Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение проблемы

Просто распознать наличие проблемы еще недостаточно - ее необходимо определить. Например, люди часто понимают, что в их взаимоотношениях есть проблемы, но суть их они определить не могут или делают это неправильно.

Как правило, чем больше времени тратится на выяснение сути проблемы, тем меньше времени тратится на ее решение: правильная постановка задачи - половина решения. Проводились сравнительные исследования методов работы выдающихся и менее выдающихся специалистов по решению проблем. Более преуспевшие в этом люди, занимаясь сложными задачами, большее время обдумывают, что именно предстоит сделать, и меньшее тратят на саму работу; у менее преуспевающих все наоборот — они длительное время тратят на борьбу со всевозможными трудностями, поскольку не всегда точно определяют истинное содержание проблемы.

Именно такие различия характерны для экспертов и новичков в самых различных сферах деятельности. Эксперты больше ломают голову над тем, что из себя представляет проблема, а новички пытаются решать проблему, не разобравшись толком в ее сути. С другой стороны, хорошо разобравшись в сути проблемы, дальше будет проще ее типизировать, то есть подобрать типовое решение среди аналогов. Ведь по ходу решения проблем должна накапливаться база данных сценариев решений проблем.

Сколько времени можно думать над решением?

Все зависит от важности последствий. Примерно оцените свой выигрыш в случае правильного выбора и проигрыш в случае неудачи (не в виде конкретной цифры, а в виде возможного диапазона значений). Чем выше риск, тем дольше следует обдумывать стратегию своего поведения.

Оцените также степень необратимости последствий вашего выбора. Если вы сможете внести необходимые коррективы по ходу дела, то можно и не затягивать с решением, если же ваше решение запускает цепь необратимых последствий, то имеет смысл обдумать все дополнительно.

Еще одно важное замечание – на самом деле, время принятия решения гораздо короче времени, необходимого для воплощения этого решения в жизнь (особенно в большой организации) – согласования в различных подразделениях, определения исполнителей, поиска необходимых ресурсов и т. п. Поэтому особенно не спешите. Лучше подольше подумайте, а поспешать должны исполнители.

Проблемы делятся на проблемы сохранения и проблемы развития организационных систем. Отличие между ними в том, что проблемы сохранения появляются извне, а проблемы развития - ставятся (и разрешаются) самостоятельно.

Проблемы сохранения возникают вдруг, и связаны они с нарушением (или угрозой нарушения) существующего положения - нарушается гомеостаз, возникает дисбаланс. Проблема сохранения - это проблема восстановления равновесия, восстановления нарушенного статус-кво.

Все циклически, с определённым периодом возникающие проблемы являются таковыми. Например, проблемы возобновления производственных ресурсов - это проблемы сохранения.

Проблемы развития не возникают, но осознаются таковыми при наличии цели, которой следует достичь и на пути к которой стоят препятствия. Преодоление препятствий на пути к цели - это проблема развития.

В смысле выработки решений, от уникальных – до типовых, проблемы, как фактор порождения решений, в первом приближении можно подразделить на четыре типа.:

Типичные проблемы (их большинство). Чем раньше руководитель на производстве или в бизнесе поймет это и обнаружит механизмы их возникновения, тем лучше. В хорошо отлаженном бизнесе число подобных проблем минимально, в начале процесса или у плохого управляющего – их хоть отбавляй, причем менеджеры пытаются бороться с каждым следствием одной глубинной проблемы, как с самостоятельным фактором, что очень неэффективно. К этому типу относятся, например, решения, касающиеся товарных запасов на предприятии или производственные процессы.

Вторая группа проблем (и их решений), которые, будучи специфическими, в отношении отдельных учреждений, носят общий характер. То есть менеджер считает, что столкнулся с уникальной проблемой, не зная, что это – общий момент для всех других систем. Это обуславливается отсутствием опыта решения проблем. Например, в свое время основные проблемы фирмы IBM – крупнейшего производителя вычислительных систем и программного обеспечения, были решены за счет приглашения топ-менеджера из фирмы по производству прохладительных напитков.

Третья группа – это действительно исключительные, уникальные проблемы. Следует отметить, что действительно уникальные проблемы возникают достаточно редко, чаще – это всего лишь предвестник новой тенденции. Когда такая проблема возникает, следует задать вопрос: «Является ли это действительно исключением или же просто проявлением чего-то нового?». Тот руководитель, который первым правильно ответит на этот вопрос, в дальнейшем будет иметь максимальные шансы стать лидером отрасли. Так, при организации производства самолета ТУ-4 на основе американской технологии проблемой была координация и налаживание кооперации более 800 заводов.

Начальное проявление новой проблемы, которая в будущем может стать типичной, является четвертой и последней категорией, с которыми приходится иметь дело в процессе принятия решений. Например, проблема автомобильных «пробок» на дорогах поначалу была новой для Москвы, а затем стала типичной для всех крупных городов России.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контроль и оценка | Превращение проблемы в возможности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.