КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жизненный цикл этноса
Жизненный цикл этноса исследовал Л.Гумилев, Критикуя идею цикличности цивилизаций А.Тойнби, который разделял в человеке биологическое и социальное, Л.Гумилев считал, что оба эти фактора находятся в неразрывном единстве. Под этносом Л.Гумилев понимал естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из взаимной симпатии или антипатии особей (комплиментарности). Л.Гумилев много внимания уделил исследованию возрастов этноса, описал схему развития этнических целостностей и сделал попытку объяснить “почему вечность им противопоказана”. Он ввел понятие пассионарности, как характеристику поведения, под которой понимал: “эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность часто ради иллюзорной цели”. Под пассионарностью, как видом энергии, он понимал способность людей к сверхнапряжению. Исследовав 40 индивидуальных историй этногенеза (процесса от момента возникновения до момента исчезновения этнической системы под влиянием постепенной потери пассионарности), Л.Гумилев разработал модель жизненного цикла этноса, состоящего из семи фаз: 1. Подъём скрытый. 2. Подъем явный. 3. Акматическая фаза. 4. Надлом 5. Инерционная фаза. 6. Обскурация. 7. Регенерация. 8. Реликт [ 5 ]. Началом жизни этноса может стать пассионарный толчок, после которого этнос должен немедленно сложиться в систему. В противном случае он будет уничтожен соседями. В фазе подъёма этнос с целью самосохранения создаёт социальные институты, специфика которых определяется уровнем развития человечества и географическими условиями. Потребность в самоутверждении обусловливает быстрый рост системы и её территориальную экспансию. В это же время усложняются и внутриэтнические связи. В акматической фазе пассионарное напряжение достигает предела. В фазе подъёма и в акматической фазе резко возрастает уровень пассионарного напряжения системы, которое определяется количеством имеющейся в этнической системе пассионарности, деленное на число людей, составляющих этническую систему. Возрастание уровня пассионарного напряжения характеризуется стремлением к благоустройству в жизни, к поиску удачи, даже с риском для жизни, стремлением к идеалам знания, успеха, победы. Затем происходит надлом, который характеризуется снижением пассионарности и сопровождается повышением вероятности распада и гибели этноса. В инерционной фазе укрепляется государственная власть и социальные институты, накапливаются материальные и духовные ценности, идет активное преобразование природы. Большим авторитетом и влиянием в обществе пользуются гармоничные личности. В фазе обскурации (появление крайне враждебного отношения к просвещению, культуре и науке) общество начинает разлагаться. Усиливаются преступность, коррупция, численность населения значительно сокращается. В этом случае данная этническая система может стать лёгкой добычей соседей. В фазе регенерации возможно кратковременное восстановление этнической системы, а затем система переходит в реликтовую стадию, которая может продолжаться очень долго. В это время в обществе вспоминают в виде легенд о былом величии этноса и о его героях [ 5 ].
Жизненный цикл общественных движений. Одним из особых видов организации можно рассмотреть общественные движения. Для случаев, когда социальная среда существенно не меняется, немецкий социолог О.Рамштадт предложил рассматривать семь следующих фаз развития общественного движения. Фаза 1. Латентная - характеризуется проявлением социального недовольства, поляризацией граждан и властей. Недовольные властью образуют группу единомышленников, которая протестует против действий данной конкретной власти и её представителей. Эта группа считает, что во всем виноваты власти и отдельные её представители, а не система. Все события в обществе рассматриваются только через конфликты, конфронтацию по принципу “Мы” и “Они”. Фаза 11. Артикуляция проблемы. Движение протеста выдвигает требование не только смены властей, правительства, но и “смены курса” и преобразований существующей социальной системы. Фаза 111. Формирование движения. Движение обретает групповую идентичность и начинает активную пропагандистскую деятельность, призывая к коллективным действиям протеста. Фаза 1У. Разработка идеологии. Движение формулирует цели, программу действий, способные, по мнению лидеров, вывести общество из кризиса. В программе содержатся также планы радикальных изменений существующей социальной системы и её институтов. Фаза У. Рост движения. Движение становится массовым, масштаб и интенсивность действий протеста против существующих институтов достигают своего максимума. Появляются гибкие формы организации быстрой мобилизации сторонников. Фаза У1. Организация. Возникает централизованная организационная структура, появляются правила, дисциплина. Ядро движения берет по контроль местные, локальные группы и ячейки активистов движения. Фаза У11. Институализация движения. Постепенно общественное движение поглощается организацией и превращается в социальный институт. Движение приобретает легальный статус, оно встраивается в систему существующих социальных институтов, становясь одной из политических партий или общественных организаций. Лидеры движения кооперируются в действующие структуры исполнительной или законодательной власти. На этой фазе завершается жизненный цикл общественного движения. ( Цит. по [ 7 ])
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |