Ранжирование дополняется, как правило, другими методами экспертных оценок. Завершается эмпирическое социологическое исследование формированием выводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный, реалистический характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими данными. Учебная и справочная литература по всем темам СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ Борокноев А. О. и др. О предмете социологии как общей науке об обществе// Социологические исследования.- 1991.- № 5. Вебер М. Основные социологические понятия//Избр. произв.- М., 1990. — С. 601-628.. Гай-денко П. П, Давыдов Ю. Н. История и рациональность: социология М. Ве-бера и веберовский ренессанс- М., 1991.- С. 153-160.. Дюркгейм Э. Метод социологии//0 разделении общественного труда.- М., 1991.- С. 391-566.. Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения//Социологические исследования.- 1991.- № 5.. Руткевич М. Н. О предмете социологической науки: три методологических вопроса//Социологические исследования.- 1991.— № 7.. Руткевич М. Н. Социология, власть, общественное мнение//Социологические исследования.- 1993.- № 7.. Сорокин П. А. Социология как наука//П. А. Человек, цивилизация, общество.- М., 1992.- С. 156-189.. Субочев Н. С, Субочева О. Н. Социология в вузе: два подхода к разработке учебных процессов//Социологические исследования.- 1992.-№ 8..Тернер Дж. Структура социологической теории.- М. 1986.. Тощенко Ж. Т. Методологические проблемы социологии как основа построения курса//Социологические исследования.- 1993 —№ 10. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ . Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. -М., 1972.. Арон Р. Этапы развития социологической мысли.- М., 1993.. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии//Избр. произ.- М., 1990.- С. 495-546.. Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. Социология М. Вебера и веберовский ренессанс.- М., 1991.- С. 28-62.. Грязнов Б. С. Эволюционизм Г. Спенсера и проблемы развития науки. Позитивизм и наука. Критический очерк.- М., 1975.. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии.- М., 1990.- С. 391-532.. История социологии как научная проблема // Социологические исследования.- 1971.— № 1.,Кареев Н. И. Общие основы социологии. С.-Пб., 1913., Кареев Н. И. Основы русской социологии // Социологические исследования.- 1985.- № 3.. Ковалевский М. М. Социология.- Т. 1, 2- С.-Пб., 1910.. Краткий очерк истории социологии.- М., 1990.. Кон И. С. Позитивизм в социологии. М., 1964.. Лавров П. Л. Исторические письма//Филосо- фия и социология. Избр.произв. в 2-х тт. Т. 2.- М., 1965.. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм//ЛСС. Т. 18. С. 380. Ленин В. И. Статистика и социология/ /ПСС. Т. 30.. Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?//ЯСС Т. 1. Маркс К. [Письмо] П. В. Анненкову//Собр.соч. Т. 27.. Маркс К. Предисловие. К критике политической экономии //Собр.соч. Т. 13.- С. 6-7.. Осипов Г. Б. Современная буржуазная социология.— М., 1964.. Осипова Е. В. Социология Э. Дюркгей-ма: Критический анализ теоретико-методологической концепции. -М., 1977.. Плеханов Г. В. О материалистическом понимании истории. //Избр.философ.произв. в 5-и тт. Т. 2- М., 1956-1958. Плеханов Г. В. О роли личности в истории//Избр. философ.произв. в 5-и тт. Т. 2.. Робер-ти Е. В. Новая постановка основных вопросов социологии.- М., 1909. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.— М., 1992 - С. 156-189.. Социологическая мысль в России./ Под ред. В. Н. Чагина.- Л., 1978. ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА . Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы.- М., 1990.. Афанасьев В. Г. Системность и общество.- М., 1980.. Бендикс Р. Современное общество//Американская социология.— М., 1992- С. 330-340.. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.- М., 1973.. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.. Качан М. С. Мир общения.- М., 1988.. Маркс К. [Письмо] П. В. Анненкову. / /Собр.соч. Т. 27.. Родионов Б. Л. Коммуникация как социальное явление. -М., 1988.. Соковина В. М. О природе человеческого общения.- Фрунзе, 1974.. Шибутани Т. Социальная психология.- М., 1969.. Шилз 3. Общество и общества. // Американская социология.-М., 1970.- С. 341-359.. Шихирев П. И. Современная социальная психология США.- М., 1979. КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ . Анисимов С. Ф. Духовные ценности: Производство и потребление.- М., 1988.. Бчажноков Б. X. Коммуникативное поведение и культура//Совет-скал этнография.- 1978.- № 5.. Бобнева М. И. Социальные нормы и регулирование поведения.- М., 1978.. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма //Избр. произв.- М., 1990.- С. 60-207.. Витаньи И. Общество. Культура. Социология.- М., 1984.. Гайденко П. Г., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс. -М., 1991.- С. 161-171.. Духовное производство. Социально-философский аспект проблем.- М. 1981.. Здравомыслов А. Т. Потребности. Интересы. Ценности.— М., 1986.. Культурная деятельность: опыт социологического исследования.- М., 1988.. МежуевВ. М. Культура и история.- М., 1977.. Неомарксизм и проблемы социологии культуры.- М., 1980.. Сорокин П. Л. Общие черты и различия между Россией и США/ /Социологические исследования.— 1993.— № 8.. Социальные проблемы социальной регуляции поведения.- М., 1976.. Социодинамика культуры.- М., 1973. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА . Арзаканьян Ц. Г. Культура и цивилизация: Проблемы теории и исто-рии/ /Вестник истории мировой культуры.- 1961.. Балаваева 3. В. Идеология социального глобализма: Критический анализ доктрины Римского клуба.- Казань. 1989.. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда//© разделении общественного труда. Метод социологии. -М., 1991 — С. 3-310.. Косолапое В. В., Гончаренко А. Н. XXI век в зеркале футурологии.- М., 1981.. Ленин В. И. Государство и революция//ПСС. Т. 33.. Олех Л. Г. Цивилизация и революция.- Новосибирск, 1989.. Печчеи А. Человеческие качества.- М., 1985.. Социология и проблемы социального развития.- М., 1978.-С. 41-108.. Соарес К. С. Общество в процессе изменения//Социологическое исследования.- 1991.- № 12.. Сорокин П. А. Кризис нашего времени/ /Человек, цивилизация, общество.- М., 1992.- С. 427-504.. Тойн-би А. Дж. Постижение истории.- М., 1991.- С. 5-161. Тинберген Я. Пересмотр международного порядка.- М., 1980.. Форрестер Дж. Мировая динамика.- М., 1978. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КАК ИСТОЧНИК САМОДВИЖЕНИЯ . Андреева Г. С. Социальная психология.- М., 1980.. Антипина Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп.- Л., 1989.. Бороноев А. О., Смирнов П. И. Россия и русские: характер и судьбы страны.- С.-Пб.,1992.. Бромлей В. Ю. Очерки теории этноса.- Л., 1983., Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли.— М., 1983.. Методологические проблемы исследования этнических культур.- Ереван, 1976..Духовная культура и этническое самосознание.- М., 1990.. Козлов В. М. Национальный вопрос: Парадигмы, теория и политика// История СССР.-1990. —№ 1. Мацковский М. С. Социология семьи. Проблемы теории, методология, методики.— М., 1989.. Сорокин П. А. Основные черты русской философской культуры.- М., 1990.- С. 462-489. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ . Берн Э. Игры, в которые играют взрослые люди.- М., 1988., Истопник И. Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведе-ния// Психологические механизмы регуляции социального поведения.- М., 1978.. Кон И. С. В поисках себя.- М., 1984.. Кон И. С. Личность и социальная структура// Американская социология.— М., 1972 — С. 37-53.. Коэн А. К. Отклоняющееся поведение и контроль над ним/'/ Американская социология.- М., 1978.- С. 288-296. ■ Кречмар А. О понятийном аппарате социологической теории личности//Социальные исследования.- М., 1970.- Вып. 5.. Мертон Р. Социальная структура и аномия//Социология преступности.- М., 1966 ■ Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности.- М., 1988.. Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения.- М., 1988.. Пиаже Ж. Избранные психологические труды.- М., 1969. Развитие личности ребенка.- М., 1987.. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -М., 1979.. Современная зарубежная социальная психология.- М., 1984.. Человек как объект социологического исследования.- Л., 1977.. Фрейд 3. Я и Оно.- М., 1925. • Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии.- М., 1975. ■ Ярошевский Т. Личность и общество.- М., 1973. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА . Антипина Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп.- Л., 1988.. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности//Американская социология.- М.,1972.- С. 235-247. ■ Беляева Л. А. Средний слой российского общества: проблема обретения социального статуса//Социологические исследо- вания.— 1993.— № 10.. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура// Социологические исследования.- 1992.- №11.. Комаров М. С. Социальная стратификация и социальная структура//Социологические исследования.— 1992.- № 7.. Райт Э., Перрон В. Марксистские классовые категории и неравенство доходов. Классы и массы.- М., 1978.. Руткевич М. Н., Филиппов Ф. П. Социальное перемещение.- М., 1970.. Рывкина Р. В. Социальная структура обществ как регулятор развития экономики//Экомолшческал социология и перестройка. Под ред. Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной.- М. 1989.- С. 60-89. ■ Сорокин П. А. Социальная стратификация и мобиль-ность//Я. А. Человек. Цивилизация, Общество,- М., 1992.- С. 295-424. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ГЕНЕЗИС И МЕХАНИЗМ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ . Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: Конфликт!- Новосибирск, 1989.. Ватель И. А., Ерешко Ф. И. Математика конфликта и сотрудничества.- М., 1973.. Гусейнов А. Н. Этика ненасилия//Вопросы философии.-1992.- № 3. Дементьев И. О. О психологии национальных конфлик-тов/ /Коммунист.- 1991.— № 1. ■ Дмитриев А. В. Конфликт на российском распутье//Социологические исследования.- 1993.- № 9.. Дробот Г. А. Региональные конфликты: их источники и перспективы разблокирования//Со- циалъно-политический журнал.- 1990.- № 2. Дружинин М. В., Конторов Д. С, Конторов М. Д. Введение в теорию конфликтов.- М., 1989. Зайцев А. К. Социально-трудовой конфликт — это норма. // Социологические исследования. 1993. № 8.. Зайцев А. К. Трудовой конфликт. Калуга. 1991.. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.. Здравомыслов А. Т. Фундаментальные проблемы социологии конфликта в динамике массового сознания. // Социологические исследования. 1993. № 8.. Иванов В. Н. Межнациональные конфликты: социо-психологический аспект. // Социологические исследования. 1992. № 4.. Краснов В. Н. Конфликты в обществе. // Социально-политический журнал. 1992. № 6.. Лапин Н. И. Социальные ценности и реформы в кризисной России// Социологические исследования. 1993. № 7.. Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. М., 1973.. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии., 1977. С. 132 — 133.. Петросян Л., Зенкович Н. А. Оптимальный поиск в условиях конфликта. Л., 1987.. Преториус Р. Теория конфликта. // Полис. 1991. № 5.. Принципы ненасилия: классическое наследие. М., 1991.. Социальный конфликт. Современные исследования. М., 1991.. Семенов В. С. Россия в сети конфликтности; между взрывом и согласием. // Социологические исследования. 1993. № 7.. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. Или переворот без поражения. М., 1990.. Шаленко В. Н. Конфликты в трудовых коллективах. М., 1992.. Фромм 3. Анатомия человеческой деструктивности. // Общественные науки и современность. 1992. № 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ . Андреев Ю. П. Категория «социальный институт»//Философские науки.- 1984.- № 1.. Аникевич А. Г. Политическая власть: Вопросы методологии исследования.- Красноярск. 1986.. Власть: Очерки современной по- литической философии Запада.— М., 1989.. Воучел Э. Ф. Семья и родст-во//Американская социология.- М., 1972.- С. 163-173.. Земски М. Семья и личность.- М., 1986.. Тернер Дж. Структура социологической теории.- М., 1985.. Лейман И. И. Наука как социальный институт.- Л., 1971.. Мацков-ский М. С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики.— М., 1983.. Титмонас А. К вопросу о предпосылках институционализации на-уки//Социологические проблемы науки.- М., 1974.. Троц М. Социология образования//Американская социология.- М., 1972.- С. 174—187.. Харчев Г. Г. Брак и семья в СССР.- М., 1974.. Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы.- М., 1978. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ . Блау П. М. Исследование формальных организаций//Американская социология: Перспектива. Проблемы, Методы.- М., 1970.- С. 93-105.. Гвиши-ани Д. М. Организация и управление. Социологический анализ буржуазных теорий.- М., 1979.. Голднер Э. Анализ организаций//Социология сегодня. Проблемы и перспективы.- М., 1967.- С. 167-472.. Кравченко А. И. Трудовые организации: структура, функции, поведение.- М., 1992.- С. 11-112..Лапин Н. И. Проблемы социального анализа организационных сис-тем//Вопросы философии.- 1974.- № 7.. Макаренко В. П. Вера, власть и бюрократия (Критика социологии М. Вебера).— Ростов, 1988.- С. 269-286.. Пригожий А. И. Социология организации.- М., 1980. Сетров М. И. Основы функциональной теории организации.- Л., 1973.. Социология и проблемы социального развития.- М., 1978.. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства//Соч. Т. 21. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ РЕЛИГИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕРКВИ . Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия ми-ра//Избр.произв.- М., 1990.- С. 307-344.. Вебер М. Философия и социология религии//Работы по социологии религии и культуры.- Вып. 1.— М., 1991.- С. 4-24.. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий//Работы по социологии религии и культуры.- Вып. 1.— М., 1991.- С. 61-100.. Добренькое В. И., Радугин А. А. Методологические вопросы исследования религии.- М., 1989.. Токарев С. А. Ранние формы религии.- М., 1990. Клочков В. В. Религия, государство, право.- М., 1978.- С. 116-120.. Угринович Д. М. Введение в религиоведение.- М., 1985.. Яблоков И. Н. Социология религии.- М., 1979. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ И НОВОВВЕДЕНИЯ. . Блейк Р. Р., Моутон Д. Научные методы управления.- Киев. 1990.. Гвиши-ани Д. И. Организация и управление.- М., 1979.. Гурней Б. Введение в науку управления.- М., 1969.. Дикарева А. Н., Мирская М. И.- Социология труда. М., 1989.. Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Очерки теории.- Новосибирск, 1991.. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов.- М., 1990.. Кравченко А. И. Трудовые организации. Структура. Функции, Поведение.- М., 1991.. Лапин В. И. Проблема неформаль- ной группы в «индустриальной социологии»//Социальные исследования.-М., 1988.— Вып. 2.. Мухамбетов Т. И. Мотивационные механизмы управления трудом.— Алма-Ата, 1991.. Омаров А. М. Руководитель: размышления о стиле управления.— М., 1987.. О'Шонесси. Принципы организации управления фирмой.- М., 1979.. Пригожий А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики).— М., 1989.. Пригожий А. И. Социология организаций.- М., 1980.. Свенцицкий А. Социальная психология управления.- Л., 1986..Служба социального развития предприятия. Практическое пособие//Грешков В. И., Кравченко А. И. и др.- М., 1989.. Субочева О. Н. Субъективность, производственного коллектива//Со-циологические исследования.- 1993.- № 11.. Уотермен Р. Фактор обновления.- М., 1988.. Файоль А. Общее и промышленное управление.- М., 1923.. Херцберг Ф., Майнер М. Побуждения к труду и производственная мотивация//Социологические исследования.- 1990, № 1..Янг С. Система управления организацией.— М., 1972. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ЭМПИРИЧЕСКОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ . Антипина Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп.— М., 1982.. Батыгин Г. С. Обоснование научного метода в прикладной социологии.- М., 1986. Воронов Ю. П. Методы сбора информации в социологических исследованиях. -М., 1974.. Здравомыслов А. Г. Методология и процедуры социологических исследований.- М., 1969.. Мацковский М. С, Ермакова О. В. Методические вопросы переработки социологической информации//Проблемы обработки и автоматизированного поиска социологической информации.- М., 1977.- С. 54-83.. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование.- М., 1975..Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии.- М., 1978.. Осипов Г. В., Андреев Э. П. Измерение в социологии.- М., 1980.. Паниотто В. И., Мак-сименко В. С. Количественные методы в социологических исследованиях.-Киев, 1982.. Рабочая книга социолога.- М., 1983.. Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы.- М., 1972. Радугин А. А. Радугин К. А. Социология Разработка серии, макет, обло.жка Э. Дудин Верстка Л. Чуплыгина Художественный редактор В. Цепилов Технический редактор Р. Белкина Корректор Л. Захарко Издательская лицензия ЛР № 063857 Сдано в набор 10.05.97 Подписано в печать 3.11.97. Формат 60x90/16. Бумага книжно-журнальная. Гарнитура JournalC Печать офсетная. Печатных листов 10 Тираж 20000 экз. Заказ № 383. Издательство "ЦЕНТР", 103009 Москва, Тверская 10, тел. 229.36.69 Отпечатано в Московской типографии № 6 Комитета Российской Федерации по печати, 109088 Москва, Ж-88, Южнопортовая ул., 24 Беседой называют опирающийся на имеющиеся знания и жизненный опыт вопросно-ответный способ организации взаимодействия. Образовательный потенциал. Беседа способствует: - повышению внимания школьников, созданию атмосферы всеобщей заинтересованности; - активизации мышления (в процессе беседы мыслительная деятельность как бы выводится «наружу») - развитию коммуникативных, познавательных и творческих способностей учащихся; - обучению коллективному поиску истины, воспитанию взаимопомощи, формированию общественного мнения; - развитию ценностного отношения к предмету беседы. Беседа активно используется педагогом для решения воспитательных и дидактических задач Учебная беседа также способствует: - активному освоению новых знаний; (обучающая функция — посредством беседы учитель раскрывает содержание нового материала, связывая его с ранее изученным); - расширению, углублению имеющихся знаний, осмыслению жизненного опыта (закрепляющая функция — посредством вопросов актуализируются уже усвоенные школьниками знания, выявляются новые аспекты, что способствует расширению и углублению знаний); - контролю и корректировке знаний (контрольно-корректировочная функция — посредством специально подобранных вопросов определяется уровень усвоения учащимися учебного материала); - обобщению и систематизации знаний (систематизирующая функция — ответы на специально подобранные вопросы помогают учащимся осмыслить связи между знаниями). По характеру организуемой познавательной деятельности различают два типа беседы: репродуктивную и продуктивную. Репродуктивная беседа предполагает воспроизводящую деятельность учащихся (знакомые способы оперирования знакомым учебным материалом). По назначению различают следующие виды репродуктивной беседы: · вводная беседа — проводится перед началом учебной работы с целью выяснения понимания учащимися сути и значения предстоящей работы, их представления о последовательности действий: перед экскурсией, лабораторными и практическими занятиями, перед самостоятельным изучением нового материала; · закрепляющая (синтезирующую) беседа — используется для обобщения и систематизации имеющихся у школьников знаний; · контрольно-корректировочная беседа — применяется для диагностики уровня знаний, а также в случае, когда необходимо уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания; · катехизическая беседа — проводится с целью сообщения новых (или закрепления имеющихся) знаний, предполагает запоминание ответов, не допускает возражений; используется при изучении информации, связанной с сохранением жизни и здоровья (например, правил техники безопасности, правил дорожного движения и т.п.). Беседы продуктивного типа направлены на организацию активной познавательно-поисковой деятельности учеников. К беседам продуктивного типа относятся: · сократическая беседа (названа по имени древнегреческого философа Сократа, использовавшего такую беседу еще в V веке до н. э.) — допускает сомнения и возражения, выраженные в мягкой, почтительной форме; как известно, Сократ с помощью вопросов доводил до абсурда неправильные суждения собеседников, тем самым направляя их к верному ответу на поставленный вопрос; беседа готовит школьников к дискуссии; · эвристическая беседа — от греческого «эврика» ‑ «нашел». Эвристическая беседа направлена на организацию поисковой деятельности учащихся под руководством учителя, на обучение элементам творческого поиска при решении проблемных задач. Ее можно рассматривать как I ступень, подготовку к проблемному обучению. Учитель с помощью вопросов расчленяет проблему таким образом, чтобы каждый вопрос вытекал из предшествующего, а вместе они вели бы к решению проблемы. При этом раскрывается логика рассуждения, поисковые мыслительные операции как бы выводятся «наружу», осваиваются этапы проблемного поиска. Это формирует у учащихся умение вести поиск самостоятельно: соотносить ответ с вопросом, новый поисковый шаг с предыдущим, контролировать достаточность доказательства и т.д. В ходе эвристической беседы могут возникать или специально планироваться учителем элементы дискуссии. Это приучает школьников к аргументированности и доказательности ответа. Подготовка беседы. Педагог, конструируя беседу, не только определяет ее тему, цель, составляет ее план-конспект (формулирует основные и вспомогательные вопросы), но и подбирает наглядные пособия, демонстрационный эксперимент, продумывает обобщения, выводы по узловым вопросам. Особое внимание уделяется формулированию вопросов, их логической последовательности. В беседе используются вопросы двух типов: - репродуктивные, требующие точного и полного воспроизведения знаний и способов деятельности (они адресованы, в основном, к памяти учащегося); - продуктивные (поисковые, творческие), требующие не только припоминания уже известного, но совершения логических операций: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, выделения главного, умозаключения и т.д., т.е. применения полученных знаний.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |