Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль и оценка

Распределение ресурсов

Получение информации

Формулировка стратегии решения проблемы

Определение проблемы

Распознавание проблемы

Проблемный анализ.

Получение знаний о конкретной системе предполагает проблемную ориентированность когнитивной деятельности. Разобраться в особенностях деятельности системы необходимо с целью выявления ее проблем: это либо проблемы сохранения (устойчивости) системы, либо проблемы развития, совершенствования деятельности системы. Для этого выявляют структуру, функции и процессы, определяющие системы. И все это знание о системе должно быть проблемно-ориентированным.

Процесс решения проблем включает шесть этапов, которые образуют цикл:

Этот цикл никогда не обрывается, поскольку решение одной проблемы, как правило, составляет базис следующей. Шесть этапов или шагов цикла не всегда обязательно выполняются в описанной ниже последовательности, хотя приведенный порядок является, по-видимому, наиболее типичным.

2.1. Распознавание проблемы .

Чтобы решать проблему, необходимо сначала понять, что она существует. Этот этап в определенном смысле является ключевым, поскольку, не распознав проблему, вы не приложите никаких усилий, чтобы решить ее. Для этого необходимо уметь выявлять индикаторы проблемы. Как правило, индикаторы проблемы проявляют себя в виде ОТКЛОНЕНИЙ от заданных значений: целевых показателей, временных параметров, затрат ресурсов – людских, материальных, финансовых.

Распознавание проблемы является для многих людей камнем преткновения. Например, алкоголики, как правило, не в состоянии признать существование проблемы, которая губит их здоровье и делает невыносимой жизнь окружающих людей. Традиционным защитным механизмом в случае алкоголизма является всеобщее отрицание: делается вид, что ничего страшного не происходит. Достаточно распространен еще один защитный прием — перенос проблемы: заявляется, например, что проблема как раз у тех, кто жалуется на пьяниц — они черствы и нетерпимы к окружающим и ко всему миру. Это перенос внутренних проблем во внешнюю форму.

Школы постоянно учат детей решать задачи — тоже своего рода проблемы. Они поставлены достаточно определенно. Эти задачи пронумерованы, в конце каждой из них стоит вопросительный знак и появляются они обычно в конце тестов или глав учебника. Но в реальном мире проблемы никто не нумерует, вопросительные знаки не расставляют, а появляться они могут где угодно: и в середине главы жизни, и в ее начале. Надо различать умение, навыки преодоления ТРУДНОСТЕЙ от умения решать ПРОБЛЕМЫ,

Что же указывает на наличие проблемы? Однозначного ответа здесь нет. Как уже говорилось, для этого необходимо научиться выделять индикаторы проблем в виде отклонений от заданных параметров функционирования системы. В первую очередь в системе координат ЦЕЛИ – ЗАТРАТЫ. Но симптомы, как правило, в том, что система уже не работает так, как должна; что людям, включая и вас самих, как-то не по себе; что подходы, которые раньше давали одни результаты, сейчас приводят совсем к другим, гораздо менее приемлемым. Когда люди неспособны вовремя распознать проблему, они бездействуют до тех пор, пока не становится слишком поздно или пока не приходится применять радикальные меры. Отрицание симптомов серьезной болезни и запоздалое лечение, как правило, к добру не приводит.

Например, одним из видов симптомов проблем может являться невостребованность. Невостребованность выпускников ВУЗа по определенной специальности (не нашли работу по специальности более половины выпускников). Спад продаж продукции определенного вида. Симптомы демографических проблем – падение рождаемости и рост смертности населения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Kогнитивный слой | Определение проблемы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.